Поиск авторов по алфавиту

Автор:Афанасий Великий, святитель

Афанасий Великий, свт. К тому же епископу Серапиону послание 3е. О Духе Святом

1) Подивишься, может быть, увидев, что, когда велено мне было усечь и в кратком виде представить послание мое о Духе Святом, оставил я слово о Духе, и написал против тех, которые нечестиво учат о Сыне Божием и утверждают, что Он — тварь. Но очень знаю, что, если известна будет тебе причина, не станешь порицать меня; и

59

 

 

даже благоговение твое одобрит ее, увидев основательность причины,

Поелику, как сказал сам Господь, Утешитель не от Себе глаголати имать, яко от Моего приимет, и возвестит вам (Иоан. 16, 13. 15): и дунув, от Себя дал ученикам Духа (Иоан. 20, 22), и таким образом, по написанному, излиял Его Отец на всяку плоть (Иоил. 2, 28); то посему, справедливо мною сказано и написано сперва о Сыне Божием, чтобы, имея ведение о Сыне, могли мы приобрести доброе ведение и о Духе. Ибо какое свойство познали мы у Сына со Отцом, то же свойство, как найдем, и Дух имеет с Сыном. Как Сын говорит: вся елика имать Отец, Моя суть (Иоан. 16, 15); так найдем, что все это чрез Сына есть и в Духе. Как Отец показал Сына, сказав: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф. 3, 17): так Дух есть Дух Сына. Ибо Апостол говорит: посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4, 6). И к удивлению, как Сын говорит: что Мое, то есть Отчее (Иоан. 17, 10); так и Дух Святой, называемый Духом Сына, есть Дух Отчий. Ибо сам Сын говорит: егда приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Иоан. 15, 26). Павел же пишет: никтоже весть, яже в человеце, точию дух человека живущий вь нем: такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий, сущий в Боге. Мы, же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованая нам (1 Кор. 2, 11. 12). И во всем божественном Писании ты найдешь, что Дух Святой, именуясь Духом Сына, именуется и Духом Божиим; и об этом писали мы в предыдущем послании. А если Сын, по свойству Своему со Отцом,

60

 

 

и потому что Он есть собственное рождение Отчей сущности, не есть тварь, но единосущен Отцу; то и Дух Святой, по свойству Своему с Сыном, и потому что дается всем от Сына, и что Он имеет, то принадлежит Сыну, не будет тварь. И тот злочестив, кто утверждает это.

2) И этого достаточно, чтобы всякий, сколько бы ни был он упорен, убедился не называть более тварью Божией Того, Кто в Боге, испытует глубины Божии, и подается от Отца чрез Сына. Ибо иначе, он вынужден будет назвать также тварью и Сына, Слово, Премудрость, Образ, Сияние, - Того, в Ком всякий видит Отца, и наконец услышать: отметаяйся Сына, ни Отца имать (1 Иоан. 2, 23); потому что таковой, как безумный, скажет вскоре: несть Бог (Псал. 13, 1). Впрочем, чтобы в обличение нечестивых иметь больше доказательств, хорошо тем же самым, чем доказывается, что Сын — не тварь, доказывать, что и Дух — не тварь.

Твари — из ничего и имеют начало бытия. Ибо в начале сотвори Бог небо и землю, и яже в них. Дух же Святой, как сказал Апостол, и есть и сказуется от Бога. Если же Сын, потому что Он не из не сущих, но от Бога, по всей справедливости не есть тварь; то необходимо. и Духу Святому не быть тварью, потому что и Он исповедуется исходящим от Бога, а твари из ничего.

