Поиск авторов по алфавиту

Слова 261-270.

Слово261
 

1) Все желаемое по духу мира непрочно; одна добродетель вечно блаженна.

2) Она ублажается даже и здесь, как видим из каждодневного воспоминания в церкви святых.

3) Что ж будет там? Там Святые будут как солнце, и будут со Христом.

4) Сего сподобиться поревнуем, как и избежать противоположного сему.
 

1) Из людей одни ублажают богатство, другие - власть, те - успехи, эти - наслаждения. Но из этого ничто недостойно ублажения, потому что ничто не пребывает навсегда, но гибнет вместе с настоящим веком. Но и здесь это многих не долго утешает; но лишь показывается и тотчас исчезает, как сон. Одна добродетель достойна ублажения, как вечно пребывающее обладание, соделывающее обладателей своих блаженными. - Вспомним, сколько от века было властителей, и утешников, - и ни единого из них память не есть с похвалою; а добродетельных слава неугасима.

2) И это видно из того, что мы делаем. Вчера мы ублажали святого Златоуста, ныне ублажаем приснопамятного Ефрема, завтра будем ублажать другого святого. Таким образом они, как светила, в продолжении года один за другим возсиявают на тверди Церкви, в памятях о них, отверзают уста наши к прославлению их и освещают наши по Богу стопы. Верно потому священное слово: ихже предуведе тех и предустави, сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях: а ихже предустави, тех и призва; а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим. 8:29,30). Что скажем на это? Мы разве непричастны такого звания и славы? Конечно причастны. И нам смиренным не чужды и жизнь крестоносная и цена блаженства; так как мы до нынешнего часа терпим гонение, кроме предшествовавших подвигов доброго исповедания. И о, коль дивна сила добродетели! И что дарует она тем, кои строго держатся ее!

3) Но это здесь; что же в будущем веке? О, кто может изобразить оное блаженство и славу оную! Господь так говорит о сем: тогда праведницы просветятся, яко солнце (Мф. 13:43). Как Он Сам есть солнце правды, то обетовал, что и праведники, как сообразные с Ним, возблистают солнцевидно, как утверждает Апостол: понеже с Ним страждем, то с Ним и прославимся (Рим. 8:17). И как вымолил у Отца Сам Господь: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира (Ин. 17:24). Видите, куда мы отыдем? - Идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3:1), где радость и веселье, где хоростояние Ангелов, и церковь первородных на небесех написанных, - где одного с нами чина сущие братия и отцы, туда отыдем мы спустя немного, и там начнем веселиться с Тем, Кто владычеством своим владычествует над веком, как поет блаженный Давид (Пс. 65:7), - не над веком в тысячу или десять тысяч лет, но над веком, не стареющимся и конца не имеющим.

4) И к сим кто доволен? - Тот, кто столько ревностен, что весь день и всяк час трезвится и бодрствует, чтоб не воздремать душою: ибо, при таком дремании, страсти, как звери, нападают на нас и овладевают душою. Пока же мы пребываем на страже и бдим над собою, дотоле не окрадет хищник, не похитит змий. - Итак, бдеть надобно и обозревать умом сказанное пред сим, равно как и противоположное сему, - муки, кои угрожают противящимся воле Божией: огнь неугасимый, тьму кромешную, червя неусыпающего, и все другие; чтобы, бывая исполнены и объяты такими помышлениями, могли мы миновать сети вражеские, и безукоризненными прейти отсюда и улучить царство небесное.
 

Слово262
 

1) Много благодеяний от Господа было нам при переходе из пустыни сюда: благодарить должны не словами только, но и делом.

2) Что же воздадим? - Будем жить во славу Божию, - будем благоуханием Христовым, взыдем на гору, да видят.

3) Для сего оставим дольняя и горним благоукрасимся.

4) Что не далеко от нас; ибо в нас есть.
 

1) Всегда наслаждаясь благодеяниями Божиими, всегда и благодарить Его должны мы от сердца теплого в молитве напряженной. Ибо посмотрите, какое и ныне благодеяние! Когда вынуждены были мы убежать, боясь Агарян, не препитал ли Он нас, как в пустыне, в том месте, куда мы были отброшены; и это в продолжении многих дней? Не отверз ли Он нам потом дверь упокоения здесь, где и храм прекрасный и обиталища благоприличны; тот же, кто приял нас - единодушный наш брат? - Сколь велико попечение о нас Божие! Что бы надлежало сделать и Он не сделал? - В продолжении самого бегства нашего доставил Он нам хлеба, вина, рыбы и прочего потребного, сколько требовалось, и даже более, чем требовалось, так что изумлялись видящие то. За все такое не просто благодарить, но и души свои до крови положить долженствуем мы бедные. Почему прошу, возжжем в себе любовь к Нему крепчайшую, прилепимся к Нему всецело и воздадим любезнейшее Ему воздаяние.

