Поиск авторов по алфавиту

8. О том, что не должно делать напоказ.

1 (1). Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антиноя. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. - Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? - Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал он, и посмотрите, что случилось! - Ученики идут, и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. - Увидев учеников Антония, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни,- и я надеюсь очистить грех свой и покаяться. Но по прошествии пяти дней он скончался.

2 (2). Некоторые братья и монахи хвалили авве Антонию одного монаха. Антоний сравнениями испытывал, перенесет ли он уничижение, и увидев, что не переносит презрения, сказал ему: ты подобен селу, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками.

3 (3). Говорили об авве Арсении и авве Феодоре Фермейском, что они более всякого зла ненавидели славу перед человеками. Почему авва Арсений редко показывался кому-либо, а авва Феодор, хотя и показывался людям, но был для них как меч.

4. Авва Исайя сказал: великий и важный подвиг - победить тщеславие и преуспеть в разум Божий. Ибо впадший в руки злой сей страсти, тщеславия, отчуждается мира и сердце его ожесточается к святым людям, и в довершение зла он впадает в высокоумие, а таковая гордость есть мать всех зол. Ты же верный раб Христов! держи в сокровенности делание свое и остерегайся, со скорбью сердца, как бы из человекоугодия не погубить мзды твоего делания. Ибо делающий напоказ людям (уже) воспринимает мзду свою (Матф. 6, 2), как сказал Господь.

5. Еще сказал он: любящий прославляться от людей не может быть без зависти; а имеющий зависть не может приобрести смиренномудрия; а таковый предал душу врагам своим: они вовлекают ее во всякое зло и погубляют ее.

6. Убегай тщеславия,- и удостоишься славы Божией в будущем веке.

7 (4). Некто Евлогий, ученик святого Иоанна, Архиепископа Константинопольского, пресвитер и подвижник, постился по два дня, а иногда продолжал пост и по целой неделе, вкушая только хлеб с солью, и был прославляем людьми. Пришел он к авве Иосифу в Панефо, надеясь найти у него еще большую строгость в жизни. Старец принял его с радостью, и предложил в утешение все, что имел. Но ученики Евлогия говорят: пресвитер кроме хлеба с водой и солью ничего другого не ест. Авва же Иосиф ел молча. В продолжение трех дней посетившие не слышали, чтобы авва Иосиф и ученики его пели или молились, ибо они это делали тайно. Евлогий и ученики его пошли, не получив никакой пользы. По устроению же Божию сделалось темно,- и они, заблудившись на пути, воротились к старцу. Прежде нежели постучались они услышали, что авва Иосиф и ученики его поют. Долго простояв, наконец постучались. Старец принял их с радостью. Ученики Евлогия, так как был сильный жар и Евлогий томился жаждою, налили в сосуд воды и подали ему. Вода эта была смешана из морской и речной, и Евлогий не мог пить. Размышляя сам с собою, Евлогий припал к старцу, и просил объяснить причину поведения их говоря: авва! что это значит: прежде вы не пели, а теперь, когда мы ушли, стали петь? и взяв сосуд, чтобы напиться воды, я нашел в нем соленую воду? Старец отвечал ему: брат неосторожен,- и по ошибке примешал морской воды. Евлогий продолжал просить старца, желая узнать истину. И Иосиф сказал ему: та малая чаша вина есть чаша любви, а это - вода, которую всегда пьют братья. И научил его рассуждению помыслов и отсек от него человеческое. Евлогий сделался снисходителен, и впоследствии ел все предлагаемое, научился и сам делать втайне, и сказал старцу: подлинно, ваше делание есть истинное.

8 (6). Брат пришел однажды к авве Феодору Фермейскому и пробыл при нем три дня, прося у него наставления. Но авва не отвечал ему,- и брат пошел печальный. Ученик аввы говорит ему: авва, почему ты не сказал брату слова? - он пошел с печалью. Старец отвечал ему: правда, я не сказал ему слова, но потому, что он торговец, и хочет прославляться чужими словами.

