Поиск авторов по алфавиту

Автор:Зандер Лев Александрович

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЯ:

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ТРУДОВ О. СЕРГИЯ.

При составлении настоящего указателя мы руководились исключительно практическими соображениями легкости и удобства быстрого нахождения любого труда о. Сергия. Поэтому, нарушая принцип единства классификации, мы разбили все писания о. Сергия на несколько отделов — по их содержанию. В каждом отделе статьи помещены в алфавитном порядке их заглавий. Однако, в отделах экономики, философии и богословия книги отделены от статей и расположены в порядке их значительности и связи. Кроме того, статьи о. Сергия, посвященные тем или иным лицам и их творчеству, выделены нами в особые отделы, в которых все эти статьи помещены под именами тех лиц, которым они посвящены. Помимо статей и исследований сюда входят также некрологи и рецензии.

Отделов всего 10:

1) Экономические труды.

2) Философские труды.

3) Богословские труды.

4) Публицистика и политика.

5) Труды на иностранных языках (английском, немецком, французском и других).

6) Проповеди.

7) Ненапечатанные труды.

8) Статьи, посвященные русским мыслителям, поэтам и художникам.

9) Статьи, посвященные иностранным философам, писателям и художникам.

10) Экскурсы, посвященные отцам и учителям Церкви.

347

 

 

I. – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

Книги:

О рынках при капиталистическом производстве. 1896. Москва.

Капитализм и земледелие. Т. I и II. 1900. СПБ.

Краткий очерк политической экономии. Вып. 1. 1907. Москва.

История экономических учений (литографированное издание). Выл. I, изд. 7-е. 1918. Москва, стр. 191; вып. II, изд. 8-е. 1919. Москва, стр. 191+6.

Очерки по истории экономических учений. Вып. І, изд. I — 1913; изд. II — 1918. Москва, стр. 232+2; вып. II, изд. I-VII.

Статьи:

Классическая школа и историко-этическое направление в политической экономии; в “Новом Слове”, 1897, XI.

Основные понятия политической экономии; в “Научном Обозрении”, 1898, VI и 1899, I-II.

Ралахайнский эксперимент; в “Мире Божием”, 1900, II.

К вопросу о капиталистической эволюции земледелия; в “Началах”, 1901, январь-март.

Что такое трудовая ценность; в “Сборнике правоведения и общественных знаний”. Москва. Т. VI.

348

 

 

II. – ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ

Книги:

От марксизма к идеализму. 1903. С.-Петербург. Стр. ХХІ+347.

Философия хозяйства, часть I. 1912. Москва. Изд. “Путь”; стр. IV 321 + V.

Два града. Т. I и II. 1911. Москва. Изд. “Путь”, стр. XXI+ 303; 313.

Свет Невечерний. 1917. Москва. Изд. “Путь”, стр. IV + 417.

Тихие думы. 1918. Москва. Изд. Лемана и Сахарова, стр. 203.

На пиру богов. 1921. София. Российско-Болгарское К-во, стр. 118.

Автобиографические Заметки. 1947. Париж YMCA-Press, стр. 165.

Статьи:

(в алфавитном порядке). (Сюда не входят статьи, посвященные отдельным авторам, — см. стр. 367).

Апокалиптика и социализм; в “Русской Мысли”. 1910, VI и VII, и в “Двух Градах”, т. II, стр. 51-127.

Апокалиптика, социология, философия истории, социализм; в “Русской Мысли”. 1910; VI — стр. 66-90 и VII — стр. 1-28.

Воскресение Христово и современное сознание; в Пасхальных номерах 1906 г., газеты “Народ”; отдельной брошюрой (вместе со статьей “Интеллигенция и религия (о противоречиях современного безрелигнозного мировоззрения)” — 1908. Москва, стр. 48; и в “Двух Градах”, т. II, стр. 166-176.

В Айа Софии; в “Русской Мысли”, 1923, кн. VІ-VIII; стр. 229-237; и в “Автобиографических Заметках”; стр. 94-102.

Героизм и подвижничество; в сборнике “Вехи”, 1909, (3 изд.); стр. 23-69 и в “Двух Градах”, т. П, стр. 176-222.

Две встречи; в “Русской Мысли”, 1924, ІХ-ХІI, стр. 425-433 и в “Автобиографических Заметках”, стр. 103-113.

Догматическое обоснование культуры; в “Вестнике РСХД”. 1930. № 7, стр. 8-12.

Душа социализма; в “Новом Граде”; № 1 — 1931, стр. 49-58; № 3 — 1932, стр. 33-45; № 7 — 1933, стр. 35-43.

349

 

 

Экономический материализм как философия хозяйства (глава из “Философии хозяйства”); в “Русской Мысли”, 1912. I, стр. 44-64.

Задачи политической экономии; в “От марксизма к идеализму”; стр. 317-347.

Закон причинности и свобода человеческих действий; в “Новом Слове”, 1897, апрель и в “От марксизма к идеализму”, стр. 35-52.

Интеллигенция и религия; в “Русской Мысли”, 1908, стр. 72-103, и отд. брошюрой, см. “Воскресение Христово и современное сознание”.

Искусство и теургия, (фрагмент); в “Русской Мысли”, 1916, ХII, стр. 1-24.

Народное хозяйство и религиозная личность; в “Московском Еженедельнике”, 1909, № 23 и 24 и в “Двух Градах”, т. I, стр. 178-205.

Нация и человечество; в “Новом Граде”, 1934, № 8, стр. 28-38.

О закономерности социальных явлений; в “Вопросах философии и психологии”, 1896, кн. V (№ 35), и в “От марксизма к идеализму”, стр. 1-34.

О противоречивости современного безрелигиозного сознания. Приложение к книге А. В. Ельчанинова: История религии (1909). Москва; стр. 212-245; под заглавием: “Интеллигенция и религия”, напечатано в “Русской Мысли” 1908, III, стр. 72-108 и отдельно: см. “Воскресение Христово и современное сознание”.

О реалистическом мировоззрении; в “Вопросах философии и психологии”, 1904, III, стр. 3S0-403.

О социальном идеале; в “Вопросах философии и психологии”, 1903, III и в “От марксизма к идеализму”, стр. 288-316.

О тварности; в “Вопросах философии и психологии”, 1915; IV, стр. 293-344.

Об экономическом идеале; в “Научном Слове”, 1903, V и в “От марксизма к идеализму”, стр. 263-287.

Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве.

Основные проблемы теории прогресса; в “Проблемах идеализма”. 1902, Москва, стр. 1-47 и в “От марксизма к идеализму”, стр. 112-160.

Отрицательное богословие; в “Вопросах философии и психологии”; 1915; I - стр. 1-86 и III — стр. 244-291.

Первохристианство и новейший социализм; в “Вопросах философии и психологии”, 1909, III — стр. 215-268 и в “Двух Градах”, т. II, стр. 1-50.

350

 

 

По поводу двух писем; в “Вестнике РСХД”, 1930, № 7, стр. 25-27.

Под знаменем Университета; в “Вопросах философии и психологии”, 1906, V, стр. 453-468.

Политическое освобождение и церковная реформа; в “Вопросах жизни”, 1905, апрель-май, стр. 491-522.

Православие и культура; в “Вестнике РСХД", 1931, № 10, стр. 11-18.

Православие и социализм; в “Пути”, № 20 — 1930 — февраль, стр. 93-95 и в “Вестнике РСХД”, 1930, № 1, стр. 7-9.

Предисловие к русскому изданию книги И. Зейпеля: Хозяйственно-этические взгляды отцов Церкви. 1913. Москва, изд. “Путь”, стр. І-ІV.

Проблемы философии хозяйства; в “Вопросах философии и психологии”, 1910, IV, стр. 504-527.

Размышления с национальности; в “Вопросах философии и психологии”, 1910, III; стр. 385-412 и в “Двух Градах”, т. II, стр. 278-303.

Революция и реакция; в “Московском Еженедельнике”, 1910, 20 февраля.

Религия чедовекобожия в русской революции; в “Русской Мысли”, 1908, III, в “Двух Градах”, т. II, стр. 128-166 и отд. изд. под заглавием: “Интеллигенция и религия”.

Русские Думы; в “Русской Мысли”, 1914, ХII, стр. 108-115.

Софийностъ твари (космодицея); в “Вопросах философии и психологии”, 1916; II-III; стр. 79-19-1.

Спор о Прагматизме (стенографическая запись прений с участием С. Н. Булгакова); в “Русской Мысли”, 1910; V, стр. 138-142.

Средневековый идеал и новейшая культура; в “Русской Мысли”. 1907, I и в “Двух Градах”, т. I, стр. 150-177.

Трансцендентальная проблема религии (вступительная глава к подготовляемому исследованию по философии религии); в “Вопросах философии и психологии”; 1914; IV — стр. 580-652 и V — стр. 728-780.