2) Какое же воздадим Ему воздаяние? - Будем жить и здесь во славу поклоняемого имени Его, чтоб и на нас исполнилось сказанное Им: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашею, иже на небесех (Мф. 5:16). Негде говорит и Апостол: Богу благодарение всегда победители нас творящему о Христе Иисусе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте. Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих (2 Кор. 14:15). Видишь, что добродетельный есть благоухание Христово, где бы он ни жил? Добродетель и по естеству своему не такова, чтоб укрываться; но проходящий ее всем делается явен: так как и написано: не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14). Град есть душа человеческая, гора - высота добродетелей, на которую востекшие сияют, яко светила в мире, слово животно придержаще в похвалу себе самим в день Христов (Флп. 2:15). Взойдем же, братие, и мы на святую гору сию.

3) Но взойти туда мы не можем, если наперед не оставим дольнего, - т. е. пожеланий плоти и помышлений, и погибельные удовольствия здешней жизни, от коих удаление есть восхождение к добродетели. Итак, да очистится сердце от скверных помышлений, да уцеломудрится око смотреть право, да затворится ухо от слышания злого, да запретится языку говорить суетное, да удерживается рука от прикосновений не подобающих, да направится нога на путь мирен, все члены да обучаются соответственному добру и да освящаются благообразием Христовым. Царь земной благосклонно приветствует того, кто прекрасен и украшен телесно; Царь же Небесный благоволит к тому, кто благоукрашен в духе, хотя, по видимости, он нищ, слеп, хром, и другие имеет видимые недостатки, почитающиеся у людей презренными. В сем разуме неблагородные бывают благородны, бесславные славны, нищие богаты; по сей же причине блаженные Апостолы из рыбарей явились лицами начальственными по всей земле; отсюда св. Антоний, не проходивши наук, был премудрее мудрецов; отсюда, - заимствую пример ближе к нам, - наш Фаддей, скиф и раб, как знаете, востек на высоту исповедания Христа и славным сделался в мире.

4) И о, неизреченное к нам человеколюбие благого Бога нашего! Какой удобный даровал Он нам вход к Себе! Ибо для сего не требуется ни посредник, ни деньги, ни ожидание благоприятного какого-либо случая; но только восхотеть надобно, - и все сделано. - Итак желаешь ли быть великим на небесах? Избери здесь быть последним. Желаешь ли сыном Божиим нарещися? Умиротвори душу от страстей. Желаешь ли очами Божиими быть зримым? Емлись за правду. - Но к сим кто доволен? - Охотно приемлющий учение, любящий делать правду, стремящийся обогатиться небесными благами. - Но буди и нам, исполняя в таком настроении животворные заповеди, улучить царствие небесное со всеми святыми, во Христе Иисусе, Господе нашем.
 

Слово263
 

1) Всякий исполняй свое послушание, всеусердно, как пред Богом.

2) Я свое, вы свое: и будем друг другу удове, общее устрояя благобытие.
 

1) Как исполняющие послушание, так и распоряжающиеся послушаниями должны со всем вниманием и усердием, - подвижнически, - исправлять свое дело, - и эконом и подэконом, и келларь, и повар, и трапезарь, и всякий другое какое делающий дело, - чтобы не подпасть грозной клятве, гласящей: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48:10); а напротив, чтоб наипаче достойными соделаться благоволения Господа, Который сказал: кто есть верный раб и мудрый, его же поставит господин его над домом своим? Блажен раб той, его же, пришед господин его, обрящет тако творяща. Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его (Мф. 24:45-47). Видишь, какую и коликую честь дает Он добре служащему? Явно же, что не добре служащему противоположный сему выпадает жребий. Почему прошу вас, исполняй каждый добросовестно вверенное ему послушание, и тем прославляй Бога и стяжавай свое спасение. Эконом экономски удовлетворяй телесные потребы, давая каждому подобающее не по лицеприятию и не по пристрастию делая что-либо, но все по благорасположению и братской любви. Келларь, смотри, как удовлять братство пищею, делая свое дело искренно с одним желанием упокоить их, и в келларне ничего не держа попорченного. Повар, блюди совесть в варении пищи и в приправе ее, как бы Самому Богу принося служение свое. Трапезарь, содержи чистою трапезу и все потребные в ней сосуды, служа братиям, как Господу. Также пусть действуют и другие в своих им послушаниях.

