Поиск авторов по алфавиту

Автор:Глубоковский Николай Никанорович, профессор

Трактат четвертый.

 

 

812

 

ТРАКТАТ ЧЕТВЕРТЫЙ.

 

Необходимость для критики признания эллинских влияний при формировании «христианской системы» Апостола Павла и предполагаемая к сему возможность.—Требование (для осуществления последней)—наличности эллинского образования у просветителя язычников.

 

БЛАГОВЕСТИЕ св. Апостола Павла многообъемлюще по своему содержанию и всесторонне по применению. В силу такого достоинства, оно предполагает особый источник, превышающий наличные ресурсы человеческой ограниченности. С этой точки зрения естественно и неизбежно, что христианское учение апостольское не выводится с непринужденностью из господствовавших тогда религиозно-философских созерцаний. И, действительно, раввинизм не только не давал, но и не допускал апостольского универсализма, а александрийская теософия Филона своими эллинскими наслоениями разрывала бы несомненную связь «павлинизма» с иудейством. В свою очередь, книга Премудрости Соломоновой оказывается довольно бесцветною и совершенно неоригинальной в доктринах иудейских и эллинских, почему не могла наделять Апостола языков богатствами христианского ведения. При таких условиях колеблется самая мысль о «генетическом» происхождении христианства из совокупности раннейших систем и воззрений, натурально порождающих новую религиозную концепцию. Однако на этом вопрос не заканчивается. Многопредметность апостольского благовестия заставляет добываться, что у него было много и производящих факторов, а потому недостаточность указанных доселе ничуть не удивительна и только заставляет искать новых, которые должны служить к восполнению прежних. Значит, теперь нужно решить

 

 

813

возможно ли для св. Павла соприкосновение с иными сферами. откуда не трудно было позаимствовать своеобразные идеи и сделать их ферментом для соответственной трансформации готового материала религиозных» преданий и верований? Здесь ответ получается утвердительный, достаточно обеспечивающий теоретическую состоятельность генетических объяснений. Поборники последних и направляют к сему всю свою энергию. По суждению их, апостольское благовестие, возникши на палестинско-раввинской почве, восприняло в себя новые стихии и именно чрез них приобрело свою индивидуальную особенность. Самое появление его мотивируется тем, что иудейские основы частью преобразуются и частью устраняются с заменою другими.

Таким способом Апостол сразу вырывается из замкнутого круга. раввинистической схоластики и выходит на простор, где господствовали другие влияния. И мы знаем, что благовестнику приписывается глубокая зависимость от эллинистического иудейства, когда чрез посредство Филона и псевдо-Соломона он знакомился с новым миром и обязывался его гению. И если иудейские переделки не удовлетворяли требованиям апостольского творчества, то тем сильнее должно быть у него стремление к прямому осведомлению с подлинным эллинизмом, коль скоро даже косвенные отражения были для него полезны. В этом заключалось неотразимое побуждение к собственному ознакомлению с чисто эллинскими религиозно-философскими концепциями, чтобы привлечь их к успешному завершению взятой работы.

И к сему были достаточные удобства. Всеми «генетическими» толкователями принимается за точку отправления для Павловой системы тогдашнее иудейство, и в этом направлении многие авторы, — особенно еврейские, — доходят до крайности. Высказывалось, будто Христос и Павел сначала только хотели обратить язычников под условием принятия «Ноевых заповедей» 1), иудеям же оставляли весь закон Моисеев, при чем это смешение сопровождалось неясностями и противоречиями в оценке последнего и субботы у новозаветных писателей 2). Христианская традиция рисуется в ка-

1) См. о них и Aaron Friedenwald, Art. «Circumcision» в The Jewish Encyclopedia IV (New York and London 1903), p. 181 a; Julius И. Greenstone, Art. «Laws Noachian» ibid. VII (1904), p. 648 b—650 a.

2)  См. J. D. Eisenstein, Art. «Gentile in Relation to Jews» в The

 

 

814

честве эманации из иудейской 3),—только не чистой, а каббалистической 4), но во всяком случае в полной зависимости от современной иудейской догматики 5). Считается принципиально ложным, что христианская мораль выше иудейской 6), ибо она яко бы является всецело иудейскою (fundamentally Jewish) 7) и уклоняется от нее не к лучшему. Уже в начале своей истории христиане бросили братьев своих на произвол римлян, и крушение иудейства было первою фактическою жертвой специально христианской этики 8), у которой и после не находилось собственной зиждительности. Напротив, базисом служила «павлинистическая химера», что верующий умирает со Христом для закона 9), как это положение утверждалось путем извращения фарисейских теорий 10) и породило религиозную вражду, созданную исключительно христианством 11). Новаторство Павлово, сделавшее это лицо истинным основателем христианской церкви, разрешалось тем, что -радикальное изменение иудаизма 12) открывало широкую дверь язычеству 13) и повело, напр., к языческому обожению Богоматери 14). Здесь иудейские предпосылки увенчиваются языческими влечениями. Аналогичный результат получается и при несколько ином взгляде. Допускают, что сам Искупитель проповедовал лишь иудейскую веру в

Jewish Encyclopedia V (New York and London 1403). p. 623 a, где эта мысль усвояется R. Emdeny, германскому талмудисту ХVIII в. (род. 4 июня 1697 г. † 19 апреля 1776 г.): См. ibid. V, р. 146 b152 a.