Три идеи, в “Русской Мысли”, 1913, II, стр. 142-149.

Философия хозяйства (речь на докторском диспуте при защите диссертации) в “Русской Мысли”, 1913, V, стр. 70-79.

Хозяйство и право; в “Сборнике общественных знаний”, 1898, СПБ, и в “От марксизма к идеализму” стр. 53-82.

Христианская социология — литографир. издание РСХД во Франции, 1928, Париж, стр. 37.

Христианство и социальный вопрос; в “Вопросах религии” 1906, Москва, вып. I, и в “Двух Градах”, т. I, стр. 206-233.

351

 

 

Христианство перед современной социальной действительностью; в Приложении к № 32 “Путл” — 1932, февраль, стр. 27-31.

Церковь и культура; в сборнике “Вопросы религии”, 1906, Москва, стр. 38-52, и в “Двух Градах” т. II, стр. 303-313.

Церковь и государство; в сборнике “Вопросы религии”, 1906, Москва, стр. 53-101.

Церковь и социальный вопрос; в сборнике “Вопросы религии”, 1906, Москва, стр. 298-334, и в “Двух Градах”, т. I. стр. 206-233.

Человечность против человекобожия (историческое оправдание англо-русского сближения) в “Русской Мысли”, 1917, V-VI, стр. 1-32.

352

 

 

III. – БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ

Книги:

Купина Неопалимая, 1927, Париж, стр. 289.

Друг Жениха (Ио. III, 28-30), 1927, Париж, стр. 277.

Лестница Иаковля, 1929, Париж, 229.

Агнец Божий. О Богочеловечестве, ч. I,1933. Paris. YMCA- Press, стр. 473.

Утешитель. О Богочеловечестве, ч. II. 1936.Paris. YMCA-Press, стр. 449.

Невеста Агнца. О Богочеловечестве, ч. III. 1945, Paris. YMCA-Press, стр. 624.

Св. Петр и Иоанн. Два Первоапостола, 1926. Paris. YMCA- Press, стр. 91.

Икона и икопопочитание, 1931. Paris. YMCA-Press, стр. 166.

О чудесах Евангельских, 1932. Paris. YMCA-Press, стр. 116.

Радость Церковная. 1938. Париж, стр. 98.

Апокалипсис Иоанна. Париж, стр. 353.

 

Статьи (в алфавитном порядке).

Агнец Божий — автореферат; в “Пути”, № 41 — 1933, ноябрь- декабрь, стр. 101-105.

Афонские дела; в “Русской Мысли”, 1913, IX, стр. 37-46,

Благодатные заветы Преп. Сергия русскому богословию; в “Пути”, № 5 — 1926, октябрь-ноябрь, 3-19.

Догмат и догматика; в “Живом Предании” (1936), Paris. YMCA-Press, стр. 9-24.

Главы о Троичности в “Трудах Православного Богословского Института в Париже”; вып. I, стр. 31-70, вып. II, стр. 57-85.

Евхаристический догмат; в “Пути”, № 20 — 1930, февраль, стр. 3-46 и М 21, 1930, апрель, стр. 3-33.

Еще к вопросу о Софии Премудрости Божией; Приложение к “Пути”, № 50 — 1936, январь-апрель. Приложение, стр. 1-24.

353

 

 

Иерархия и Таинства, в “Пути”, № 49 — 1935, октябрь-декабрь, стр. 23-47.

Иуда Искариот Апостол-Предатель; в “Пути”, №26, — 1931, февраль, стр. 3-60 и № 27 — 1931, апрель, стр. 3-42.

Из богословской литературы (рецензия); в “Трудах Православного Богословского Института в Париже”, выл. I, стр. 213-214.

К вопросу о дисциплине покаяния и причащения (по поводу тезисов проф. прот. о. Г. Налимова — “Путь”, № 18); в “Пути” № 19 — 1929, ноябрь, стр. 70-95.

К вопросу о Лозаннской конференции; в “Пути”, № 13 — 1928, октябрь, стр. 71-82.

Крест Богоматери; в “Богословской Мысли”, 1942. Париж, стр. 5-24.

Кризис Христианства в современном протестантизме; в “Русской Мысли”, 1911 — VI и в “Тихих Думах”, стр. 156-162.

На путях догмы; в “Пути”, № 37 — 1933, февраль, стр. 3-35.

Новый соблазн в христианском мире; в “Вестнике Русского Студенческого Христианского Движения”, 1930, № 3, стр. 7-9-12.

О Первохристианстве; в “Русской Мысли”, 1909, VI-VII и в “Двух Градах”, т. I, стр. 234-303.

О Софии Премудрости Божией, 1935. Париж, стр. 20-63.

О Царствии Божием; в “Пути”, № 11 — 1928, нюнь; стр. 3-30.

Ответ проф. Г. Эренбергу о православии и протестантизме: в “Пути”, №5 — 1926, октябрь-ноябрь, стр. 90-92.

Очерки учения о Церкви; в “Пути” № 1 — 1925, сентябрь, стр. 53-78; № 2 — 1926, январь, стр. 47-58; № 4 — 1926, июнь- июль, стр. 3-20; № 15 — 1929, февраль, стр. 39-80; № 16 — 1928, май, стр. 19-48.

При реке Ховаре; в “Пути”, № 47 — 1935, апрель-июнь, стр. 66-70 и в “Вестнике РСХД”, 1935, № IV-V, стр. 19-23.

Проблема “условного бессмертия”; в “Пути”, № 52 — 1936- 1937, ноябрь-март, стр. 3-23 и № 53 — 1937, апрель-нюнь, стр. 31-19.

Протоколы семинария “Новозаветное учение о Царствии Божием”; в “Духовном мире студенчества”. Прага, вып. I в № 3, стр. 23; вып. II в № 4, стр. 24; выл. III (Paris) стр. 25.

Профессорская религия; в “Русской Мысли”, 1910, X и в “Тихих Думах”, 1918, Москва, стр. 146-156.

“Религиозная жизнь на Западе”. — “Русская Мысль”, 1910- 1911, см. “Профессорская религия” и «Hat Jesus gelebt?».

354

 

 

Святый Грааль (Ио. XIX, 34); в “Пути”, № 32 — 1932, февраль, стр. 3-42.

Сила Церкви; в “Вестнике РСХД”, 1937, № 1-2, стр. 3-8 и 1938, № 1, стр. 3-8.

“Современное арианство” — “Тихие Думы”, см. “Профессорская религия” и «Hat Jesus gelebt?».

У кладезя Иаковля (Ио. IV, 23); в “Христианском воссоединении” (1933). Paris. YMCA-Pressc, стр. 9-32.

«Una Sancta » (основание экуменизма); в “Пути”, № 58, — 1938-1939, ноябрь-январь, стр. 3-14.

Утешитель (Автореферат); в “Пути”, № 50 — 1936, январь-март-апрель, стр. 66-69.

«Hat Jesus gelebt» в “Русской Мысли”, 1911, VII и в “Тихих Думах”, 1918. Москва, 162-174.

Христианство и мифология; в “Русской Мысли”, — 1911, VIII, XI, стр. 112-133 и в “Тихих Думах”. 1918. Москва, стр. 175-202.

Христианство и Штейнерианство, в сборнике “Переселение душ” (проблема бессмертия в оккультизме и христианстве), s. а. YMCA-Prees, стр. 34-64.

Учение об ипостаси и сущности в восточном и западном богословии; в “Православной Мысли”, вып. I, стр. 70-88.

Ипостась и Ипостасность; в “Сборнике статей, посвященных П. Струве”, 1925. Прага, стр. 353-371.

355

 

 

IV. — ПУБЛИЦИСТИКА И ПОЛИТИКА

Без плана. I. “Идеализм” и общественная программа; в “Новом Пути”. 1904, октябрь, стр. 260-277; ноябрь — стр. 348- 360; декабрь — стр. 302-321.

Без плана. Нет сильнее мук сильнее муки слова; в “Вопросах жизни”. 1905. № 1.

Без плана. (Несколько слов о задаче журнала. Жизнь и ее истинный объем и запросы. Исторические задачи нашего времени. Основной вопрос современной русской жизни: delenda est Carthago), стр. 3-42.

I. “Вопросы жизни” и вопросы жизни. II. По поводу выхода в свет шестого тома собрания сочинений Вл. С. Соловьева; в “Вопросах жизни”. 1905, № 2, стр. 347-368.

Без плана. О пути Соловьева — ответ кн. Е. Н. Трубецкому (Философия и религия. Дальнейшие задачи идеалистического движения. Религиозно-философскою общество в СПБ. О христианской политике. Письмо Л. Н. Толстого в «Times» и слово еп. Антония в “Московских Ведомостях”. О книге пастора Купера. Кто из трех правее?); в “Вопросах жизни”. 1905. № 3, стр. 388-414.