2) Говорю же сие не затем, чтобы одних из вас восстановить против других, но чтоб каждый, в чем призван, тем и старался удовлетворить своему долгу служить другим, имея пред умными очами своими Бога, от Коего и мздовоздаяние все ожидать надлежит. - И мне, смиренному, разве не вверено свое домостроение? - Да, и еще самое большое. - Итак, как на мне лежит пещись и бдеть о душах ваших, умолять и вразумлять каждого, и наедине и обще со всеми возвещать вам правду Божию и грядущий меч: так и вам без лености следует исполнять свои послушания. - И будем таким образом одно тело и один дух, как и призваны в едином уповании звания нашего, - друг друга любя, как члены одни относительно других, друг друга терпя, друг о друге заботясь, друг друга тяготы нося; чтоб во время исхода позже не пожалеть о напрасно потраченном времени в нерадении; но да будем всегда добре приготовлены к сему исходу, и искренно благонадежны, прешедши отселе с доброю совестью, улучить царствие небесное.
 

Слово264
 

1) Подрались: обличает.

2) Указывает причину в гордости, которая наперед научает: тронь-ка; я ему, - а потом и делом то являет.

3) Средство против сего - укоренять в сердце благие преднамерения.
 

1) Не надолго я отлучался от вас; но воротившись, нашел среди вас бесчиние, о котором нахожу нужным объявить всем, и такое бесчиние, что некие, руки простерши, схватили друг друга неистово, с гневом и криком. - Что касается до одного из них, это не совсем странно, потому что он еще мирянин и не принят в число братства; что же касается до другого, то это крайне странно, потому что он сделал это, будучи уже монахом, который должен быть распявшимся миру, и плоть иметь пригвожденною ко кресту. Как же это ты, брат, сошел со креста, как освободясь от гвоздей, возложил руки свои по Иудейски на Христа Иисуса: ибо Он сам сказал: сотворивший единому сих братий Моих менших Мне сотвори (Мф. 25:40). И ты не убоялся от лица сказавшего сие? Не устыдился Ангела, хранителя жизни твоей? Не устрашился смотрящих на тебя братий и сторонних лиц? Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваши, и прославят Отца вашего, иже на небесех, заповедал Господь (Мф. 5:16). Тебя же твое худое дело таким напротив покрыло мраком, что тобою имя Божие похулилось. Увы мне грешному! На какую высоту жизни позваны мы, и куда низверглись, срамничая подобно злонравным мирянам. Ты говоришь, что тот начал брань; но разве ты не слыхал как кротко Господь сказал слуге, ударившему Его в ланиту: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что мя биеши? (Ин. 18:23). И опять на кресте: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят? (Лк. 23:34). Ведая сие, тебе должно было и, когда укоряют, благословлять и, когда бьют, молиться о них и, когда хулят, молчать (1 Кор. 4:12,13). Ты же, не подражая благому, чьим подражателем сделался? - Смотри, какова заповедь, заповеданная Апостолом: всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь и хула, да возмется от вас, со всякою злобою (Еф. 4:31); а вы дошли до рукопашной, дрались за волосы, друг друга душили? - Так презрен закон Божий. Всуе ковач сребро кует, говоря пророческим словом (Иер. 6:29). Напрасно и я смиренный тружусь до утомления. Впрочем и при этом я не перестану делать свое дело, тем паче, что иной раз имею много внимательных слушателей.

2) Но где же причина такого бесчестия? Ибо должно не обличить только грех, но указать и врачевство. Злая совесть изобрела эту злую новость, гордостное о себе мудрование, злого сердца замысл. "Если он мне скажет то-то, говорит в сердце своем задорный, я отвечу ему вот что; если он меня хватит так-то, я отплачу ему тем же". - Потом когда случится раздражение, по какому-либо поводу, тогда, что гадали в сокровенности, выносим мы и наружу. Ибо неложен рекший: от избытка сердца уста глаголют. Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая (Мф. 12:34,35).

3) Сделаем же сердце наше сокровищем благих преднамерений. И тогда не только не изнесем мы ничего лукавого, и не станем драться; но и если кто ударит вас в десную ланиту, мы обратим к нему и другую (Мф. 5, 39), и что бы другое ни случилось, поступим по Евангельской заповеди. - И вскую умираете, доме Израилев? (Иез. 33:11). Прилично здесь сказать и нам. Вскую день изо дня попусту и всуе иждиваем жизнь свою, в яствах и винопитиях знатоками являясь, а в деланиях Заповедей Божиих бывая невеждами? Не лучше ли будет укрепиться нам в себе чтоб вперед: не огорчаться, не серчать, не яриться и не кричать, от чего, как некие стрелы, вырываются оскорбительные слова, а то и этого еще что-нибудь худшее. - Се завещаваю вам пред Богом оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание: соблюсти вам заповедь нескверну, и незазорну (1 Тим. 6:13,14), чтоб не принудить меня подвергнуть вас тягчайшим епитимиям, но чтоб паче действуя всегда и во всем благообразно и по чину, и меня грешного успокоить, и Богу благоугодить, и вечных благ сподобиться.
 