9 (7). Другой брат спросил его: хочешь ли авва,- я в продолжение нескольких дней не буду есть хлеба? Хорошо сделаешь, отвечал авва,- я сам сделал так же. - Брат говорит ему: итак я хочу снести чечевицу мою на толчею, чтобы сделать из нее муку. Авва Феодор отвечал ему: если ты опять хочешь идти на толчею, то сделай себе хлеб,- какая же теперь нужда такого выноса (чечевицы)?

10 (8). Иной брат пришел к нему и начал говорить и рассуждать о таких делах, в которых он еще не упражнялся. Старец говорит ему: ты еще не приобрел корабля, не положил на него своих пожитков, и прежде плавания уже прибыл в город. Но наперед сделай дело, а потом приходи рассуждать о том, о чем теперь говоришь.

11 (9). Авва Кассиан рассказывал: пришел брат к авве Серапиону; старец убеждал его сотворить молитвословие по последованию, но брат отказался, называя себя грешником, недостойным и самого образа монашеского. Старец хотел омыть ему ноги, но брат не допустил его под тем же предлогом. Авва убедил его вкусить пищи,- и в то время, как он ел, старался с любовью вразумить его, говоря: сын мой! ежели хочешь себе пользы, то сиди в келье своей, будь внимателен к себе и к своему рукоделию, ибо выходя из кельи ты не получишь столько пользы, сколько пребывая в ней. Брат, выслушав наставление, огорчился и так изменился в своем лице, что это не могло укрыться от старца. Почему авва Серапион сказал ему: вот сейчас ты говорил: я грешник,- обвинял себя, как недостойного жизни, а теперь так рассердился, когда я с любовью напомнил тебе о долге! Если хочешь быть истинно смиренным, то учись твердо переносить сказанное тебе от другого, и не говори праздных слов. - Брат, выслушав сие, раскаялся и удалился от него, получив большую пользу.

12 (10). Областной правитель, слышав об авве Моисее, пришел однажды в Скит, чтобы видеть его. Об этом сказали старцу; он встал и побежал к болоту. Правитель, встретившись с ним, говорит ему: скажи нам, старец, где келья аввы Моисея? Авва отвечал: чего вы хотите от него? Он человек глупый и грешный. Правитель, когда пришел в церковь, сказал клирикам: я слышал о делах аввы Моисея и пошел посмотреть его,- и вот встретился с нами старец на дороге в Египет: мы спросили у него - где келья аввы Моисея? а он отвечал нам: чего вы хотите от него,- он человек глупый и грешный. - Выслушав это, клирики опечалились и спросили: какой по виду этот старец, который так поносил святого? - Им отвечали: старец был высокий и черный, в ветхой одежде. Тогда клирики сказали: это сам авва Моисей,- он сказал это на самого себя потому, что не желал встретиться с вами. - Правитель возвратился, получив большую пользу.

13 (11). Брат спросил авву Матоя: если я уйду жить в какое-либо место, то как присоветуешь мне жить там? - Старец отвечает ему: в каком бы месте ни жил ты, не старайся выказывать свое имя тем, что - вот я не хожу в собрание, или не ем на вечере любви. Это приобретет тебе пустую славу, а впоследствии будет беспокоить тебя, ибо мирские люди где слышат об этом, туда и бегут.

14 (12). Авва Нистерой великий ходил однажды по пустыне с одним братом. Увидав дракона они побежали. Брат говорит ему: и ты, отец, боишься? - Старец отвечал: нет, сын, я не боюсь; но мне нужно было убежать,- иначе я не убежал бы от духа тщеславия.