Без плана. Несколько замечаний по поводу статьи Г. П. Чулкова о поэзии Вл. Соловьева. Совместимо-ли христианство с любовью к жизни? Связь аскетизма и трагизма. Позитивная и трагическая теория прогресса. Снова об аскетизме. Афродита Простонародная и Афродита Небесная; в “Вопросах жизни”.1905. № 6, стр. 293-317.

Без плана. Post-scriptum по поводу Грузинской Церкви; в “Вопросах жизни”. 1095. №8.

Война и русское самосознание. 1915. Москва, стр. 59.

Доклад Отдела о правовом положении Церкви в государстве Священному Собору Православной Российской Церкви (докладчики: П. И. Астров, С. Н. Булгаков, Ф. И. Мищенко). 1917. Москва, стр. 1-6.

Кабинет министров и Обер-Прокурор Св. Синода. В “Думах”, 25-го мая 1906 г. №24.

На выборах (из дневника). В “Русской Мысли”. 1912, XI, стр. 185-192.

356

 

 

Неотложная задача (О союзе христианской политики); в “Вопросах жизни”. 1905. № 9, стр. 332-360, и отд. изданием. 1906. Москва, стр. 47.

О даре свободы. В “Русской Свободе”. № 2.

О движении среди грузинского духовенства; в “Вопросах жизни”. 1905. № 8, стр. 273-295.

О смертной казни; в сборнике “Против смертной казни”, под ред. М. Н. Гернета, О. Б. Гольдовского и И. П. Сахарова. 1907. Москва. изд. II, стр. 71-75.

Об отношении Церкви к государству (составлено по поручению Отдела Московского поместного Собора). 1917. Москва, стр. 3.

Ответ В. П. Соколову; в “Русской Мысли”. 1913. VII, стр. 108-114.

Революция и реакция (не-политические размышления о политике); в “Московском Еженедельнике”. 1910. 20-го февраля. V 8, стр. 23-35.

Религия и политика (к вопросу об образовании политических партий); в “Полярной ‘Звезде”. 1906, № 13, стр. 118-127. Родина; в “Утре России”. Август 1914.

Свобода совести и принудительная религиозность; в “Речи”. 1907. № 197.

Церковь и демократия (речь, произнесенная на І-ом Всероссийском съезде духовенства и мирян, 2 июня 1917 г., в Москве). 1917. Москва, стр. 15.

357

 

 

V. — ИНОСТРАННЫЕ ПИСАНИЯ О. СЕРГИЯ.

По-английски (в алфавитном порядке; книги отмечены *)

А Brief Statement of the Place of the Virgin Mary in the Thought and Worship of the Orthodox Church; in «Sobornost». 1947. December, № 12, p.p. 29-31.

By Jacob’s Well (John IV, 23); in «The Journal of the Fellowship of St Alban and St Serpus», 1933. December, № 22, p.p. 7-17.

Freedom of Thougth in the Orthodox Church; in «Sobornost». 1936. June, № 6, p.p. 4-8.

Hoc signо vinces (an open letter to the members of the Fellowship of St Alban and St Sergius); in «Sobornost». 1940. May, № 21, p.p. 23-26.

On original sin; in «The Journal of the Fellowship of St Alban and St Sergius». 1929. December, 7, p.p.15-26.

On Past and Future (notes of a paper at the Fellowship Conference. July. 1938, redigit A.F.D.-B.); in «Sobornost». 1938. September, № 15, p.p. 8-12.

On Prayer to the Holy Spirit in the Orthodox Church; in «The Journal of the Fellowship». 1934. March, № 23, p.p. 25-28.

On primitive Christianity; in «The Journal of the Fellowship». 1931. December, № 20, pp. 20-26.

On the Sacrament of Penance in the Russian Orthodox Church; in «The Journal of the Fellowship». 1932. December, № 18, p.p. 12-15.

One holy, catholic and apostolic Church; in «The Journal of the Fellowship». 1931. June, 12, p.p. 17-31.

Orthodoxy in its Relation to Non Orthodoxy; in «The American Church Monthly». 1936. Octofer, vol. XL, 4, p.p. 251-263.

Religion and art; in «The Church of God». 1931. London. S.P.G.K., p.p. 175-192.

Revelation; in «Revelation». 1937. London. Faber and Faber, p.p. 125-177.

Sermon preched to the 4 Conference; in «The Journal of the Fellowship». 1930. June, № 9, p.p. 8-9.

358

 

 

Spiritual Intecommunion; in «Sobornost». 1935. December, № 4, p.p. 3-7.

The Bible and Tradition; in «The Student World». 1936, № 2, vol. XXVII, p.p. 135-143.

The Church Universal; in «The Journal of the Fellowship». 1934. September, № 25, p.p.10-15.

The Eucharist and the social problems of modern society; in «The Journal of lire Fellowship». 1933. September, № 21, p.p. 10-21.

The Incarnation and the Virgin Marv; in «Sobornost». 1938. June, № 14, p.p. 32-34.

The Ministry and the Sacrament; in «Tire Ministry and the Sacrament». 1937, London. S.C.M.-Press, p.p.85-123.

Tile Old and the New, a study in Russian Religion; in «Slavonic Review». 1921. March.

The Problem of the Church in the modern russian Theology; in «Theology». 1931, № 133 and 134, p.p. 63-69 and. p.p. 9-14.

The social Theaching in modern russian Orthodox Theology. 1934. Evanston III. Seabury-Western Theol. Seminary, p.p. 85.

The Spirit of Prophecy: in «Sobornost». 1939. September, № 19, p.p. 3-7.

The Question of the Veneration of the Virgin Mary, at the Edinburgh Conference: in «Sobornost». 1937. December, 12, p.p. 28-29.

The Lamb of God: concerning tire God-Man; in «Theology», 1934. January, NW 163, p.p. 23-26.

*The Orthodox Church. 1935. London. The Centenary Press, p.p. 224.

*The Wisdom of God, a brief summary of Sophiology. 1937. New York — The Paslcy Press a London — Williams and Norgate, p.p. 223.

Ways to Church Reunion; in «Sobornost». 1935. June, № 2, p,p. 7-15.

359

 

 

По-немецки (в алфавитном порядке; книги отмечены *).

Apostolische Sukzession, Eucharistie und kirchliche Einheit; in «Hochkirche». 1931, August, 8 Heft. Sondernummer, p.p. 259-260.

Capita de Trinitate; in «Internazionale Kirchliche Zeitsclirift», 1935. Heft, p.p. 144-167; 1936. Heft. 4, p.p. 210- 230, und 1945. Heft. 1-2, p.p. 24-55.

Das Lamm Gottes; in «Theologiches Zentralblatt», 1934.

Das Sakrament der Busse in der orthodoxen Kirche des Ostens; in «Die heiligen Sakramente, Hef 3. Sonderheft der «Einen-heiligen Kirchie», 1935, Juli-September 7/9. Heft, p.p. 228-232.

Die christliche Antropologie; in «Kirche, Staat und Mensch», 1937, Genf., p.p. 209-255.

Die Gottesmutter und die ökumenische Bewegung; in «Die Gottesmutter» Sonderheft der «Hochkirche». 1931, Heft 6/7, p.p. 243-246.

Die Heiligenverchrung in der Orthodoxe Kirche des Ostens; in «Die Heiligenverehrung der Christlichen Kirchen», Sonderheri der «Einen Heiligen Kirche». 1936. Octobcr-Dezember, Heft, 10/12, p.p. 301-305.

*Die Tragödie der Philosophie. 1927. Darmstadt. Otto Reichl, p.p. 328.

Die Verwandlungslehre im eucharistischen Dogma der orthodox on Kirche des Morgenlandes; in «Internazionale Kirchliche Zeitsohrigt», 1932. Heft, p.p. 129-147.

Die Wescnsart der russischen Kirche; in «Internazionale Kirchliche Zcitschrift», 1930, p.p. 181-185.

Dogma und Dogmatik, aus dem Russischen übersetzt von Vt. Therapont Huemmerich; in «Internazionale Kirchliche Zeilschrift». 1945, Heft, 1-2, p.p. 139-158.

Judas Ischarioth der Verräter-Apostel; in «Orient und Occident», 11 Heft, p.p. 8-24.

Kosmodizee; in «Oestliches Christentum». Bd. II. 1935. Munchen. p.p 195-245.

Rechenschaftsbericht des Professors und Oberpriesters Sergius Bulgakov, erstatlet in Oktober 1935 an Seine

360

 

 

Heiligkeit den Metropolitan Eulogius, übersetzt von Dr Otto Buck; in «Orient und Occident». Marz 1936, s. 1., p.p. 11-27.

Thesen über die Kirche; in «Procès-verbaux du Premier Congrès de Théologie Orthodoze à Athènes en 1936 19394, Athènes, p.p. 127-134.

