Поиск авторов по алфавиту

Автор:Аммон, преподобный

Аммон, прп. Послание третье. О даре [духовной] проницательности И о том, что следует удаляться от [братий] нерадивых.

Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html

Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.

 

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.


ПОСЛАНИЕ ТРЕТЬЕ. О ДАРЕ [ДУХОВНОЙ] ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ

И О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ УДАЛЯТЬСЯ ОТ [БРАТИЙ] НЕРАДИВЫХ

 

Возлюбленным братиям во Христе желаю здравствовать!

1. Вы знаете, что я пишу вам, как возлюбленным чадам своим, как "детям обетования" (Гал.4,28) и чадам Царства, а поэтому помню о вас ночью и днем, дабы Бог сохранил вас от всякого зла и дабы вы просили [в молитвах] и постоянно пеклись о даровании вам [способности духовного] различения и видения, чтобы научиться ясно видеть и различать во всем добро от зла20. Ибо написано: "Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр.5,14). Те стали сынами Царства и считаются [чадами] усыновления21, которым Бог даровал такое [духовное] видение22 во всех делах их, дабы никто не мог ввести в заблуждение их. Ведь человек улавливается [лукавым] под предлогом блага и многие введены в заблуждение таким образом, поскольку не восприняли еще от Бога подобного [духовного] видения. Поэтому блаженный Павел, зная, что оно есть великое богатство верующих, говорит так: "Для сего преклоняю днем и ночью колени мои за вас пред Господом нашим Иисусом Христом, чтобы дал вам откровение в познании Его, просветив очи сердца вашего, для постижения широты и долготы, глубины и высоты, и для уразумения превосходящей разумение любви Христовой" (Еф.3,14-19)23 и так далее. Поскольку Павел возлюбил их от всего сердца, то он захотел, чтобы великое богатство, о котором он ведал и которое есть [духовное] видение во Христе, было даровано возлюбленным детям его. Ведь он знал, что, если оно будет дано им, то они уже не будут ни в чем утруждаться и не устрашатся никаким страхом, но радость Божия будет с ними ночью и днем, а дело Божие будет услаждать их "паче меда и сота" (Пс. 18,11). И Бог всегда будет с ними и даст им откровения и великие таинства, не могущие быть изреченными языком [человеческим].

2. Итак, возлюбленные [братия], поскольку вы считаетесь сынами моими, усердно просите [Бога] ночью и днем, с верою и со слезами, чтобы получить вам сей дар духовной проницательности24, который вы, вступив на путь подвижничества, еще не обрели. И я, ничтожный, молюсь о вас, дабы достигли вы такого преуспеяния и [духовного] возраста, которых не достигают многие монахи, за исключением немногих любезных Богу душ в [разных] местах. Если же желаете прийти в таковую меру [духовного возрастания], не приучайте себя к посещениям [какого-либо] монаха, из прослывших нерадивыми, но удаляйтесь от них, поскольку они не позволят вам добиться преуспеяния по Богу, а, наоборот, охладят теплоту вашу. Ведь нерадивейшие [иноки] теплоты [в себе] не имеют, но следуют своим собствен

265

 

 

ным желаниям25 и когда встречаются с вами, то ведут речь о [вещах] века сего. Такой беседой они гасят теплоту вашу и лишают вас ее, не позволяя вам добиться преуспеяния. Написано: "Духа не угашайте" (1 Тим. 5,19). Гасится же он суетными речами и развлечением. Когда видите таковых [иноков], окажите им услугу и бегите от них, не вступая с ними в общение. Ибо они суть те, которые не позволяют человеку преуспеять во время жизни сей.

Укрепитесь в Господе, возлюбленные [братия], в духе кротости.


ПРИМЕЧАНИЯ

20 Св. Аммон говорит здесь о даре "духовного различения" (διάκρισισ, discretio); это понятие иногда переводится как "рассудительность". Обычно оно обозначает добродетель, являющуюся "существенным и важным моментом "трезвения" или частнее - внимания. По словам преп.Макария Египетского, "любителю добродетели должно позаботиться о рассудительности (τῆς διακρίσεως), чтобы не обманываться в различении добра и зла". "Из всех добродетелей самая большая есть рассудительность". По словам аввы Пимена, "хранение, внимание к самому себе и рассуждение,- вот три действия души". Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению, т.1, кн.2. Спб.,1907,с.585.