Слово265
 

1) Еще обличает подравшихся; и

2) приглашает всех к миру, заимствуя побуждение к тому из св. Причащения.

3) К сему незаметно прицепляет слово о девстве, которое хвалит, и

4) для коего средством ставит раскаяние в огне страха Божия и заколение в слезах.
 

1) Ни я не должен чувствовать насыщения спасительным беседованием, ни вы - душеполезным слушанием. Но оба мы того и другого должны иметь ненасытимое вожделение, как жаждущие почерпнуть воды. И это есть признак преуспеяния, условие и действо спасения. Ибо слова путеводят к делам - добрые к добрым и противные тому к противным. Поелику же мы желаем делать доброе, то должны пользоваться добрыми поучениями и благими собеседованиями, чтоб не погрешить в должном. Сему самому научая, Апостол вот что говорит: всяко слово гнило да не исходить из уст ваших: но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим. И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся в день избавления. И далее: всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою. Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4:29-32). Видите, что заповедует Он? Какова точность в определении заповеди? - Вот что у него говорится еще строже в другом месте: иже Христовы суть, плоть распята со страстми и похотми (Гал. 5:24), т. е. как бы неподвижными пребывают к греховному действованию. Если же это так, то рассуди, какого осуждения достойны подравшиеся наши? Они не только побранились, но и руки возложили друг на друга. И ты, мирянин еще, только причисленный к нам, простираешь руки на монашествующего? - А ты, монах, дерзаешь палкою бить приготовляемая к обетам послушания? - Нет; ты уже не монах, а мономах (единоборец), не аскет, а разбойник, не сын мира, а чадо гнева. Не от бранных ли слов пошли удары, за ударами же не следуют ли иной раз смертоубийства? - Почему поступившие так подвержены будут подобающей епитимии, чтоб не дошли до чего худшего.

2) Вы же, возлюбленные, как ученики кроткого и миротворного Владыки, кротко и мирно между собою живите, - мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12:14). Устыждайтесь Владычняго тела и крови, коих причащаться сподобляемся. Душа, приемлющая пречистые дары, не должна допускать в себе смятения, неистовства и неуместных пожеланий. Уста, черплющие из бессмертного источника, не должны произносить нечистых смрадных слов. Очи, освященные честною кровью, не должны смотреть зверски и позволять печатлеться в себе блудническим видам. Рука, принимавшая божественное сокровище, не должна касаться ничего не подобающего.

3) Но и все члены, как уды Христовы, должны быть содержимы и блюдомы в чистоте. Конечно и всякая добродетель велика и вожделенна, но не столько, сколько девство. Девство первейше воссияло в раю, прежде чем змий обманул прародителей своими софизмами; девство сподобилось быть Материю Христа; девство людей соделывает Ангелами; девство возводить мир к нетлению.

4) При сем спросит кто, как же нам стяжать его? - Как иначе, как не бесчисленными трудами и потами? - Ибо где предлежит великое дело, там должно быть и тщание велико и труды немалы. Как меч острый добре рубит нападающих, так и душа, в страхе Божием, как в огне выкованная и в слезной воде закаленная должна рубить демонские помыслы, ловя их, как добычу. Если затупится, опять надо оттачивать ее, чтоб побивала не тысячами, а тьмами, как поется о Давиде; потому что много борющих нас с высоты (Пс. 55:3), и бесчисленны духи злобы, против нас воинствующие, сопротивление коим до конца показывает истинного воина Христова и соделывает его венценосцем.

Буди же милостью Божиею согрешившим прощение, вам же добре текущим, усиление рвения, чтоб еще и еще совершать всякую заповедь Божию, и за то улучить царствие небесное.
 

Слово266
 

1) Ревностный не от дел только худых воздерживается, но и от помыслов: чрез что стяжавает мир Божий, в коем упоевается божественными созерцаниями.

2) Будем же внимать себе, и не дадим помыслам замедлять в душе, - особенно блудным и гневливым.
 