Was ist das Wort?; in «Festschrift Th. G. Masaryik züm 80 Geburstage 7 März 1930». 1930. Bonn. F. Cohen, p.p 25-46.

Was ist die Wirtschaft Internazionale Bibliothek für Philosophie. Bd V. 4. 1942. Prag, p.p. IX+33.

Zur Frage nach der Weieheit Gottes; in «Kyrios». 1936. Heft, 2, p.p. 93-101.

 

По-французски (в алфавитном порядке, книги отмечены *)

*Du Verbe Incarné (Agnus Dei). La Sagesse Divine et la Théanthropie, traduit du russe par Constantin Andronikof. 1943. Paris. Montaigne, p.p. 382.

L’Ancien et le Nouveau; in «l’Ame Russe» (Cabier de la Nouvelle Journée. №). 1927, p.p. 35-65.

Le Ciel sur la Terre; in «Ostkirche». Sonderheft der «Una Sancta». 1927, p.p. 42-63.

*L’Orthodoxie. 1932. Paris. F. Alcan, p.p. 271.

L’Orthodozie et la vie économique; in «Stockolm». 1931. Genève. № 3, p.p. 216-227.

*Le Paraclet. La Sagesse Divine et la Théanthropie, traduit du russe par Constantin Andronikof. 1946. Paris. Montaigne, p.p. 382.

 

По-эстонски:

Uks püha, kafoliikne ja apostolik kogudus. 1935. Tartu, p.p. 24.

Vaticani dogmast. 1938. Tartu, p.p. 52.

 

По-румынски:

Orthodoxie. 1933, Sibiu, p.p. 245.

Rugul ce ardea si nu se mistuia. 1935. Chisinâu, p.p. 48.

 

По-японски:

Философия хозяйства. 1930. Токио, стр. 464.

361

 

 

VI.- ПРОПОВЕДИ, СЛОВА И ПОУЧЕНИЯ

Праздники и годичный круг (в порядке последовательности года)

Праздник Богословия. “Сергиевские Листки”. № 1. 1938.

Светлый покров над миром (слово в день Покрова). “Вестник РСХД” 1926. № 10.

Слово на день Введения, во храм Пр. Богородицы. “Сергиевские Листки”, 1928. № 15.

Слово в день Рождества Христова. “Сергиевские Листки”, 1928, № 15.

Слово в день Рождества Христова. “Сергиевские Листки”, 1935. № 87-88.

Слово на Рождество Христово. “Сергиевские Листки”. 1931. № 50.

Русским воинам на день Рождества Христова. 1939, изд. РСХД, стр. 1-4.

Знамение пещеры Вифлеемской. “Сергиевские Листки”, 1935. №97-97. Радость Церковная.

Небо Вертеп. Вестник РСХД”, 1927, № 1; англ, текст в «Journal of the Fellowship», 1928, № 3.

Слово в день Собора Пр. Богородицы. “Сергиевские Листки”, 1927. № 1.

Вечность и время (слово на Новый Год). “Сергиевские Листки”, 1931, № 39. Радость Церковная.

Благовещение — Гроб Господень. “Сергиевские Листки”, 1939, № 2.

Страстное Благовещение. “Вестник РСХД”, 1929, №3. Радость Церковная; англ. текст в «Journal...» 1929, № 4.

Двери покаяния. “Сергиевские Листки”, 1928, № 4, Радость Церковная.

О светлой печали. “Сергиевские Листки”. 1936, № 99-100, Радость Церковная.

Благословен грядый Царь Израилев. “Сергиевские Листки”, 1930, № 30, Радость Церковная.

362

 

 

Животе, како умираеши. “Сергиевские Листки”, 1937, № 103.

Спя есть благословенная суббота. “Сергиевские Листки”, 1928, № 7, Радость Церковная.

Веселимся Божественне. “Сергиевские Листки”, 1931, № 42, Радость Церковная, голландский перевод в «Eltheto». 1936, № 7. Zeist.

Смертию смерть поправ (диптих). “Сергиевские Листки”, 1935, № 90-91. Радость Церковная.

Радость разлучения. “Сергиевские Листки”, 1936, № 101. Радость Церковная.

Слово о Пятидесятнице. “Сергиевские Листки”, 1939, № 21, англ. перевод Journal. 1930. № 9.

Зов апостольства. “Сергиевские Листки”, 1930, № 33. Радость Церковная.

Преображение Господне. “Сергиевские Листки”, 1935, № 93-94.

Креститель и Иродиада. “Сергиевские Листки”, 1933, № 70.

 

Слова и поучения на разные случаи:

Уничижение Господа. “Сергиевские Листки”, 1934, № 76.

О молитве Св. Духу. “Сергиевские Листки”, 1935, № 92.

О почитании св. мощей. “Сергиевские Листки”, 1932, № 56.

Угль пламенеющий (о Прел. Серафиме). “Сергиевские Листки”, 1933, № 63, Радость Церковная.

О Царствии Божием. “Сергиевские Листки”, 1932, № 55.

Сотница молитв... “Сергиевские Листки”, 1934, № 77. Радость Церковная.

Об особом религиозном призвании нашего времени. “Духовный мир студенчества”, 1924, № 3. Прага; и отдельно.

Сила Церкви. “Вестник РСХД”, 1937, № 1-2.

Слово об Утешителе. “Вестник РСХД”, 1935, № 12.

Перед началом (слово на съезде РСХД). “Вестник РСХД”, 1935, № VI-VII.

Наше знамя (запись слушателей). “Вестник РСХД”, 1934, № 1.

Радость Креста (запись слушателей). “Вестник РСХД”, 1931, № 2.

Храм и град (воспроизведено по памяти слушателей). “Вестник РСХД”, 1930, № 11.

Творческий лик Церкви. “Вестник РСХД”, 1929, № 1-2.

Церковь, Мир, Движение (по записи слушателей). “Вестник РСХД”, 1929, № 11.

363

 

 

НЕНАПЕЧАТАННЫЕ ПРОПОВЕДИ, СЛОВА И ПОУЧЕНИЯ

Праздники и годичный круг (в порядке последовательности года)

Радость мира (размышление в день Рождества Пр. Богородицы) 1940.

Воздвижение Креста. 1942.

Крестность жизни (Слово в день Воздвижения Креста), 1943. Крест свой. 1940.

Покров Богородицы. 1940.

День Архангела Михаила. 1940.

Восхождение во Кресту (Слово на Введение во храм Пресвятыя Богородицы). 1940.

Вхождение во храм Пресвятой Богородицы. 1943.

И слово плоть бысть. 1940.

С нами Бог (Слово на Рождество Христово).

Звезда Вифлеемская. 1940.

Слово к новолетию. 1943.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. 1941.

В преддверии Великого поста. 1911,1932, 1943.

Радость великая. 1941.

Осанна в вышних. 1948.

Вечеря Агнца. 1941.

У гроба Господня. 1942.

О подвиге радости (в преддверии Св. Пасхи). 1942.

Три славы: Благовещение -— Вход Господень — Пасха Христова (триптих), 1944.

Христос воскресе. 1941.

Слово Пасхальное на неделю Антипасхи. 1943.

Мария Мироносица. 1941.

Радость в печали. Чрез Вознесение к Пятидесятнице (диптих). 1944.

Радость совершенная (Пятидесятница). 1941.

Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие. 1943.

В день Св. Духа. 1942.

День Прел. Сергия. 1940.

Слово в день Успения Пр. Богородицы. 1939.

Слово в день Успения Пр. Богородицы. 1943.

364

 

 

Слова и поучения на разные случаи:

Святая Русь (ко дню всех святых, в Церкви Российской снявших). 1941.

Два царства. 1941.

В скорби дней тех. 1942.

Не ужасайтесь, но бодрствуйте. 1940.

Видения и откровения Господни. 1940.

Марфа и Мария. 1942.

Беседы о Божественной Литургия. 1941.

I. Где же Бог?

II. Всегда с вами есмь.

III. Мир вам.

IV. Да будет воля Твоя.

О всех и вся.

365

 

 

VII. — НЕНАПЕЧАТАННЫЕ ТРУДЫ О. СЕРГИЯ

Книги:

Философия имени, стр. 390 (печатается в YMCA-Press). Трагедия философии (русский текст).

Православие (полный русский текст), стр. 297.

Статьи:

Богословие евангелиста Богослова, стр. 157.

Гонение на Израиля (догматический очерк), стр. 18. Евхаристическая жертва, стр. 140.

Иоаннова Пятидесятница, стр. 23.

Сын Погибельный. Экскурс к Иуде Искариоту, стр. 25. Иоанн и Иуда. Послесловие к Иуде Искариоту, стр. 30. Крест Богоматери, как кенозис Духа Святого, стр. 9. “Ночью” (диалог о Белом царе).

О расизме, стр. 143.

О св. мощах (по поводу их поругания), стр. 45. Православный Восток и епископальная Церковь, стр. 32. Размышления о войне, стр. 78.