15 (13). Некогда правитель страны пожелал видеть авву Пимена, но старец не позволил увидеть себя. Правитель после того взял сына сестры его, будто бы за какое-то преступление, и посадил в тюрьму, сказав: если хочет старец,- пусть просит за него, я отпущу его. - Сестра Пимена со слезами пришла к дверям кельи его, но старец ничего не отвечал ей. Она начала поносить его и взывала: медное сердце! сжалься надо мною,- у меня один только сын и есть! - Старец послал сказать ей: Пимен не родил детей. - Сестра так и ушла от него. - Правитель, узнав об этом, сказал: хотя бы он только словесно приказал мне,- и я бы отпустил его. Но старец отзывался так: наследуй по законам: если он достоин смерти, пусть умрет, а если нет, то делай что хочешь.

16. Авва Пимен сказал: усиленно домогающийся любви человеческой лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться,- ибо сказано: горе егда добре рекут вам вси человеци (Лук. 6, 26).

17 (14). Еще сказал: приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой.

18. (продолжен. 14). Еще сказал: люди совершенны только на словах, а делают очень мало.

19 (15). Некогда авва Адельфий, епископ Нилопольский, (с братьями) пришел к авве Сисою, в гору св. Антония. Это было постом. Старец убедил их вкусить пищи утром. Когда они начали есть,- вот некоторые стучатся в дверь. - Старец Сисой сказал ученику своему: дай им немного кашицы! они устали. - Нет, сказал ему епископ, оставь это, чтобы не сказали, что авва Сисой с утра ест. - Старец, выслушав его сказал ученику: пойди, дай им о чем я говорил тебе. - Те же, увидев кашицу, говорили: у вас странники,- и старец не ест ли вместе с вами? - Да, отвечал им брат. - Они стали скорбеть и говорили так: да простит вам Бог, что вы заставили старца в этот час вкусить пищи! Или вы не знаете, что за эту малую пищу он будет изнурять себя в продолжение многих дней? - Услышав это, епископ поклонился старцу, и говорит: прости мне, авва,- я помыслил человеческое, а ты сделал, как угодно Богу. - Авва Сисой отвечает ему: если Бог не прославит человека, то слава человеческая ничего не значит.

20 (16). Авва Амун Раифский говорил авве Сисою: когда я читаю Писание, то помысл внушает мне искать изящного слова, дабы я мог что-либо сказать пред людьми. - Нет нужды стараться об этом, сказал ему старец; но лучше в чистоте ума приобретай себе то, о чем надобно помышлять и говорить.

21 (17). Некогда областной начальник пришел видеть авву Симона. Авва, услышав об этом, опоясался и влез на финиковое дерево, чтобы очистить его. Пришедшие кричали ему: старец, где здесь отшельник? - Здесь нет отшельника, отвечал авва. - Получив такой ответ, они удалились.

22 (18). В другое время пришел иной начальник посмотреть на Симона. Клирики предварили авву и сказали: авва, приготовься! один начальник, услышав о тебе идет принять от тебя благословение. - Хорошо, я приготовлюсь. - сказал Симон. Надев на себя кентон и взяв в руки хлеба с сыром, авва вышел к воротам, сел и начал есть. - Начальник пришел со своею свитою и увидев старца, посмотрел на него с презрением и говорил: это ли отшельник, о котором мы слышали? - И отвернувшись они тотчас удалились.

23 (19). Святая Синклитикия сказала: как открытое сокровище оскудевает, так и добродетель узнаваемая и разглашаемая помрачается; как тает воск от огня, так и душа от похвал рассеивается и теряет свою силу.

24 (20). Еще сказала: невозможно в одно и то же время быть траве и семени; так точно невозможно при окружающей нас мирской славе сотворить плод небесный.

25 (21). Некогда во время праздника в Кельях братья вкушали трапезу в церкви. Там был один брат, не едящий вареной пищи. - Прислужнику сказали: один из братьев говорит - я не ем вареного, но соль. - Прислужник подозвал другого брата и сказал перед всем собранием: такой-то брат не ест вареного,- принеси ему соли. - Тогда встал один из старцев и сказал брату: лучше бы тебе сегодня есть в своей келье мясо, нежели услышать такое слово перед всем собранием.