3) Так Rabbin-Prédicateur E(üjah) Benamosegh, Morale juive et morale chrétienne; examen comparative suivi de quelques réflexions sur les principes de l’islamisme (Paris 1867), p. 4.

4) E. Benamozegh ibid., p. 3 и 98.

5) E. Benamozegh ibid., p. 7.

6) E. Benamozegh ibid., p. 18.

7) См. Emil G. Hirsch, Art. «Attitude of Modem Judaism to the Gentiles» в The Jewish Encyclopedia V, p. 625 b.

8) E. Benamozegh, Morale juive et morale chrétienne, p. 31.

9) E. Benamozegh ibid., p. 71.

10) E. Benamozegh ibid., p. 391. При таком толковании неудивительно услышать, что ныне христианская мораль считается «alsfalsch oder ungenügend»: См. Eduard Grimm, Die Ethik Jesu (Hamburg 1903), S. 2.

11) E. Benamozegh, Morale juive et morale chrétienne, p. 239.

12) Kaufmann Kohler, Art. «Christianity in its Relation to Judaism» в The Jewish Encyclopedia IV, p. 52 b

13) K. Kollier ibid., IV, p. 53 a. Ср. и С. M. Дубнов, Всеобщая история евреев от Вавилонского пленения до настоящего времени II, стр. 24.

14) К. Kohler в The Jewish Encyclopedia IV, p. 54 b.

 

 

815

простейшей и чистейшей форме 15), когда вся оригинальность была в одной фразеологии 16). Действительным создателем христианской религии был эллинский миссионер 17),—не знавший Христа грек 18). В этом не содержалось преступности, поелику, расширяя тесные раввинистические рамки, он двигался любовью к духовному благополучию человечества 19), для которого служил вестником Божиим 20), распространяя в языческой среде иудейские упования 21) и будучи для нее яркою звездой в своем героическом подвиге повсюдного внедрения прекрасных иудейских чаяний 22). С этой стороны в «павлинизме» усматривается не подрыв для иудейства 23), но раскрытие его—ради привлечения и возрождения язычества 24). Соприкосновение с последним происходит довольно естественно и обеспечивалось свойствами самого иудаизма, где господствовало великое религиозное смешение 25). Это не было уже нечто целостное и самобытное, но в «рассеянии» много потерпело от эллинских влияний, а в Палестине и далее

15) Так Harris Weinstock, Jesus the Jew and Other Addresses (with Introduction by President David Starr Jоrdani, New York and London 1902, p. 14—15.

16) H. Weinstock ibid., p. 182. 186. В этом же дух говорится (у Moris Friedländer, Griechische Philosophie im Alten Testament; eine Einleitung in die Psalmen—und Weisheitsliteratur, Berlin 1904, S. XIII), что Новый Завет лишь воспроизводит этическую возвышенность талмудизма, хотя о самом Талмуде автор думает, что это есть продукт мрачных времен реакции (S. IX), считая бедствием, если поныне продолжают видеть в нем ключ к Библии (S. VIII ff.).

17) Н. Weinstock, Jesus the Jew, p. 16.

18) H. Weinstock ibid, p. 20 sqq. Но См. ниже к прим. 6 в главе I-й.

19) H. Weinstock ibid., p. 23.

20) H. Weinstock ibid., p. 27.

21) H. Weinstock ibid., p. 28—29.

22) H. Weinstock ibid., p. 63—65.

23) H. Weinstock ibid., p. 72.

24) H. Weinstock ibid., p. 97.

25) См. (I Bd., 2 lieft в «Forschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments» herausg. von Prof. D. Wilhelm Bousset und D. Hermann Gunkel) y Lic. theol. Privatdoz. Wilhelm Heitmüller, «In Namen Jesu». Eine sprach- u. religionsgeschichtliche Untersuchung zum Neuen Testament, speciell zur altchristlichen Taufe. Göttingen 1903. S. 183 ff. Ср. Felix Perles, Bousset’s Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter kritisch untersucht (Berlin 1903), S. 2. Prof. D. Paul Feine, Das Christentum Jesu und das Christentum der Apostel in ihrer Abgrenzung gegen die Religionsgeschichte в «Christentum und Zeitgeist»: Hefte zu «Glauben und Wissen» I (Stuttgart 1904), S. 2.