Софиология смерти, стр. 60.

Страшный суд над человечеством, как разделение в стр. 19.

Судьба Израиля, как крест Богоматери, стр. 3.

У стен Херсониса (диалог).

Христос в мире, стр. 97.

366

 

 

VIII. — СТАТЬИ о. СЕРГИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ РУССКИМ МЫСЛИТЕЛЯМ, ПОЭТАМ и ХУДОЖНИКАМ

(в алфавитном порядке их имен)

Антоний еп.

Письмо Л. Н. Толстого и слово еп. Антония; в “Вопросах жизни”, 1905, № 3, стр. 388-414.

Арсеньев К. К.

Рецензия на книгу К. К. Арсеньева “Свобода совести и веротерпимость. 1905. СПБ; в “Новом Пути”, 1904, ноябрь, стр. 334-335.

Безобразов, арх. Кассиан.

Иоаннова Пятидесятница (рукопись).

Васнецов.

Васнецов, Достоевский, Соловьев и Толстой. Параллели; в сборнике “Литературное Дело”.

Вопросы:

Рецензия на “Вопросы философии и психологии” за 1904 г.; в “Вопросах жизни”, 1905, № 2, стр. 299-304.

Герцен.

Душевная драма Герцена. I. Разочарование в Западе. II. Философский нигилизм. III. Духовное возвращение на родину; в “Вопросах философии и психологии”. 1902. IV, стр. 1248- 1275, V, стр. 1363-1378, и “От марксизма к идеализму”, СПБ. 1903, стр. 161-183, и отдельным изданием. Киев. 1905, стр. 43.

Голубкина.

Тоска; на выставке А. С. Голубкиной; в журнале “Русская Мысль”, 1915. IV, и в сборнике “Тихие Думы”. Москва. 1918, стр. 53-62.

Экземплярский.

Самозащита В. И. Экземплярского, рецензия на его брошюру “За что меня осудили?”. 1912. Киев; в “Русской Мысли”, 1912. VIII, стр. 39-40.

367

 

 

Ельчанинов.

1. — О. Александр Ельчанинов; в журнале “Путь”, № 45, Париж, октябрь-декабрь 1934, стр. 56-59, и в сборнике “Памяти о. Ал. Ельчанинова”. Париж. 1935, стр. 60-64.

2. — Слово, сказанное на отпевании о. Ал. Ельчанинова, 27 августа 1934 г.; в сборнике “Памяти о. Ал. Ельчанинова”, Париж. 1935, стр. 10-15.

Достоевский.

1. — Иван Карамазов, как философский тип; в “Вопросах философии и психологии”, 1902. I, стр. 827-863, и в сборнике “От марксизма к идеализму”. СПБ. 1903, стр. 83-112.

2. - - Васнецов, Достоевский, Соловьев и Толстой. Параллели; в сборнике “Литературное Дело”. 1902. СПБ, стр. 110-120.

3. — Через четверть века. (Очерк о Ф. М. Достоевском; в 6-ом юбилейном издании его сочинений). 1906. СПБ, т. 1, стр. 111-

4. — Венец терновый. Памяти Ф. М. Достоевского; в журнале “Свобода и Культура”, № 1, в сборнике “Два Града”, Москва, 1911, т. II, стр. 223-243, и отдельно 1907. СПБ, стр. 20 (исправленная автором редакция).

5. - Русская трагедия (о “Бесах” Достоевского); в журнале “Русская Мысль”, 1914. IV, стр. 1-26, и в сборнике “Тихие Думы”, Москва, 1918, стр. 1-31.

Зелинский Ф. Ф.

Рецензия на его книгу “Из жизни идей”, s. а., СПБ, в “Новом Пути”. 1904, ноябрь, стр. 333-334.

Иванов Вячеслав.

Сны Геи (о книгах Вяч. Иванова); в газете “Утро России”, 30 апреля, 1915, и в сборнике “Тихие Думы”. Москва, 1918, стр. 135-145.

Кожевников В. А.

Некролог. “Христианская Мысль”, Киев, ноябрь-декабрь 1917. Леонтьев.

Победитель-Побежденный; в газете “Биржевые Ведомости”, 9, 16 и 22 декабря 1916, и в сборнике “Тихие Думы”. Москва, 1918, стр. 115-134.

Пушкин.

1 — “Моцарт и Сальери”; в журнале “Русская Мысль”, 1915, У,и в сборнике “Тихие Думы”. Москва, 1918, стр. 63-70.

2. — Жребий Пушкина; в сборнике “Лик Пушкина” (речи, читанные на торжественном заседании Православного Богословского Института в Париже, 28 февраля 1937). 1938, стр. 1-29, и в “Новом Граде”. 1937. № 12, стр. 19-47.

368

 

 

Соловьев Влад.

1. — “Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева”; в журнале “Вопросы философии и психологии”, 1903, кн. I — стр. 52-96; ΙΙ — стр. 125-166, и в сборнике “От марксизма к идеализму”, СПБ, 1903, стр. 195-262.

2. — Природа в философии Вл. Соловьева; в журнале “Вопросы философии и психологии”, 1910, V, стр. 661-696, и в сборнике “Первом”, изд. “Пути” о Вл. Соловьеве. Москва, 1911, стр. 1-31.

3. — Васнецов, Достоевский, Соловьев и Толстой. Параллели; в сборнике “Литературное Дело”. 1902, СПБ, стр. 119-139.

4. — По поводу выхода в свет шестого тома собрания сочинений В. С. Соловьева; в журнале “Вопросы жизни”, февраль.

5. — О пути Соловьева. Ответ кн. Е. Трубецкому; в журнале “Вопросы жизни”, 1905, № 3, стр. 388-414.

6. — Из рукописей А. Н. Шмидт; в сборнике “Тихие Думы”. Москва, 1918, стр. 76-81, и под заглавием: “А. Н. Шмидт и Вл. Соловьев”, в газете “Биржевые Ведомости”, 29 декабря. 1915.

7. — Стихотворения Владимира Соловьева; в журнале “Русская Мысль”, 1918, II, и в сборнике “Тихие Думы”, Москва, 1918, стр. 71-76.

8. — К проблематике; в сборнике “Тихие Думы”. Москва, 1918, стр. 81-114.

Струве П. Б.

Слово на погребении П. Б. Струве, 29-П, 1934, рукопись, стр. 4.

Сулержицкий Л.

Рецензия на книгу “В Америку в духоборами”, 1905, Москва; в “Вопросах жизни”, 1905, № 3, стр. 320-321.

Толстой Лев.

1. — Васнецов, Достоевский, Соловьев и Толстой; в сборнике “Литературное Дело”, 1902, СПБ, стр. 119-139.

2. — О социальном морализме; в журнале “Вопросы жизни”, 1905, I, стр. 16-38, в сборнике “Два Града”, т. I, стр. 106-149; под заглавием “Карлейль и Толстой”; в журнале “Новый Путь”, 1904. XII, стр. 227-260.

3. — Л. Н. Толстой.

I. — На смерть Толстого. II. — Толстой и Церковь. III. — Человек и художник.

I — в журнале “Русская Мысль”, 1910. XI, стр. 151-156, и в сборнике “Втором”, изд. “Пути” — “О религии Л. Толстого”, Москва, 1912, стр. 1-9.

369

 

 

II — в журнале “Русская Мысль”, 1911. I, стр. 218-222, и в сборнике “Втором”, изд. “Пути — “О религии Л. Толстого”. Москва, 1912, стр. 9-16.

III — в сборнике “Втором”, пд. “Пути” — “О религии Л. Толстого”. Москва, 1912, стр. 16-26.

4. — Простота и опрощение; в сборнике “Втором”, изд. “Пути” — “О религии Л. Толстого”. Москва. 1912, стр. 114-141.

5. — Человекобог и человекозверь. По поводу последних произведений Л. Н. Толстого: “Дьявол” и “Отец Сергий”; в “Вопросах философии и психологии”. 1912, П, стр. 55- 105, отдельно: 1913. Москва, стр. 47.

6. — Письмо Л. Н. Толстого и слово еп. Антония, в “Вопросах жизни”. 1905, № 3, стр. 388-414.

Трубецкой С. Н.

1. — Некролог кн. С. Н. Трубецкому; в журнале “Вопросы жизни”, 1905, октябрь-ноябрь; в сборнике “Два Града”. Москва, 1911, т. II, стр. 255-259.

2. — Философия кн. С. Н. Трубецкого и духовная борьба современности; в журнале “Критическое Обозрение”, 1909, I, в сборнике “Два Града”. Москва, 1911, т. II, стр. 243-254.

3. — (О кн. С. Н. Трубецком) речь, сказанная в торжественном заседании студенческого общества, имени кн. С. Н. Трубецкого; в сборнике речей, изданном обществом. Москва. 1909.