1) Нерадивые и обеспечившиеся почитают грехом самым делом совершать беззакония, как-то: прелюбодеяние, блуд, студодеяние, нечистоту и всякое другое дело злое, против которых и закон тяжел. Но ревностный и желающий во всей точности сообразоваться с заповедями не считает неповинными и неподобных мечтаний мысленных, от коих происходят в теле непотребные движения, и всячески старается и это все уничтожить в себе, и пребывать в покое от пагубных страстей: что и есть мир иметь к Богу чрез Господа нашего Иисуса Христа, как говорить Апостол (Рим. 5:1), в коем установившись, душа радуется радостью великою и услаждается сладостью ненасытимою, любя входить в помышления о Боге и углубляться в созерцания неизреченных Его величий, до забвения себя самой. Когда же случится ей выйти из такого состояния, и быть тронутой бессловесными похотениями; тогда она возмущается и волнуется, как корабль бедствующий от взволновавшегося моря; и если Господь не придет на помощь, бывает в опасности потерпеть и кораблекрушение.

2) Посему внимать надлежит, не позволяя порочным помыслам замедлять в нас, но тотчас с корнем исторгая их. Ибо если змий найдет место проникнуть внутрь, и мало помалу протесниться туда, то уже не отстанет, пока не породит смерти. Почему Писание говорить, что змий будет блюсти пяту человека, т. е. конец действия, а человек будет блюсти главу змия, т. е. первое ввержение в душу помысла греховного (Быт. 3:15). Будем же стоять доблестно против приражения помыслов, уничтожая их прежде возгорения от них похоти, и тем пресекая сланое море греха, чтоб и нам можно было говорить с Св. Давидом: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (65:12). - Впрочем не эта одна страсть (т. е. похоть) возмущает и изменяет душу; но и еще более гнев; ибо говорится: смятеся от ярости око мое (Пс. 6:8), еще: ярость их по подобию змиину (Пс. 57:5); и еще: ярость в недре безумных почиет (Еккл. 7:10); наконец: устремление ярости падение ему (Сир. 1:22). От чего же рождается такая страсть? От горделивого о себе и презрительного о других мудрования, мнящее себе быти нечто (Гал. 6:3), высящееся над низшим. Поелику смиренный сердцем, подражая Господу, кроток есть и тих, неспорлив и некриклив; и если случится, то скорее терпит обиду, чем причиняет, - принимает удар, но не воздает ударом.
 

Слово267
 

1) Послушания связаны одно с другим; почему надо друг другу помогать, и всегда, не отрицаясь и не медля, слушаться распорядителей послушаниями.

2) Не поддавайтесь возмутительным помыслам: ибо они от лукавого.

3) Для сего восприимите терпение, во всем потребное.

О чем ныне поговорить? Поговорю о внешнем образе нашей жизни, или жизни по уставу: ибо хотя мы в изгнании, но живем, как в киновии, не один или два, а многие вмести. И хотя довольства киновийного не имеем, но необходимое достаем хотя с трудом, - и не только для себя, но и для других. Ибо непрестанно заходят к нам братия и отцы, а также странники и бедные. Всех принять и удовлить немалого требует духа и немалого труда. Почему эконому надлежит быть рассудительну и бдительну, как приставнику Божию. Но это ни к чему не послужит, если эконом не будет иметь согласного с ним и подобно ему бдительного подэконома. Но и подэконом также ни в чем не успеет, если не будет иметь келларя, во всем ему последующего. Но и у келларя дело не будет идти, как бы желалось, если не будет иметь хорошего помощника в поваре. Но и у повара, а за ним у прочих, за сими прочими у всех остальных дело не будет спориться, если каждый из них не будет иметь в других сотрудников себе. Как в едином теле много членов; все же члены пекутся друг о друге, так что если страждет один член, с ним страждут все члены, и если славится один член, с ним радуются все члены: так и в братстве, если не будет соблюдаться такой же порядок, то в нем не будет общежития, не будет мира и единомыслия, но будут партии, разделения и разложения. - Если же это так есть, то как смеет кто делать что-либо по своему частному желанию, или, когда уже ободнялось заниматься своим частным делом, или рукодельем, а не выходить на общее и общеполезное дело? Или как севет кто, зовомый на какое-либо дело, отказываться и не подчиняться имеющим власть над ним? Такой уже не послушник, а ослушник, не брат, а чужой. Но если так и бывало, вперед остерегайтесь этого, чтоб попавшемуся в такой вине не пришлось нести положенной за бесчиние епитимии. - Не слышите разве, что повелевает Апостол? Бывайте друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4:32). Будем же и мы таковы друг ко другу, друг друга тяготы нося и тако исполняя закон Христов, как написано (Гал. 6:2).