 

 

816

на востоке—от восточных 26). Образовался некоторый синкретический конгломерат 27), из коего и формируется христианство 28). Неизбежно, что при. Самом возникновении и распространении новая религия воспринимала многоразличные религиозные элементы чрез иудейское посредство 29). Из них можно отметить вавилонские воздействия, которые были первейшими 30) и глубоко проникали в иудаизм 31), откуда выводится, яко бы даже мессианство Иисуса явилось по приложению к нему мифа о Мардуке 32). Личность Господа принижается до обычного человеческого уровня, и будто бы именно Он больше всех был бы удивлен усвояемою Ему божественностью 33). При этом говорят, что принятая дата ошибочна 34), и Христос жил за сто лет до нее 35)—во дни Александра Ианнея, будучи учеником Иошуа бен-Перахии 36), а другие прямо считают Его мифическим типом 37), относя на долю

26) См. у Prof. Hermann Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments (в «Forschungen zur Religion und Literatur des A. und N. Testaments» I Bd, 1 Heft), Göttingen 1903, S. 35.

27) H. Gunkel ibid. 1,1, S. 35. 88. 95. Ср. и Rev. James Moffatt,Zoroastrianism and Primitive Christianity в «The Hibbert Journal» II, 2 (January 1904), p. 349; H. И. Сагарда в «исагогико-экзегетическом исследовании»: Первое соборное послание святого Апостола и Евангелиста.Иоанна Богослова (Полтава 1903), стр. 103—104. См. и выше на стр. 434,г,.

28) H. Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des N. T., S. (19. Дальше тут следует, что и само христианство, будучи тоже синкретическим, оказывается для религиозно-исторического понимания просто лишь наивысшим пунктом предшествующего развития: См. у Lic. Dr. Alfred Jeremias, Babylonisches im Neuen Testament (Lpzg 1905), S. 1. 2.2.

29) H. Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des N. T., S. 1.

30) См. Die Keilinschriften und das Alte Testament von Eberhard Schrader. Dritte Auflage, mit Ausdehnung auf die Apocryphen, Pseudepigraphen und das Neue Testament neu bearbeitet von Prof. Dr. H. Zimmern und Privatdoz. Dr. H. Winkler. Berlin 1903. S. 346.

31) Ibid.. S. 350 ff.

32) Ibid., S. 377 ff.

33) G. R. S. Mead, Did Jesus live 100 B. C. ? An Enquiry into the Talmud Jesus Stories, the Toldeth Jeshu, and Some Curious Statements of Epiphanius—being a Contribution to the Study of Christian Origins. London and Benares 1903. P. 12.

34) G. B. S. Mead ibid., p. 14 sqq.

35) G. B. S. Mead ibid., p. 19. 417 sqq.

36) G. B. S. Mead ibid.,  p. 17. 138 sq. 141—142.

37) John M. Robertson. Pagan Christs:  Studies in Comparative Hierology (London 1903), p. XIV. 229.

 

 

817

сагальности важнейшие факты, напр., крестную смерть 38), и все чудесное в христианстве 39). Но справедливо протестуют против крайностей «панбабилонизма» 40) вообще и в частности в применении к Новому Завету 41). Пусть вавилонское влияние было издавна и продолжает обнаруживаться в Талмуде 42),—во всяком случае оно проблематично в качестве преобразующего фактора 43), будто бы наградившего иудеев еще в плену идеей искупления—с магическим оттенком 44). Пункты сходства 45) сильно преувеличива-

38) J. М. Robertson, Pagan Christs, р. 114 sqq.

39) Prof. Dr. Samuel Krauss, Das Leben Jesu nach jüdischen Quellen herausgegeben und erläutert (Berlin 1902). S. 212 ff.

40) См. Prof. Dr. Emil Kautzsch, Art. «Religion of Israel» в А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings: Extra-Volume (Edinburgh 1904), p. 670—671. Проф. H. Ф. Мухин, Магия и колдовство у ассиро-вавилонян в «Трудах Киевской Духовной Академии» 1905 г., ·Ν» 3 (март), стр. 492 сл. Rev. С. H. W. Johns говорит даже о «the new school of Babylonianisers» (Assyriology and Inspiration в «The Interpreter» I, 1 [January, 1905], p. 41), которая, опираясь на то, что уже «Canaan was а province of Babylonian culture, permeated by Babylonian ideas, using Babylonian writing and Babylonian language», бывший «the medium of intercommunication between neighbors in Palestine» (p. 43), утверждает, будто «the Bible is merely a Jewish recension of old [Egyptian and) Babylonian myths and legends» (p. 50), при чем и происхождение христианства возводится—частью—к вавилонским влияниям (р. 42).