Трубецкой кн. Г. Н.

Памяти кн. Г. Н. Трубецкого; в журнале “Вестник Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом”. Париж, 1930, № 2, стр. 3-4.

Чехов.

Чехов, как мыслитель. В “Новом Пути”. 1904, октябрь, стр. 32-54 и ноябрь, стр. 138-152, отдельно изд. I — 1905. Киев; изд. II — 1910. Москва, стр. 47.

Федоров Н. Ф.

1. — Загадочный мыслитель; в журнале “Московский Еженедельник”, 5 декабря 1908, в сборнике “Два Града”, Москва, 1911, т. II, стр. 260-277.

Флоренский о. Павел.

Священник о. Павел Флоренский (рукопись).

Шестов Л. П.

Некоторые черты религиозного мировоззрения Л. Н. Шестова, “Современные Записки”, кн. 68-ая, стр. 305-323.

370

 

 

Шмидт А. Н.

1. — “Из рукописей А. Н. Шмидт”, под заглавием: “А. Н. Шмидт и Вл. Соловьев”, напечатано в газете “Буржевые Ведомости” 29-го декабря 1915, перепечатано в сборнике “Тихие Думы”, стр. 76-81.

2. — К проблематике (III-я статья очерка “Владимир Соловьев и Айна Шмидт”), в сборнике “Тихие Думы”, стр. 81-114.

371

 

 

IX. — СТАТЬИ (И ЭКСКУРСЫ) о. СЕРГИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ИНОСТРАННЫМ ФИЛОСОФАМ, ПИСАТЕЛЯМ И ХУДОЖНИКАМ

(в алфавитном порядке их имен)

Аристотель.

Экскурс об отрицательном богословии А. “Свет Невечерний”, стр. 103-106.

Экскурс о софийности мира у А. “Свет Невечерний”, стр. 218-221.

О софийности мира у А. “Невеста Агнца”, стр. 13-19.

Беме.

Экскурс об отрицательном богословии Б. “Свет Невечерний”, стр. 142-143.

Экскурс о божественном ничто у В. “Свет Невечерний”, стр. 162-175.

Экскурс о Деве Софии у Б. “Свет Невечерний”, стр. 271-274.

Брентано.

Предисловие к книге проф. Брентано: “Христианско-социальное движение в Англии”.

Вильямс Г. В.

Некролог; в журнале “Путь”, № 14. Париж, 1928, стр. 108-110.

Гартман Эд.

Экскурс о философии Г. “Свет Невечерний”, стр. 42-44.

Гэвин (Frank Gavin),

Некролог; в журнале “Путь”, № 56, Париж. 1938, стр. 63-65.

Гегель.

I.     Die Hegelsche Logik als Theologie und Ontologie — экскурс в Tragödie de Philosophie, стр. 242-257.

II.    Der Aufbau der Hegelshen Logik — экскурс в Tragödie de Philosophie, стр. 257-286.

Эккегарт Мейстер и его школа: Таулер, Сузо, Франк, Ангел Силезий.

Экскурс об отрицательном богословии: “Свет Невечерний”, стр. 137-142.

372

 

 

Экскурс о божественном ничто: “Свет Невечерний”, стр. 160-162.

Зейпель.

Предисловие к русскому изданию книги И. Зейпеля: “Хозяйственно-этические взгляды отцов Церкви”. 1913. Москва, стр. 1-4.

Каббала.

Экскурс об отрицательном богословии К. “Свет Невечерний”, стр. 134-137.

Экскурс о поле в К. “Свет Невечерний”, стр. 289-291.

Кант.

Ueber die transzendentale Apperzeption экскурс в «Tragédie de Philosophie», стр. 225-241.

Экскурс об отрицательном богословии К. “Свет Невечерний”, стр. 144-146.

Карлейль.

1. — Карлейль и Толстой.

I — в “Новом Пути”, 1904, № 12, стр. 227-260.

II — в “Вопросах жизни”, 1905, № 1, стр. 16-38. Перепечатано под заглавием: “О социальном морализме”; в “Двух Градах”, т. I, стр. 106-147.

Каутский.

1. — Рецензия на Kautsky Karl. Die Agrarfrage. Eine Uebersicht üeber die Tendenzen der modernen Landwirtchaft und die Agrarpolitik der Sozialdemokratie, 1899, Stuttgart, in: Archiv für soziale Gesetzgebung und Statistik, herausgegeben von Dr H. Braun. Berlin. 1898. Bd XIII, 1 und 2 Heft, p.p. 710-734 (по-немецки).

2. — Рецензия на: Каутский К. “Противоречие классовых интересов в 1789 г.; в “Вопросах жизни”, 1905, № 7, стр. 236-237.

3. — Рецензия на: Каутский К. “Национальность нашего времени”. 1903. СПБ; в “Вопросах жизни”. 1905, Л» 7, стр. 235-236.

Мадач.

“Трагедия человечества Эмерика Мадача, в “Вопросах жизни”, 1905, № 2, стр. 205-222.

Маркс К.

Карл Маркс, как религиозный тип, в журнале “Московский Еженедельник”, 1906, в сборнике “Два Града”. Москва, 1911, т. I, стр. 69-105, отд. изд. СПБ. 197; отд. изд. YMCA Press и Dobro: Paris-Warszawa. 1929, стр. 39.

373

 

 

Николай Кузанский.

Экскурс об отрицательном богословии у Н. К. “Свет Невечерний”, стр. 130-134.

Оуен Роберт.

Социальная философия Р. Оуена; в журнале “Вопросы философии и психологии”, 1911, II, стр. 167-185.

Пикассо.

Труп красоты, по поводу картин Пикассо; в журнале “Русская Мысль”, 1915. VIII, в сборнике “Тихие Думы”, Москва, 1918, стр. 32-52.

Платон.

Экскурс об отрицательном богословии у П. “Свет Невечерний”, стр. 103-106.

Экскурс о софийности твари у П. “Свет Невечерний”, стр. 216-218.

Экскурс о материи: “Свет Невечерний”, стр. 234-235 и 240-241.

О софийности мира у П. “Невеста Агнца”, стр. 12-13.

Плотин.

Экскурс об отрицательном богословии у П. “Свет Невечерний”, стр. 106-110.

Экскурсы о материи у П. “Свет Невечерний”, стр. 235-237; 240-241; 245-247.

Пордедж.

Экскурс об отрицательном богословии у П. “Свет Невечерний”, стр. 143-144.

Рафаэль.

Две встречи; из записной книжки; в журнале “Русская Мысль”, 1924, ІХ-ХІІ, стр. 425-433, и “Автобиографические Заметки”, стр. 103-113.

Рескин.

Социальное мировоззрение Дж. Рескина; в журнале “Вопросы философии и психологии”, 1909, V, стр. 395-436.

Фейербах.

Религия человекобожия у Л. Фейербаха; в журнале “Вопросы жизни”, 1905, октябрь-ноябрь, стр. 236-273 и декабрь, стр. 74-102, отд. изд., Москва, 1906, стр. 80, в сборнике “Два Града”, Москва, 1911, стр. 1-68.

Филон.

Экскурс об отрицательном богословии у Ф. “Свет Невечерний”, стр. 110-111.

374

 

 

Фихте.

I.     Darstellung der Ideen der Wissenschaftlehre экскурс в Tragödie der Philosophie, стр. 287-310.

II.    Zur Kritik der Fichtischen Lehre — экскурс в Tragödie der Philosophie, стр. 310-326.

III.   Fichte und Hegel; экскурс в Tragödie der Philosophie, стр. 326-328.

Фишер.

Рецензия на: Куно Фишер. “История новой философии”, т. III. —. Лейбниц; т. VII — Шеллинг; в “Вопросах жизни”. 1905. № 3, стр. 315-316.

Фрир. (Frere Walter Rt. Rev.).

(In memoriani). Епископ Вальтер Фрир; в журнале “Путь”, № 56. Париж, 1938, стр. 66-68.

Шеллинг.

Экскурс о понятии творения у Ш. “Свет Невечерний”, стр. 196-197.

Экскурс о Ветхом Завете и язычестве у Ш. “Свет Невечерний” стр. 328-330.

“Философия Шеллинга” — § 2-ой главы II-ой, в “Философии хозяйства”. Москва, 1912, стр. 61-74.

Шлейермахер.

Экскурс о философии религии Ш. “Свет Невечерний”, стр. 38-42.

Штаммлер

Рецензия на: Stammler Rudolph. Wirstschaft uud Rechtnach der materialistischer Geschichtsauffassung. в “Вопросы философии и психологии”, 1896, V, стр. 575- 611, и в “От марксизма к идеализму”, стр. 1-34.

Штейнер Р.

Христианство и Штейнерианство; в сборнике “Переселение Душ”, s. а., Париж, YMCA-Press, стр. 34-64.