2) Просил я вас прежде и теперь прошу, не дадим себе изнемогать под тяжестью помыслов, но с радостью Духа Святаго будем совершать предлежащий нам подвиг борения, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса, Который дает молитву молящемуся и победу желающему победить. Не помните ли, как недавно вдруг поднялась непогода, а потом тотчас опять воздух очистился? Так бывает и с помыслами: немного потревожат, а потом опять отходят. О, когда бы они совсем не беспокоили нас? И почему бы нам не иметь всегда мира в душах своих? Но это невозможно, потому что мы превратны, и даже одного дня не пребываем одинаковыми, тем паче нельзя сему быть всегда. Но ты посмотри мне, какая упорная злоба у диавола, что и отгоняемый опять пристает, и будучи тьма в Ангела светла преобразуется, покушаясь взять нас обманом. Но да отступит от нас змий, и да глаголем всегда: не отречемся от Тебя, Христе, и не сделаем ложным исповедания своего. Или не знаете, из какого состояния в какое перешли мы? Не из невидного ли в видное? Не из невежества ли в знание? Не из бесчестия ли в честь? И слово у нас есть, и знание, и хвала; и вы сыны есте, яко воистину честные, облеченные в злато, по златому вашему послушанию.

3) Чего же еще недостает? - Терпения, терпения бо, говорит Апостол, имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование (Евр. 10:36). Какое же это обетование? - Сам Господь сказал: иду уготовити место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы, к Себе; да идеже есмь Аз, и вы будете. И аможе Аз иду, весте, и путь весте (Ин. 14:2-4). И радости вашея ииктоже возмет от вас (Ин. 16:22). Помышляя о сем и, имеющую открыться во святых, славу, неизреченную и недомыслимую, прозревая, будем все переносить великодушно: придется ли голодать, будем голодать; придется вдоволь всего иметь, будем довольствовать себя; умирать ли будет необходимо, умрем, чтоб жизнь вечную наследовать во Христе, Иисусе Господе нашем.
 

Слово268
 

1) На масленице разгул чувственных удовольствий противен духу Христианства.

2) Возблагодарим Господа, что вывел нас из мира и ввел в наше тихое жительство, из коего просияло столько святых, коим подражаем и мы.

3) Будем же верны Ему, готовясь и к предлежащим подвигам исповедания.
 

1) Наступающие дни (масленицы) обыкновенно считаются у людей какими-то праздничными, по причине бывающих тут пиров и гуляний, не разумея, что дни сии чрез воздержание от мясоястия возвещают об общем воздержании, а не о пресыщении и пьянстве. Ибо это принадлежность еллинского празднества. Христианам же хотя всего можно употреблять вдоволь, но попечения о плоти никак не творить в похоти, как учит Апостол (Рим. 13:14). Зло однако ж, перешедши в житейский закон, ведет мир, куда хочет. Мы же будем избегать невоздержания даже и в том, употребление чего разрешено нам, зная, что невоздержание есть мать греха. Так праотец наш Адам, пока воздерживался от вкушения того, что было запрещено, в раю радовался и веселился, исполняясь божественными озарениями и наитиями. Когда же нарушил воздержание и вкусил от древа преслушания, тотчас изгнан был из рая сладости. И соделалось для него невоздержание родительницею смерти. Так Содомиты, от пресыщения хлебами неистовствуя срамными страстями, навлекли на себя гнев Божий и поглощены огнем и жупелом. Так Исав ненавистный, жадными увлеченный очами за одно яство отдал первородство свое. Так и народ Божий... седоша людие ясти и пити и восташа играти (Исх. 32:6). Тоже деется и в настоящие дни: пиры и пьянство, вопли и демонские пляски, не только днем, но и до поздней ночи. Так зло невоздержание; чрез него и смерть вошла в мир.

2) Мы же благодарить должны Бога, что Он избавил нас от таких суетностей и ввел в жизнь блаженную, где не невоздержание, а умеренность, не пьянство, а трезвенность, не буйство, а мир, не шумность, а безмолвие, не срамословие, а благодарение, не непотребство, а чистота, святыня и целомудрие. Из сей-то жизни воссияли все божественные отцы наши, которые, с Божиею помощью, попрали страсти, прогнали демонов, сделались равноангелъными, содевали чудеса, улучили славу небесную, стали предметом удивления в мире, - из коих одним был и блаженный Антоний, которого жизнь читали мы ныне и видели, как Бог прославил его в поднебесной, - так, что цари земные за великое почитали писать к нему и от него написанное прочитать слово. Сих блаженных жизнь проходим и мы смиренные; а что и делом соревнуем ей, о том свидетельствует совершенство наших монахов, отречение от мира, отчуждение от родины, от рода своего и всех знаемых, покорность, послушание, - сие, предлежащее нам исповедание, за которое и в гонении состоим.