41) Prof. Dr. Frederic Blass, Science and Sophistry в «The Expository Times» XVI, 1 (October 1904), p. 12 sqq. См. еще Prof., Dr. Paul Feine (Das Christentum Jesu und das Christentum der Apostel, S. 45 ff.), который в частности отмечает (S. 46 ff.), для иллюстрации, коренную разницу в учении о страдании и смерти Мессии и о его воскресении.

42) Dr. Hermann Fick, Assyrisches und Talmudisches: kulturgeschichtliche und lexikalische Notizen (Berlin 1903), S. 11 f.

43) Prof. Dr. Frantz Buhl, Art. «New Testament Times» в А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra-Volume, p. 54b.2.

44) Так Mr. R. Campbell Thompson по «The Expository Times» XVI. 1 (October 1904), p. 1—2.

45) Они отмечаются и у В. Lindner, Art. «Parsismus» в Realencyclopädie von Herzog-Hauck XIV 3 (Lpzg 1904), S. 700. Даже Dr. Alfred Jeremias, находя, что иудейская цивилизация в основе своей есть вавилонская (Babylonisches im Neuen Testament, S. 2), допускает вавилонские влияния—в восточных формах представлений в павлинизме (S. 5), в истории осмеяний Христа пред крестными страданиями (S. 21 ff.), касательно аналогий с посеянным зерном (S. 23—24), о явлении Мессии Избавителя (S. 27ff.), для Кол. II, 15. Еф. VI, 11 сл. (S. 42), в рассказах о рождестве Христовом (S. 46 ff.), частью для 1 Кор. XI, 10, поскольку заповедь женщинам о покрытии голов в богослужебных собраниях

 

 

818

ются 46) вопреки подлинным данным 47), ибо Израиль глубоко разнится от Вавилона и независим от него в специальных учениях и учреждениях 48). Это верно в вопросе о потопе 49), о творении 50), о субботе 51) и даже насчет Ангелов сомнительно, чтобы самая вера в них была вавилонского происхождения 52), а в эсхатологических совпадениях усматри-

возводится к мифологическим идеям (S. 114—115). В виду изложенного тем знаменательнее, что воскресение Христово автор находит беспримерным, лишенным всяких параллелей (S. 43).

46) См. у проф. Вл. П. Рыбинского, Вавилон и Библия в «Трудах Киевской Духовной Академии» 1903 г., Ν» 5 (и по отдельному оттиску, Киев 1903), стр. 113—144. Rev. С. H. W. Johns в «The Interpreter» I, 1 (January, 1905), р. 45. Проф. Н. Ф. Мухин в «Трудах Киевской Духовной Академии» 1905 г., N» 3 (март), стр. 489 сл.

47) См. у Prof. Н. Gunkel, Israel und Babylonien: Der Einfluss des Babyloniens auf die israelitische Religion (Göttingen 1903), S. 14 ff.

48) См. Morris Jastrow junr., Art. «Religion of Babylonia and Assyria» в А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra-Volume, p. 5816.

49) H. Gunkel, Israel und Babylonien, 8. 22 f.

50) H. Gunkel, ibid., S. 23 ff. См. и у проф. Вл. П. Рыбинского: Древнееврейская суббота (Киев 1892), стр. (37—48 сл.); Библия и Вавилон (Спб. 1904). Стр. 36 сл., а для 1-й гл. кн. Бытия ср. и Rev. S. L. Brown, The Biblical Story of Creation в «The Interpreter» I, 2 (February, 1905), p. 160—161.

51) H. Gunkel, Israel und Babylonien, S. 28; ср. и Prof. Dr. C. Besold, по указанию в «The Critical Review» XIV, 3 (May, 1904), p. 219. Prof. А. H. Sayce, полагая, что у вавилонян седьмой день связывался с богиней солнца, выводил, будто скорее можно находить в вавилонской субботе аналогию с христианским воскресеньем, как «днем солнца», чемс еврейскою субботой (The Babylonian Sabbat в «The Expository Times» XVI, 3 [December 1904], p. 1406), но эти заключения совершенно опровергнуты у Prof. Dr. Fritz Ноmmеlя: The Assyro-Chaldaean Sabbath ibid. XVI, 4 (January 1905), p. 184—185; Grundriss des Geographie und Geschichte des Alten Orients I, 1 (München 1900), S. 95—96. 122. 233.