375

 

 

X. — ЭКСКУРСЫ о. СЕРГИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ОТЦАМ И УЧИТЕЛЯМ ЦЕРКВИ

(в алфавитном порядке их имен)

Августин.

Экскурс об учении о зле А.: “Свет Невечерний”, стр. 266.

Об омоусианском троичном богословии: “Утешитель”, стр. 51-54.

Об исхождении Св. Духа: “Утешитель”, стр. 114-118.

Экскурс: Августинизм и предестинация: “Невеста Агнца”, стр. 587-621.

Аполлинарий.

Христология А.: “Агнец Божий”, стр. 9-30.

Св. Афанасий Вел.

Учение А. о Премудрости: “Неопалимая Купина”, стр. 261-278. Омоусианство в тринитарной доктрине: “Утешитель”, стр. 33-38. Исхождение Св. Духа: “Утешитель”, стр. 96.

Св. Василий Вел.

Отрицательное богословие: “Свет Невечерний”, стр. 113-114

Учение о Св. Троице и Св. Духе: “Утешитель”, стр. 38-49.

Исхождение Св. Духа: “Утешитель”, стр. 97-99.

Св. Григорий Богослов.

Отрицательное богословие: “Свет Невечерний”, стр. 114-115.

Учение о Св. Троице и Св. Духе: “Утешитель”, стр. 38-49.

Исхождение Св. Духа: “Утешитель”, стр. 99-100.

Св. Григорий Нисский.

Отрицательное богословие: “Свет Невечерний”, стр. 116-117.

Пол в человеке: “Свет Невечерний”, стр. 287-289.

Учение о Св. Троице и Св. Духе: “Утешитель”, стр. 38-49.

Исхождение Св. Духа: “Утешитель”, стр. 100-103.

К вопросу об апокатастасисе падших духов (в связи с учением св. Григ. Нисского): “Невеста Агнца”, стр. 561-586.

Св. Григорий Палама.

Отрицательное богословие: “Свет Невечерний”, стр. 124-126.

Человек и ангел: “Свет Невечерний”, стр. 308-309.

376

 

 

Св. Дионисий Ареопагит.

Отрицательное богословие: “Свет Невечерний”, стр. 117-121.

Природа зла: “Свет Невечерний”, стр. 263-265.

Дидим Александрийский.

Исхождение Св. Духа: “Утешитель”, стр. 108-109.

Св. Епифаний Кипрский.

Исхождение Св. Духа: “Утешитель”, стр. 103-105.

Эриугена Иоанн Скот.

Отрицательное богословие: “Свет Невечерний”, стр. 126-130.

Божественное Ничто: “Свет Невечерний”, стр. 157-160.

Св. Иоанн Дамаскин.

Отрицательное богословие: “Свет Невечерний”, стр. 123-124.

Учение о Св. Троице и Св. Духе: “Утешитель”, стр. 54-61.

Исхождение Св. Духа: “Утешитель”, стр. 110-112.

Св. Иларий.

Кенозис: “Агнец Божий”, стр. 247-248.

Св. Кирилл Александрийский.

Христология единства: “Агнец Божий”, стр. 31-47.

Исхождение Св. Духа: “Утешитель”, стр. 105-108.

Св. Лев Великий.

Догматическое послание: “Агнец Божий”, стр. 68-73.

Леонтий Византийский.

Во-ипостасирование: “Агнец Божий”, стр. 81-94.

Лионский собор 1274.

Латино-греческая полемика, в связи с ним: “Утешитель”, стр. 127-139.

Св. Максим Исповедник.

Отрицательное богословие: “Свет Невечерний”, стр. 121-123. Природа зла: “Свет Невечерний”, стр. 265-266.

Несторий.

“Агнец Божий”, стр. 56-63.

Ориген.

Онтологический субордицианизм: “Утешитель”, стр. 27-33; стр. 112-113 и 247.

Патристика.

Софийность мира в П.: “Невеста Агнца”, стр. 19-24.

Тертуллиан.

Субордицианизм: “Утешитель”, стр. 17-25.

Бл. Феодорит.

“Агнец Божий”, стр. 63-67.

377

 

 

Феодор Мопсуестийский.

Христология двуединства: “Агнец Божий”, стр. 51-56.

Ферраро-Флорентийский собор 1438.

Латино-греческая полемика, в связи с ним: “Утешитель”, стр. 139-150.

Флорентийский догмат.

“Утешитель”, стр. 150-160.

Фотиевское богословие.

Борьба с латинским филиоквизмом: “Утешитель”, стр. 122-127.

Фома Аквинат.

Софийность мира у Ф. Акв. и в западном богословии: “Невеста Агнца”, стр. 24-40.

378

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАНВА ЖИЗНИ о. СЕРГИЯ БУЛГАКОВА

1871. 16-го июня — рождение. Отец его — Протоиерей Николай Булгаков; мать — Александра Косминишна, рожденная Азбукина.

1881 Поступление в I-ый класс Ливенского Духовного Училища.

1884 Окончание Ливенского Духовного Училища и поступление в Орловскую Духовную Семинарию.

1888 Оставление Орловской Духовной Семинарии и поступление в VIII-ой класс Елецкой гимназии.

1889 Окончание Елецкой гимназии.

1890 Поступление на юридический факультет Московского Университета.

1894 Окончание Московского Университета и оставление на два года по кафедре политической экономии и статистике для подготовления к профессорскому званию.

1895 Начало педагогической деятельности (преподавателем политической экономии в Московском Техническом Училище).

1897 Сдача магистерского экзамена.

1898 14-го января — вступление в брак с Еленой Ивановной Токмаковой. Отправление в научную командировку (в Берлин, Париж и Лондон). 17-го ноября — рождение дочери Марии.

1900 Возвращение в Москву из заграничной командировки.

1901 Защита магистерской диссертации. “Капитализм и земледелие” (2 тома). Переезд в Киев. Избрание ординарным профессором Киевского Политехникума и приват-доцентом Киевского Университета. 12-го марта — рождение сына Феодора. 21-го ноября — публичная лекция “Иван Карамазов. как философский тип”*).

1905 25-го декабря — рождение сына Ивашечки.

_________________________

*) Здесь не приведены даты бесчисленных лекций и других выступлений о. Сергия. Данная лекция приведена, как имеющая особое значение в его духовной биографии.

379

 

 

1906 Переезд в Москву. Избрание профессором политической эконома Московского Коммерческого Института и приват- доцентом Московского Университета. Избрание во 2-ую Государственную Думу (от Орловской губернии).

1909 27-го августа — смерть Ивашечки.

1910 Добровольное оставление Университета, в связи с историей, связанной с министром народного просвещения, Л. А. Кассо.

1911 Рождение сына Сергия.

1912 Защита докторской диссертации. “Философия хозяйства”, часть I.

1917 Избрание ординарным профессором политической экономии Московского Университета. 10 июня и 11 июня (Троицын и Духов дни) — рукоположение в диаконы и священники.

1918 Избрание членом Всероссийского Церковного Собора (от высших учебных заведений г. Москвы). 11-го июня (Духов день) — рукоположение (в Даниловой монастыре епископом Феодором Волоколамским). Избрание членом Высшего Церковного Совета.

1919 Переезд в Крым. Профессура (политической экономии и богословия) в Симферопольском Университете. Работа над “Трагедией философии” и “Философией имени”.

1921 Утеря профессуры в Симферопольском Университете, по причине священства.

1923 1-ое января. Высылка из России. Константинополь. В апреле — переезд в Прагу. Избрание профессором Церковного права (и богословия) Русского юридического факультета в Праге. В сентябре — участие в І-ом съезде Русского Студенческого Христианского Движения, в Пшерове**).

1924 В июле — поездка в Париж на І-ый съезд РСХД во Франции, в Аржеронне.

1925 Переезд в Париж. Назначение профессором Богословия и деканом Православного Богословского Института в Париже. В августе — поездка в Сербию на III-й съезд РСХД в Хоповском монастыре.

1927 В августе — участие в І-ом всемирном христианском съезде по вопросам о “Вере и Церковном строе” в Лозанне.

1938 В январе — участие в І-ом англо-русском религиозном съезде и начало Содружества имени Св. Мученика Албания и Преп. Сергия.

________________________

**) Начиная с 1932 г. о. Сергий участвует в многочисленных съездах РСХД, Англо-Русского содружества, Лиги православной культуры и т. п. Из них указаны только те, которые имели какое-либо особое значение в жизни о. Сергия.

380

 

 

1929 Участие в съезде комитета продолжения Лозаннской конференции в Мюррен (Швейцария).

1936 В апреле — участие в англо-русском богословском съезде в Мерфильде (Англия). С 29-го сентября по 6-ое ноября — поездка в С. А. С. Ш. на конвенцию епископальной церкви и для чтения ряда лекций.