21 Ср. Рим.8,15. Св.Григорий Двоеслов на сей счет замечает: Творец [всего] видимого и невидного, Единородный Сын Отца, пришел для спасения рода человеческого (ad humani generis redemptionem) и послал Святого Духа в сердца наши. Оживотворенные (vivificati) Им, мы верой постигли то, что до сих пор не можем познать опытным путем (scire experimento). И в той мере, в какой мы "приняли Духа усыновления" (Рим. 8,15), мы уже не сомневаемся относительно того, что [мир] незримых тварей существет (de vita invisibilem). Νe. Gregoire le Grand. Dialogues, t.III. Ed. par A.de Vogue et P.Antin // Sources chretiennes, № 265. Paris, 1980, p.21.

22 Для обозначения такого видения св.Аммон использует термин ἀνάβλεψις (букв, "взгляд, устремленный горе"). Примечательно, что преп.Макарий, ведя речь о духовном возрождении человека, связанном с "обновлением ума", также говорит о "здравии и видении мысли" (ὑγιότητα καὶ νάβλεψιν διανοίας). См. Makarios / Symeon. Reden und Briefen, Bd.II, S.121.

23 Св. Аммон цитирует очень свободно, вероятно по памяти; мы переводим так, как он цитирует. Слова "широта" и т.д. "суть образное обозначение не широты и всесторонности познания, а вечности и неизмеримости предмета познаваемого", т.е. "неизмеримым предметом христианского познания служит любовь Христова, явленная на кресте, а следовательно, и любовь Бога, пославшего Сына Своего для спасения мира". См.: Богдашевский Д. Послание святаго Апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование. Киев, 1904, с.479-481.

24 Для обозначения духовного видения св.Аммон на этот раз употребляет выражение τό διορατικόν τοῠτο χάρισμα, которое, вероятно, здесь имеет смысл "духовной проницательности". Ею обладал, например, св.Пахомий Великий. По словам архимандрита Палладия, "в великом деле духовного руководительства во многочисленном братстве, рассеянном по девяти монастырям, Пахомий мог успевать именно потому, что Господь даровал ему особую проницательность. Этот дар он более и более развивал в себе. Он умел с первого свидания узнавать человека". Архимандрит Палладий. Святый Пахомий Великий и первое иноческое общежитие по новооткрытым коптским документам. Казань, 1899, с. 137.

25 Выражение: τοἶς θελήμασιν ἑαυτᾧν ἀκολοῠθουσιν предполагает себялюбие (эгоизм), которое православные подвижники считали корнем и основой всякого греха, ибо "себялюбивое возведение своего "я" в цель своей жизнедеятельности" имело результатом "расторжение мировой гармонии, разрыв союза с Богом и людьми и постоянную борьбу за существование. Такова сущность жизни греховной. Весьма ясно, что жизнь по Богу, истинно человеческая и христианская жизнь, должна быть противоположной греховной. Если там, в грехе, мы поставляем свое "я" жизненным принципом, - выше всего и свою волю мировым законом, единственно для нас обязательным, то здесь, в жизни силы и духа, - мы должны поставить в жизненный принцип отречение от своего "я" и от своей воли, от того и другого отка-

275

 

 

заться и принять на себя иго Христово, принять Его волю за закон своей жизнедеятельности. В греховной жизни мы вели борьбу с людьми из-за своего "я", одушевляясь взаимной ненавистью; здесь, в духовно-христианской жизни мы должны стремиться к соединению с людьми, руководясь не ненавистью, а любовью к ним. Итак, вот два начала, из которых слагается духовная жизнь: отречение от своего "я" и своей воли - начало отрицательное, любовь к Богу и ближним - начало положительное, созидающее". Соколов Л. Психологический элемент в аскетических творениях и его значение для пастырей Церкви. Вологда, 1898, с.45-46.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.