52) H. Gunkel, Israel und Babylonien, S. 27. См. и выше стр. 786.1167. Даже Rev. Prof. T. K. Cheyne отвергает отожествление Мардука и Архангела Михаила, яко бы представляющего Мессию, но отрицание это не исключает у него взаимной генетической зависимости данных понятий—второго от первого: См. в «The Expository Times» XVI, 4 (January 1905), p. 147—148; XVI, 5 (February 1905), p. 193—194; напротив, ibid. XVI, 6 (March 1905), p. 687 (в статье «Michael the Messiah») Rev. A. Smythe Palmer категорически допускает прямое соотношение равенства концепций Архангела Михаила, Ангела Иеговы и Христа (Мессии), принимая воздействие на них сказаний о Мардуке, как и Dr. Alfred Jeremias констатирует (Babylonisches im Neuen Testament., S. 43) в иудейской апокалиптике родственность созерцаний касательно Архангела Михаила и Мессии

 

 

819

вается общий корень 53) при самостоятельном откровенном развитии Израиля 54). Его религия была чистым чудом среди религиозных верований Востока 55), безусловно «автохтонна» в своем монотеизме, здесь скорее сама воздействовала на вавилонскую 56) и по сравнению с нею была самостоятельной в классическую пору 57). При всем том иудейское учение о воскресении объясняется из вавилонского 58), почему вавилонские отзвуки предполагаются и у Христа Спасителя 59), хотя констатируется, что в древнейшей вавилонской религии не имелось собственно веры такого рода 00). Не меньшая связь утверждается для парсизма 61),—но опять же она была только позднейшая 62), весьма относительная 63) и не затрагивала

(ср. и ниже стр. 822,91).—О сложной ассиро-вавилонской демонологии См. и у проф. Н. Ф. Мухина в «Трудах Киевской Духовной Академии» 1905 г., № 3 (март), стр. 409 сл.

53) Здесь предполагает влияние парсизма на Вавилон также Dr. August Wünsche, DieVorstellungen vom Zustande nach dem Tode nach Apokryphen, Talmud und Kirchenvätern в «Jahrbücher für protestantische Theologie» VI (Lpzg 1880), 2, S. 356.

54) См. Dr. Alfred Jeremias: Die babylonisch-assyrische Vorstellungen vom Leben nach dem Tode—nach Quellen mit Berücksichtigung der alttestamentlichen Parallelen (Lpzg 1887), S. 106; Babylonisches im Neuen Testament (Lpzg 1904).

55) H. Gunkel, Israel und Babylonien, S. 37.

56) H. Gunkel ibid., S. 29.

57) H. Gunkel ibid., S. 31.

58) H. Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des N. T., S. 31.

59) H. Gunkel ibid., S. 34.

60) H. Gunkel ibid., S. 34,1.

61) Rev. James Moffatt в «The Hibbert Journal» II, 2 (January 1904), p. 353—355. Ср. Prof. Frants Buhl в А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra-Volume, p. 456. † Dr.Alexander Kohut решительно утверждает зависимость ангелологии и демонологии иудейской от парсизма (lieber die jüdische Angelologie und Dämonologie in ihrer Abhängigkeit vom Parsismus в «Abhandlungen für die Kunde des Morgenlandes», herausgegeben von der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft unter der verantwortlichen Redaction von Prof. Dr. Hermann Brockhaus IV, 3 (Lpzg 1866, 7 ff. 14 ff. 24 ff. 48 ff.), категорически допуская, чтоАрхангел Михаил есть собственно персидский Vohumano (S. 24 ff.).

62) См. Rev. W. Fairweather, Art. «Development of Doctrine in the Apocryphal Period» в А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings, Extra-Volume, p. 274 a.

63) См. étude d'eschatologie comparée par Nathan Söderblom, La vie future d’après le mazdéisme à la lumière de croyance parallèles dans les autres religions в «Annales du Musée du Guimet: Bibliothèque d'études» IX (Paris 1901), p. 150 suiv. 280—321. 330. Ср. yпроф. И. Г. Троицкого, Тал-

 

 

820

израильской самобытности 64), если, напр., для эсхатологии она выдвигается 65) при отсутствии решительных данных в пользу прямого влияния 66).

При подобных условиях не будет причин устранять и эллинские стихии даже в наиболее важных вопросах. И нам говорят, что главнейшие христологические созерцания идут не от Христа, а взяты отинуду 67) и преимущественно обязаны св. Павлу 68), у которого рисуется мифический образ Искупителя 69), — впрочем, выше языческих мифов 70). Но эта работа этнизирования подлинной христианской реальности начата была иудео-христианством 71), перенесшим характерные языческие доктрины (напр., о бессеменном зачатии) на Избавителя 72), к коему относили все порывы сердца 73), почерпая материал в иудейском сектантстве, хотя бы у «минеев», где

мудичеекое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений (Спб. 1904), стр. 161 прим., а равно в «The Hibbert Journal» H, 3 (April 1904), p. 6456.