3) Будем же радоваться и сорадоваться друг другу, что Бог даровал нам все такое, и что мы проводим жизнь духовную, в которой, если хотим, можно нам праздновать каждый день и радоваться радостью неувядаемою. Почему прошу, еще крепче емлемся за подвиг наш и предстоящее нам исповедание: ибо уже и слух прошел, что державный рассматривает дело наше, и как бы скоро не явился и посол царский. Но не убоимся ходящих речей: аще Бог по нас, кто на ны? (Рим. 8:31). Если Он помог нам в предыдущих обстоятельствах, то поможет конечно и вперед: только будем стоять мужественно, только себе да внемлем, и Он даст нам силу во всем, благоугодно Ему пожить до конца и улучить царство небесное.
 

Слово269
 

1) Гонение при дверях: встретим его благодушно, уповая на помощь Божию и воодушевляясь обетованиями за претерпение гонений - за веру.

2) С еретиками не надо общение иметь, и особенно бегать тех, кои на словах верны, а в сердце еретики.

3) Иконоборство воюет против догмата о воплощении Бога Слова и против заповеди - чтить Бога и поклоняться Ему.
 

1) Ныне предлежало бы нам беседовать о воздержании: так как при дверях Святая Четыредесятница. Но распространяющиеся везде слухи не дают нам это сделать и на другое переносят и мысль нашу и слово. Я уже прежде сказал вам, что державный рассматривает дело наше; и ныне, как говорят, угрожает угрозами чрез Никомидийского, - на которые если мы ответим боголепно, он этого не снесет и поспешит сделать, что задумал. На это нечего сказать, но приготовиться к новому гонению в уверенности, что, где умножаются страдания, там умножаются и утешения Святаго Духа, как говорит Апостол: зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше. Аще ли же скорбим о вашем утешении и спасении, действующемся в терпении техже страданий, яже и мы страждем: и упование наше известно о вас: аще ли утешаемся о вашем утешении и спасении: ведяще, зане якоже общницы есте страстем нашим, такожде и утешению (2 Кор. 1:5-7). В этих словах Апостол показал нам, что мы взаимно друг с другом общимся в страданиях и утешениях, как сущие одно тело и один дух, якоже и призваны во едином уповании звания нашего (Еф. 4:4). Не падем же духом и не возмалодушествуем, но решимся крепко стоять за дело Божие все вместе, как добрые воины Христовы, нося оружия свои, не плотская, но сильна Богом на разорение твердем (2 Кор. 10:4), т. е. рассудительность, мужество, целомудрие, правду - и тем исполняя сказанное Господом: егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф. 10:23) - и туда отходя, не будем пещись, что ямы, или что пием, или чим одеждемся (Мф. 6:31). Ибо Он сам сказал: не оставлю тебе, ниже презрю тя (Нав. 1:5): так что Он и там отворит нам двери милости, и во всем помощником нам будет. Как же нам не радоваться, имея такие обетования? Как не веселиться, что состоим учениками Господа? Так гнали и св. Апостолов, к коим говорил Господь: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5:11,12). Итак, настоящее радостно и обвеселительно: ибо доставляет нам радость неизглаголанную, жизнь, вечную и царствие нескончаемое.

2) На путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите (Мф. 10:5). Нам это надо понимать в отношении к еретикам: итак не войдем в церкви их, ни в жилища их. Но где будет сын мира, семя благочестивое, там и пристанем, там и пищу принимать будем, как и в предыдущие годы. Будем беречься от притворяющихся держащими истину, которые говорят, что они правые руководители, но не суть таковы, а заблуждаются, прельщающе и прельщаеми (2 Тим. 3:13), ихже суд праведен есть (Рим. 3:8). Будем хранить веру неуклонною и жизнь непорочною, не умаляя и не оскорбляя одной другою, но в той и другой пребывая целыми и совершенными.

