Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Вольная Академия Духовной Культуры в Москве

  

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

СОФИЯ

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

и

РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

под РЕДАКЦИЕЙ

Н. А. БЕРДЯЕВА

I

ОБЕЛИСК

БЕРЛИН

1923

   

Вольная Академия Духовной Культуры в Москве

В разгар большевистской революции, когда духовной культуре в России грозило полное истребление, осенью 1919 г. в Москве по инициативе Н. А. Бердяева была основана Вольная Академия Духовной Культуры. Задачей ее было охранение и развитие духовной культуры в России.

Вокруг Академии сгруппировались все стоявшие на точке зрения духовного отношения к культуре.

Работа Академии в условиях, созданных советской властью, без всяких средств (Академия существовала лишь на небольшие взносы слушателей) была исключительно тяжелой.

Академия работала над вопросами религии, философии, этики, искусства и т. п. Но основным ее заданием были вопросы философии религии и философии культуры.

Деятельность Академии состояла в чтении курсов и докладов. В течение 3-х лет были прочитаны следующие курсы: А. Белого — Философия духовной культуры, Н. А. Бердяева — Философия Истории,

B.      Иванова — Греческая Религия, П. Муратова — Искусство Ренессанса,

C.      Франка — Введение в философию, Б. Вышеславцева — Этика, Н. А. Бердяева — Философия Религии, Ф. Степуна — Жизнь и Творчество, от. Абрикосова — Этапы, мистического Пути, Н. А. Бердяева — Семинар о Достоевском.

В 1920 г. Академия помимо чтения курсов организовала чтение докладов с прениями. Доклады устраивались каждые две недели. Были прочитаны доклады на следующие темы: кризис культуры, кризис философии, о христианской свободе, о сущности христианства, идеальная Греция, теософия и христианство, о магической природе слова, о польском мессианизме, Восток, Россия и Европа, индусская мистика, духовные основы хозяйства, критика историзма, о преодолении пошлости, К. Леонтьев, о закате Европы Шпенглера, В. Соловьев и вселенское христианство, и многие другие.

Активнoe учаcтиe в чтeнии дoкладoв и в прeниях принимали: Ю. Айхeнвальд, Н. Бeрдяeв, Б. Вышecлавцeв, Ф. Cтeпун, C. Франк, н другиe,

Вначале число слушателей, посещающих Академию было незначительно, но постепенно интерес к Академии увеличился настолько, что большая аудитория Высших Женских Курсов, рассчитанная на 300 человек, не могла уже вместить всех желающих. Некоторые доклады повторялись дважды.

135

 

 

От Академии был устроен также ряд публичных лекций в Политехническом Музее, на котором было более тысячи человек, в том числе много рабочих, красноармейцев, матросов. Были прочитаны лекции Ю. Айхенвальдом, Н. Бердяевым, А. Белым, М. Гершензоном, Ф. Степуном.

Публика, посещающая Академию, не была той обычной публикой, которая приходит на лекции и доклады из любопытства, для развлечения. Это были люди жадно ищущие, стремящиеся найти новые пути, люди, для которых разрешение вопросов духовных было решением их жизненного пути. Поэтому атмосфера лекций и докладов была исключительной, страстной напряженности.

Вокруг Академии сгруппировалась часть молодежи, стремящейся по новому, духовно осознать окружающий процесс жизни, жаждущей серьезной, систематической работы. Идя навстречу этой жажде знания, по инициативе Н. Бердяева и С. Франка, весной 1922 г., Академия организовала Философско-Гуманитарный Факультет. К сожалению, работа факультета была вскоре прервана высылкой из пределов России в Германию группы профессоров, создавших этот факультет. А вслед за тем Академия была совсем закрыта.

136


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.