64) См. K. P. Fr. M.-J. Lagrange. Lareligion de Perses: la réforme de Zoroastre et le judaïsme в «Revue biblique internationale» avril 1904 (nouvelle série I, 2), p. 203 suiv. 206 suiv. В этом отношении особенно тенденциозны и не менее того тщетны усилия Bastamji Edalji Dastur Реshotun Sanjana «The Expository Times» XVI, 4 [January 1905], p. 183—184: Ahura-Mazda in the Аvesta) доказать, будто в парсизме нет дуализма и он проповедует именно монотеизм.

65) † Dr. А. Kohut, Was hat die talmudische Eschatologie aus dem Parsismus aufgenommen в «Zeitschrift für deutschen morgenländischen Gesellschaft» XXI (Lpzg 1867), S. 553 ff. Dr. Kaufmann Kohler даже утверждает, что яко бы и самая мысль о бессмертии души, в отрешении от тела, возникла в Израиле под влиянием персидских идей: Art. «Immortality of the Soul» в The Jewish Encyclopedia IV (New York and London 1904), p. 5646.

66) Rev. W. Fairweather в А Dictionary of the Bible cd. by J. Hastings, Extra-Volume, p. 307.

67) H. Ginkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des X. T., S. 64.

68) H. Gunkel ibid., S. 89.

69) H. Gunkel ibid., S. 92—93. Prof. Paul Wernle, Die Anfänge unserer Religion (Tübingen und Leipzig 4901), S. 329. Ср. о сем y Prof. D. Paul Feine, Das Christentum Jesu und das Christentum der Apostel, S. 40 ff.

70) H. Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des X. T., S. 94.

71) H. Gunkel ibid., S. 68—69.

72) H. Gunkel ibid., S. 68. Так и Prof. T. K. Cheyne, который и здесь усвояет преимущественное значение вавилонским влияниям: См. в «The Expository Times» XVI, 5 (February 1905), p. 194—195.

73) Н. Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des N. T., S. 94.

 

 

821

было своего рода двубожие 74), воспринятое христианством— особенно в павлинизме 75). Для него был обильный материал в сектантско-иудейском гностицизме 76), александринизм же прямо обогатил христианство 77), взявши оттуда и применивши к Искупителю идею премудрости или слова 78). которая—в смысле ипостазирования—являлась sacrilegium для иудейства и возникла в нем по внешним влияниям 79), но Филон, отожествлявший Логоса и Софию 80), настолько предуготовил все, что данному понятию оставалось лишь воплотиться 81), а это опять было предрешено всем ходом развития в эллинском рассеянии 82). Христианство оказывается плодом общения иудейского и эллинского миров 83), будучи продуктом этого всемирного. иудейства das Christentum... ist die Schöpfung dieses Allerweltjudentums») 84). Получается различие между Христом историческим и религиозно-догматическим 85), при чем во втором из них кристаллизировались многие предания 86). Он изначально почитался «сыном Божиим» 87), однако в смысле Богочеловека понимался лишь в позднейшем церковном толковании 88), а у первохристиан разумелся адоптивно 89), для Апостола языков был «образом Божиим» в достоинстве «небесного человека» 90), каковая идея двух Адамов усвоена из иудейских источников 91), но уже сочетавается с буддийскими концеп-

74) Moris Friedländer, Geschichte der jüdischen Apologetik als Vorgeschichte des Christenthums (Zürich 1903), S. 482.

75) M. Friedländer ibid., S. 498.

76) M. Friedländer ibid., S. 10.

77) M. Friedländer ibid., S. 60. 268.

78) M. Friedländer ibid., S. 68,з. 72—73.

79) Moriz Friedländer, Griechische Philosophie im Alten Testament, S. 13.

80) M. Friedländer ibid., S. 196.

81) M. Friedländer ibid., S. 201.

82) M. Friedländer ibid., S. 202.

83) M. Friedländer ibid., S. 205.

84) M. Friedländer ibid., S. 208.

85) См. Prof. Otto Pfleiderer, Das Christusbild des urchristlichen Glaubens in religionsgeschichtlicher Beleuchtung (Berlin 1903), S. 3.

86) O. Pfleiderer ibid., S. 2. 4.

87) O. Pfleiderer ibid., S. 10.

88) O. Pfleiderer ibid., S. 13.

89) O. Pfleiderer ibid., S. 10.

90) O. Pfleiderer ibid., S. 11.