1937 Июль — участие во II-ом всемирном христианском съезде по вопросам “Жизни и труда”, в Оксфорде. Август — участие во II-ом всемирном христианском съезде по вопросам “Веры и церковного строя”, в Эдинбурге.

1938 Участие в общеправославвом съезде богословов в Афинах.

1939 20-го марта — первая операция рака горла. 4-го апреля (Страстной вторник) — вторая операция рала горла. Потеря голоса.

1944 В ночь с 5-го на 6-ое мая (Духов день) — кровоизлияние в мозг. 12-го июля — кончина. 15-го июля — отпевание в храме Богословского Института и погребение на русском кладбище в Ste-Geneviève-des-Bois.

381

 

 

ХРОНОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОЧИНЕНИЙ о. СЕРГИЯ

1896 О рынках при капиталистическом производстве.

1900 Капитализм и земледелие.

1902 Душевная драма Герцена.

Иван Карамазов, как философский тип.

1903 От марксизма к идеализму.

1908 Религия человекобожия в русской революции.

О Первохристианстве.

1909 Героизм и подвижничество.

1911 Два Града.

1912 Философия хозяйства.

1917 Свет Невечерний.

1918 Тихие Думы.

1920 Философия трагедии.

1921 На пиру богов.

1924 Ипостась и Ипостасность.

1926 Св. Петр и Иоанн.

Очерки учения о Церкви.

1927 Купина Неопалимая.

Друг Жениха.

1928 Главы о Троичности.

1929 Лестница Иаковля.

1931 Икона и иконопочитание.

Агнец Божий.

1932 О чудесах евангельских.

L’Orthodoxie.

1935 Иерархия и таинства.

О Софии, Премудрости Божией.

1936 Утешитель.

1937 The Wisdom of God.

1939 Софиология смерти.

После смерти о. Сергия вышли:

1945 Невеста Агнца.

1947 Автобиографические заметки.

1948 Апокалипсис Иоанна.

382

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ III ЧАСТИ

ГЛАВА 1.

Данное и искомое в богословии о. Сергия

Церковная свобода богословской мысли — стр. 7. Соборование в истине и врастание в догмат — стр. 9. Догматы, теологумены и богословские мнения — стр. 10. Богословское значение софиологии — стр. 12. Формулирование неформулированного — стр. 13. Проблема терминологии — стр. 15. Проблема контекста или логического ударения — стр. 16. Множественность смыслов единого содержания — стр. 17. Триадология — стр. 18. Христология — стр. 19. Иерархия догматических истин — стр. 21.

ГЛАВА 2.

Пресвятая Троица.

Сверхразумность и диалектика догмата Св. Троицы — стр. 24. Проблематика триадологии —. стр. 25. Ипостась и природа. Их различение, противопоставление и единство. Понятие ипостасности — стр. 26. Усия как София - стр. 31. Богословие Ипостасей. Постулат многоединства — стр. 35. Диалектика я — стр. 36. Онтология суждения — стр. 37. Свойства ипостасей — стр. 40. Рождение (Сына) и изведение (Духа) как самооткровение Отца — стр. 39. Самооткровение и происхождение — стр. 44. Равночестность ипостасей — стр. 46. Троица как любовь: жертвенная и торжествующая — стр. 47. Предвечный кенозис — стр. 49. Любовь как начало единосущия — стр. 52. Богословие усии. София и Ипостась Отца — стр. 53. София и Ипостась Сына — стр. 55. Отожествление Логоса и Софии — стр. 56. София и Ипостась Св. Духа — стр. 59. Отожествление Св. Духа и Софии — стр. 60. Проблема filioque. Ее история — стр. 62. Критика филиоквизма — стр. 66. Положительное решение проблемы — стр. 68. Двоица Слова и Духа — стр. 69.

ГЛАВА 3.

Господь Иисус Христос.

Проблема Боговоплощения — стр. 72. Халкидонское “не” и “да” — стр. 74. Боговоплощение и миротворение — стр. 76. Христология и триадология — стр. 78. Приснодева Мария — стр. 80. Единство ипостаси и двойство природ — стр. 81. Образ и Первообраз человечности — стр. 83. Софийность как постулат Халкидонского определения — стр. 85. Мариология — стр. 87. Всечеловечность Христа — стр. 88. Богочеловечество — стр. 90. Кенозис — стр. 91. Его сущность — стр. 92. Его содержание — стр. 94. Человечность Христа — стр. 97. Сын Божий — стр. 99. Сын Человеческий — стр. 100. Искушения — стр. 101. Смерть —стр. 103. Пророческое служение — стр. 106. Чудеса — стр. 108. Первосвященническое служение — стр. 111. Вечное Первосвященство — стр. 113. Искупление — стр. 115. Гефсимания — стр. 119. Голгофа — стр. 120. Смерть Христова — стр. 121. Воскресение — стр. 124. Вознесение — стр. 126. Царское служение — стр. 129.

ГЛАВА 4.

О дарах Св. Духа.

Проблема пневматологии — стр. 133. Откровения Св. Духа и откровения Логоса — стр. 135. Дух Св. и дары Св. Духа — стр. 137. Мера и степень даров Св. Духа — стр. 141. Учение о Св. Духе и Его откровениях — стр. 143. Постулат всеобщей духоносности — стр. 147. Предварительные Пятидесятницы — стр. 148. Духоносность твари — стр. 153. Естественные религии — стр. 155. Дух Св. в Ветхом Завете — стр. 158. Дух Св. в Новом Завете — стр. 160. Продолжающаяся Пятидесятница — стр. 165. Дары Духа Св. — стр. 167. Отец — стр. 174. Равнобожественность и иерархия Ипостасей — стр. 175. Монархия Отца — стр. 177. Кенозис любви Отчей — стр. 181. Откровение отцовства — стр. 182.

ГЛАВА 5.

Приснодева.

Мариология и софиология — стр. 184. Мариология и космология — стр. 187. Мариология и антропология — стр. 188. Мариология и агиология — стр. 196. Рождение, отцовство, материнство — стр. 198. Богоматерь в Ее отношении к трем Ипостасям Пресв. Троицы — стр. 201. Смирение Богоматери как кенозис Св. Духа — стр. 203. Жизнь Пресв. Богородицы: Ее Рождество — стр. 206. Благовещение — стр. 210. Крещение и Преображение Господни — стр. 214. Невидимое участие в Тайной Вечери — стр. 216. Стояние у Креста — стр. 218. Жизнь Богоматери после Воскресения Христова — стр. 220.

ГЛАВА 6.

Предтеча и Ангелы.

Богородица и Предтеча — стр. 225. Друг Жениха — стр. 226. Святость и смирение Предтечи — стр 230. Жизнь Иоанна-до Крещения Господня - стр. 232. Крещение — стр. 235. “Гимн” и борения Предтечи - стр. 237. Похвальная речь Господа — стр. 241. Смерть Предтечи—стр. 243. Ангелочеловек — стр. 245. Проблема ангелологии — стр. 247. Ангелы-Хранители — стр. 249. Небесные прообразы творения — стр. 252. Естество ангелов — стр. 257. Чины ангельские — стр. 261. Жизнь и славославие ангелов — стр. 263. Падшие ангелы — стр. 266. Судьбы зла — стр. 269.

ГЛАВА 7.

Церковь.

Проблема экклезиологии — стр. 275. Церковь: Тело Христово — стр. 277. Невеста и Жена Агнца — стр. 279. Церковь и Богоматерь — стр. 282. Универсализм Церкви — стр. 284. Единство — стр. 285. Святость — стр. 288. Кафоличность — стр. 289. Соборность — стр. 291. Апостольство — стр. 295. Таинства — стр. 299. Благодать — стр. 301. Евхаристия — стр. 304. История и Апокалипсис — стр. 306. Небесно-земные свершения — стр. 310. Тысячелетнее царство стр. 313.

ГЛАВА 8.

Свершение.

Эсхатология и эсхатологизм — стр. 319. Конец века сего — стр. 320. Парусия — стр. 321. Преображение мира — стр. 324. Всеобщее воскресение — стр. 326. Суд и разделение — стр. 329. Ад и рай — стр. 332. Вечное во временном — стр. 336. Всеобщий апокатастасис — стр. 340.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Библиографический указатель — стр. 347.

Экономические труды — стр. 348.

Философские труды — стр. 349.

Богословские труды — стр. 353.

Публицистика и полтина — стр. 356.

Иностранные писания — стр. 358.

Проповеди, слова, поучения — стр. 362.

Ненапечатанные труды — стр. 364.

Статьи, посвященные русским мыслителям, поэтам и художникам — стр. 367.

Статьи (и экскурсы), посвященные иностранным философам, писателям и художникам — стр. 372.

Экскурсы, посвященные отцам и учителям Церкви — стр. 376.

Хронологическая канва жизни о. Сергия — стр. 379.

Хронология важнейших сочинений — стр. 382.

 


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.