3) Предмет предлежащего исповедания есть догмат о воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти: ибо быть видиму во плоти и быть предметом доступным для иконного изображения есть одно и тоже. Далее, - кто не покланяется святой иконе Господа, тот не покланяется и самому Господу. Ибо для того, что изображено на иконе, есть первообраз, и смотрящий на икону видит пред собою первообраз. Почему, почитание или непочитание иконного изображения, поклонение или непоклонение образу падает и на первообраз и, если иконою изображен Господь, на Господа. Таким образом, кто чтит икону Господа и поклоняется образу Его, тот Господа чтит и Ему поклоняется, а кто не чтит сей иконы и не кланяется образу, тот Господа не чтит и не поклоняется Ему. - Иконоборцы хотя и говорят, что поклоняются Господу, но лгут. К ним можно отнести слова Писания: Бога исповедуют ведети, делы же отмещутся Его (Тим. 1:16). Мы же поклоняемся Христу и иконе Его, - поклоняемся Богородице и иконе ее, - святым и иконам их. И это есть апостольское учение, которое прияли мы от святых отцов наших. Сей-то залог веры предлагаю я вам, чада и братия, чрез Духа Святаго, живущего в нас, сохранить целым и неповрежденным. - Молитесь же о нас смиренных, да даст нам Господь слово во отверзение уст наших (Еф. 6:19), с дерзновением сказать истину, чтоб не посрамить упования нашего, и вместе с вами безукоризненно совершить предлежащий нам подвиг, и всем нам улучить царствие небесное.
 

Слово270
 

1) Опять укор разгулу масличному, и вообще мирской жизни, и благодарение, что Бог избавил от сего иночествующих.

2) Скорбеть надо о мирянах, по духу мира живущих, подражая апостолам, пророкам и всем святым.
 

1) Часто ублажаю жизнь вашу; но делаю это не из лести, а по истине, жаление о живущих по мирски выразить желая, а вас сделать еще более ревностными в виду имея. Что там ныне деется, вы и сами знаете: пиры и пьянства, песни и пляски и все другие такие изобретения вражьего в мире действа, - ихже суд праведен, как написано. Наше же жительство не таково: день и ночь хвалим мы Господа, по преданному нам от святых отцов законоположению; псалмопение следует у нас за псалмопением, чтение за чтением, молитва за молитвою; затем - в мыслях бдение над помыслами, в сердце поучение в божественных словесах, также безмолвие благовременное, беседа приличная; еще - друг другу служение, все у нас весом и мерою узаконяется, хотя в праздник обычно некое предлагается утешение. Ибо послушай, что говорит Господь к Иуде: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему. Нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник: или нищим да нечто даст. Видишь, что у них и о празднике, и о нищих была забота? Что и мы смиренные, как видите, стараемся исполнять. Но благословен Бог, сподобивший нас приобщиться такой жизни; не от дел праведных, ихже сотворихом мы, - ибо мы ничего доброго не сотворили на земле, - но по своей милости (Тит. 3:5), призвал Он нас к ней. Почему каждый из нас с сокрушенным сердцем должен всегда говорить: что есмь аз, Господи, Господи, и что дом отца моего, что Ты так возлюбил меня.

2) И наше дело таково; в мире же редко найдешь ты что такое. Ибо там за ночью день следует в заботах и делах века сего, в самообольщении богатством и в других хлопотах; так что человеку и вздохнуть некогда: то сговариваются один с другим, то сталкиваются неприязненно; клятва и лжа, и убийство, и татьба, и любодеяние разлияся по земле, говоря пророческим словом (Ос. 4:2), и многое другое, что и пересказать нелегко. Что все приведши на память, блаженный Златоуст сказал, что едва ли и какая-нибудь частичка спасется из мира. Слово страшное, однако ж истинное. И человеку, доброе чувство имеющему, нельзя об этом не печалиться и не скорбеть. Ибо разве не братья все мы друг другу? Не одной ли все крови? Не из одной ли персти? - Если, видя скотину, по стремнине несущуюся в пропасть, невольно всякий чувствуете жалость к ней; не тем ли паче жалостно видеть погибель братий и единоверных? По сей причине блаженный Апостол оплакивал врагов креста Христова с непрестающею болезнью сердца молясь о них (Рим. 9:2,3). Пророк Иеремия плакал об Израиле, и плач свой оставил описанным всесторонне в писании. Великий Моисей вопиял к Богу: и ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги твоея (Исх. 32:32); да и каждый из святых, таким же объят будучи состраданием, не забывал молиться о людях, в подобном же состоянии находящихся. Так и мы, если хотим в след их шествовать, не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте (Фил. 2:4), но и о мире молиться, жалея и сердцем боля о живущих развратною жизнью, об одержимых ересью, об омраченных язычеством, и кратко: за вся человеки творити молитвы и моления, как повелено нам от Апостола (1 Тим. 2:1). Так действуя, мы прежде других самим себе принесем пользу, сокрушаясь и очищаясь от страстных навыков, от коих избавившись, сподобимся улучить жизнь вечную о Христе Иисусе, Господе нашем.
 


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.