26 (22). Один брат - подвижник, не едящий хлеба, пришел к одному великому старцу. Там случились и другие странники. - Старец приготовил им немного вареной пищи. - Когда они сели, чтобы вкусить, брат - подвижник положил для себя только размоченной чечевицы,- и они ели. Когда встали, старец отвел его и наедине сказал: брат, если ты придешь к кому, не открывай образа жизни своей,- и если хочешь сохранить оный, сиди в своей келье и никуда не выходи. - Убежденный словом старца, он стал быть снисходительным при встрече с братьями.

27. Сказывали о скитских подвижниках: если кто видел их дела, то они считали их уже не добродетелью, но грехом.

28 (23). Старец сказал: человекоугодие истребляет всю сочность человека и делает его сухим.

29. Еще сказал: открывающий и разглашающий добрые дела свои подобен сеющему на поверхности земли: прилетают птицы небесные и снедают семя. А скрывающий житие свое подобен сеющему на браздах пашни,- он пожнет обильный плод.

30 (24). Старец сказал: или беги, удаляясь от людей; или шути с людьми и миром, делая из себя юродивого.

31. Рассказывал один из отцов: в Палестине, при реке, близ села, где пребывал блаженный Силуан, жил один брат, принявший на себя юродство. Если встречался с ним брат, он тотчас начинал смеяться, так что впоследствии все чуждались его и удалялись. Случилось трем отцам придти к авве Силуану. По совершении молитвы они просят его послать с ними кого-либо, дабы посмотреть на братьев в кельях их. Они говорили старцу: окажи любовь, прикажи брату сводить нас ко всем братьям. - Старец при них сказал брату: своди их ко всем отцам, а наедине сказал ему: смотри, не води их к юродивому брату, дабы не соблазнились. Проходя по кельям братьев, отцы говорили провожавшему: окажи любовь - своди нас ко всем братьям. - Хорошо, говорил он им. Но, по слову старца, не водил их в келью юродивого. - Когда они возвратились к старцу он спросил их: видели братьев? - Да, отвечали они,- благодарим! Только мы скорбим о том, что не ко всем ходили. - Старец говорит провожавшему их: не говорил ли я тебе - ко всем своди их? - Я так и сделал, отвечал брат. - Уходя отцы опять сказали старцу: искренно благодарим тебя, что видели братьев, но только о том скорбим, что не всех видели. - Тогда наедине брат говорит старцу: я не водил их к юродивому брату. - Как скоро ушли отцы, старец, рассуждая сам с собою о случившемся, уходит к этому брату, принявшему на себя юродство и не постучавшись, но тихонько отворивши дверь, внезапно входит к нему и находит его сидящим на скамейке, и при нем две корзины,- одна с правой стороны, а другая - с левой. - Как скоро он увидел старца, то по обычаю начал смеяться. - Старец говорит ему: оставь это теперь, и объясни мне (что значит) сидение твое? - Он опять засмеялся. - Авва Силуан говорит ему: ты знаешь, что я кроме субботы и воскресения не выхожу из кельи, но ныне вышел я среди седмицы,- ибо Бог мой послал меня к тебе. - Устрашенный сим, брат повергся перед старцем и говорит ему: прости мне, отец, я каждое утро сажусь, имея пред собою сии камешки; и если родится во мне добрый помысл,- кладу камешек в правую корзину, а если злой,- кладу в левую корзину; вечером считаю камешки,- и если найду их более в правой корзине, то вкушаю пищу, а если в левой,- то не вкушаю. И если утром опять придет ко мне злой помысл, то говорю себе самому: смотри, что ты делаешь,- ты опять не должен есть! - Услышав это, авва Силуан подивился и сказал: поистине приходившие отцы были святые ангелы, желавшие объявить добродетель брата, ибо в пришествие их произошла во мне великая радость и веселие духовное.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.