91) Ср. Prof. Louis Ginsberg, Art. «Adam Kadmon» в The Jewish Encyclopedia I (New York and London 1901), p. 181—182. Частью в связи

 

 

822

циями 92), которые открываются и в евангельской истории 93) и в павлинизме (Рим. XII, 2) 94). Мы видим теперь, как легко и просто совершается переход от иудейства к язычеству, так что и «Новый Завет», выросши на иудейской почве, оказывается яко бы действительно греческою книгой по форме и содержанию 95). Не менее естественно, что и Павел, не потеряв в христианстве облика иудея—талмудиста 96), несомненного, напр., по его аггадическому экзегису 91) и палестинско-раввинской типологии 92), без труда мог усвоят и >приспособлять эллинские воззрения настолько, что иногда изображается в качестве продукта эллинской философии 93).

>По сказанному неудивительно, если защитники генетического истолкования павлинизма открывают себе опоры даже в историческом процессе формирования христианства. Будучи обобщением различных материй религиозного наследия 100), оно дозволяло всяческие воздействия. Правда, говорится, что по возникновению это была лишь иудейская секта 101),

с этими иудейскими концепциями стоят и соответствующие суждения о создании человека по образу Ангелов, о чем См. и у F. R. Tennant, The Sources of the Doctrineof the Fall and Original Sin (Cambridge 1903), p. 149; о. A. A. Глаголев, Ветхозаветное библейское учение об ангелах (Киев 1900), стр. 186.197, а у нас ср. кн. I, стр. 668,83. Согласно сему Rev. Prof. T. K. Cheyne и для Быт. I, 26 утверждает (Bible Problems and the New Materials for their Solution, London 1904), что человек сотворен по образу Бога и (Архангела—Мессии) Михаила: См. «The Expository Times» XVI, 4 (January 1905), p. 147—148.

92) О. Pfleiderer, Das Christusbild des urchristlichen Glaubens in religionsgeschichtlicher Beleuchtung, S. 24.

93) O. Pfleiderer ibid., S. 105. Heinrich Weinel, Jesus im neunzehnten Jahrhundert (Tübingen und Leipzig 4903), S. 204 ff.

94) H. Weinel ibid., S. ‘217.

95) H. Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des N. T., S. 6.

96) Lic. theol. Paul Fiebig. Talmud und Theologie (Tübingen und Leipzig 1903), S. 19.

97) См. Felix Perles, Bousset's Religion des Judentums, S. 46.

98) См. и J. H. A. Hart, Philo of Alexandria в «The Jewish Quarterly Review» XVII, 65 (October, 1904), p. 80.

99) См. у Prof. Ernst von Bobschütz, Probleme des apostolischen Zeitalters (Lpzg 1904), S. 8.

100) Касательно этой мыслио синкретическом характере и происхождении христианства—ср. замечания у Prof. D. С. F. Georg Heinrici, Ist die Lebenslehre Jesu zeitgemäss? Lpzg 1904. S. 14 ff.

101) См. и Prof. Dr. Hermann Cohen, Die Nächstenliebe im Talmud. Ein Gutachten dem Königlichen Landgerichte zu Marburg erstattet. Marburg 1888. S. 22.

 

 

823

и корней христианства нужно искать в палестинской почве 102), но этим вовсе не исповедуется безусловной раввинистической целостности. Достаточно напомнить, что иногда принимается большое участие ессейства в первоначальной судьбе новой религии 103). Равно подчеркивается, что Апостол языков для своей христологии многое почерпнул в ориенталистически-ессейском учении об Ангеле-Мессии, перенесши его на личность Спасителя 104). А известно, что ессейские понятия

102) Prof. Edmond Stapfer, Les origines de l’essénisme в «Revue de théologie et de philosophie» 1902, N. 5—6, p. 387.

103) См. выше, стр. 809,1260. Ср. еще K. Kohler, Art. «NewTestament» в TheJewish Encyclopedia IX (New York and London 1905), p. 252«, a также yM. Я. Мибихова, История еврейского народа—от Вавилонского пленения до первой эпохи танаев (Спб. 1901), где говорится, что «Эсефяне были истинными основателями христианства» (стр. 145), ибо «они положили основание христианства» (стр. 147); другие отыскивают сходство у самого Господа Спасителя (Joseph Jacobs, Art. «Jesus of Nazareth» в The Jewish Encyclopedia VII, p. 1615. 163«, Rabbiner Dr. Joseph Eschelbacher, Das Judentum und das Wesen des Christentums, Berlin 1905, S. 87.90; но ср. Kaufmann Kohler в The Jewish Encyclopedia VII, p. 168.169 a) и в послании Иакова (К. Kohler,Art. «James, General Epistle» ibid. VII, p. 69 a. 70 b; Prof. Dr.Orello Cone, Art. «James-Epistle» в Encyclopaedia Biblica II, col. 2325), а Иосифа аримафейского причисляют к ессеям (К. Kohler,Art. «Joseph of Arimathaea» в The Jewish Encyclopedia VII, p. 256b); иногда же высказывают, что соборное Иаковлево послание вышло в Риме из ессейско-христианских кружков не ранее 150 г. по р. Хр. (см. Wilhelm Brückner, Die chronologische Reihenfolge, in welcher die Briefe des Neuen Testaments verfasst sind, insofern diese abzuleiten ist sowohl aus ihrer gegenseitigen Übereinstimmung und gegenseitigen Verschiedenheit, als aus dem in den späteren Briefen gemachten Gebrauch von Worten und Citaten, die in den früheren Vorkommen, Haarlen 1890, S. 295). См.противсегопо этому предмету еще и у Dr. Fr. Hoffmann, Das messianische Gericht im Neuen Testament (Königsberg Pr. 1902), S. 11, а также ср.Prof. Ernst von Dobschütz, Das apostolische Zeitalter (Halle a. Saale 1905), S. 6.

 104) Ernst von Bunsen, Die Überlieferung. Ihre Entstehung und Entwickelung. II Bd (Lpzg 1889), S. 106 ff. В этом же смысле иногда комментируется идея Логоса, яко бы она вообще имеет свой корень в маздеизме (John Robertson, Pagan Christs, p. 214. 329—330), христианством же воспринята чрез александрийских платонических иудеев (р. 329). В частности — таким посредником был Филон, «Слово» коего многими не считается личностью (Rev. PrincipalJames Drummond, Art. «Philo» в А Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings: Extra Volume, Edinburgh 1904, p. 206b), но полагают, что оно сформировалось из таргумической Мемры и послужило основою для христианских учений о воплощении и троичности, почему в раввинской литературе—кроме таргумов—Мемра потом совсем не упоминается (Kaufmann Kohler, Art. «Memra» в The Jewish Encyclopedia VIII, New York and London

 

 

824

>то комментируются из иудейских начал 105), то сближаются с философскими, каковы система неопифагорейская 106) или стоицизм 107). Отсюда ясно, что и отношения к иудейству и интересы самого христианства одинаково обращали св. Павла к эллинским запасам. В них сторонники генетических интерпретаций находят все, что желательно для восполнения остававшихся пробелов в историческом истолковании апостольского благовестия, в котором отныне выдвигается эллинская стихия в качестве существенного фактора.

Нельзя не согласиться, что при генетической логике этот вывод является вполне законным. Дальше необходимо проверить его фактическую прочность и определить, насколько осуществилась эта теоретическая возможность. Само собою понятно, что тут нужны средства и способности к овладению эллинскими концепциями, а это требует соответствующей подготовки. Была ли она в достаточной степени у Апостола Павла и имел ли он удовлетворительное эллинское образование, открывавшее ему доступ к «светской» премудрости эллинского мира? Если «да»,—лишь тогда и не иначе позволительно будет трактовать о чисто эллинских позаимствованиях.

Как же стоит дело по этому предмету?

~~~~~~~~~~~~~

1904, р. 465 b), а—в виду применения логологии к доктрине умилостивительного примирения во Христе—Акиба протестовал против подобных концепций (К. Kohler, Art. «Mediator» ibid. VIII, p. 409α).

105) Иногда считают чисто иудейским преобразованием все ессейство (Prof. E. V. Dobschütz, Probleme des apostolischen Zeitalters, S. 41), какв частности—в ессейской эсхатологии усматривают лишь иудейскую разновидность (Aug. Wünsche в «Jahrbücher für protestantische Theologie» VΙ [1880], 2, S. 512).

106) См. в кн. I-й, стр. 880,566.568, а равно Ed. Zeller, Die Philosophie der Griechen III, 2 (Lpzg 41902), S. 288—384 (и по 3-му изданию ibid. 1881, S. 277—338). Против преувеличений в этих сближениях См. и Edm. Stopfer, который больше склоняется к мысли о фарисейско-палестинском происхождении ессенизма (в «Revue de théologie et de philosophie» 1902, 5—6, p. 387 suiv.); Ad. Hilgenfeld высказывается в пользу не нового предположения о генетической связи его с побочною семитическою ветвью Израиля и именно с рехавитами; Die Essäerein Volkstam в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» XLVI (N. F. XI), 2 (1903), S. 294 ff.; ср. его же DieKetzergeschichte des Urchristenthums (Lpzg 1884), S. 98 ff. 110 ff. 138 ff. См. и выше на стр. 810,1226.

107) См. у Amédée de Margerie, Stoïcisme et christianisme в «Annales de philosophie chrétienne» LXIX (Avril 1899), p. 13.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.