3) И еще, — Дух есть и сказуется помазание и печать. Ибо Иоанн пишет: и вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко помазание Его, Дух Его, учит вы о всем (1 Иоан. 2, 27). И у Пророка Исаии написано: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (Иса. 61, 1). А Павел пишет: в Немже и ве-

61

 

 

ровавше знаменастеся (Ефес. 1, 13); и еще: не оскорбляйте Духа Святого, Имже знаменастеся в день избавления (Ефес. 4, 30). Твари же Духом помазуются и запечатлеваются. Но если Им помазуются и запечатлеваются твари, то Дух — не тварь; потому что помазующее не подобно помазуемым. Помазание сие есть дыхание Сына; почему имеющий в себе Духа говорит: Христово благоухание есмы (2 Кор. 2, 15). И печать сия напечатлевает Сына; почему, запечатлеваемый имеет Христов образ, как говорит Апостол: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4, 19). Если Дух есть благоухание и образ Сына, то явно, что Дух — не тварь; потому что не тварь и Сын, сущий в Отчем образе.

Как видевый Сына, виде Отца; так имеющий в себе Духа Святого, имеет в Себе Сына, и, имея Его, храм есть Божий, о чем пишет Павел: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16)? А Иоанн говорит: о сем разумеем, яко в Боге пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам (1 Иоан. 4, 13). Если же о Сыне, Который во Отце и в Котором Отец, исповедуется, что Он — не тварь; то по всей необходимости следует, что и Дух — не тварь; потому что в Нем Сын, и Он в Сыне; почему и приемлющий Духа именуется храмом Божиим.

Но это же хорошо усмотреть можно еще и из следующего. Ежели Сын есть Божие Слово, то Он един, как и Отец. Ибо един Бог, из Него же вся: и един Господь Иисус Христос (1 Кор. 8, 6); почему и говорится и написано, что Он единородный Сын. Тварей же много, и оне различны: Ангелы, Архангелы, Херувимы, Начала, Власти, и прочия, как было о сем сказано. Если же, поелику Сын

62

 

 

не из числа многих, но есть един, как и Отец един, то Он — не тварь; без сомнения, (так как от Сына надлежит заимствовать познание и о Духе) и Дух — не тварь, потому что Он не из числа многих, но есть един.

4) Это знал и Апостол, когда сказал: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо якоже хощет (1 Кор. 12, 11); и несколько ниже: единем Духом мы вси во едино тело крестихомся: и вси единем Духом напоихомся (13).

И еще, — поскольку от Сына должно заимствовать ведение о Духе, то от Него же прилично будет занять и доказательства. Итак, Сын везде есть; потому что Он во Отце, и Отец в Нем. Сын всем обладает и все содержит; и написано, что в Нем состоятся всяческая, аще видимая, аще невидимая: и Той есть прежде всех (Кол. 1, 17). Твари же находятся в уделенных им местах: солнце, луна и прочие светила на тверди; ангелы на небе, и люди на земле. Но если Сын, не в уделенных Ему местах, но во Отце сущий, есть везде, и вне всего пребывая, не есть тварь; то следует, что не тварь - и Дух, не в уделенных Ему местах сущий, но все наполняющий и вне всего пребывающий. Ибо так написано: Дух Господень исполни вселенную (Прем. 1, 7); и Давид воспевает: камо пойду от Духа Твоего (Псал. 138, 7)? потому что Дух неограничен местом, но Он вне всего, и пребывает в Сыне, как Сын во Отце. А поэтому, как доказано сие, Он — не тварь.

Кроме же всего этого, к осуждению арианской ереси, и также к приобретению ведения о Духе от Сына, еще более послужит следующее. Сын, как и Отец, есть Зиждитель. Ибо говорит: что вижу творящего Отца, то и Я творю (Иоан. 5, 19). Почему,

63

 

 

вся тем быша, и без Него ничтоже бысть (Иоан. 1, 3). Но ежели Сын, будучи, как и Отец, Зиждителем, не есть тварь, и ежели по тому самому, что все творится Им, сам Он не в числе творимых; то явно, что и Дух Святой — не тварь; потому что о Нем во сто третьем псалме написано: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Псал. 103, 29. 30).

5) Из слов же этих явствует, что Дух — не тварь, но Сам участвует в деле творения. Отец творит все Словом в Духе; ибо где Слово, там и Дух. И творимое Словом — чрез Слово от Духа имеет силу бытия; ибо так написано в тридцать втором псалме: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6).

И действительно, Дух так неотделен от Сына, что после сказанного не остается и места сомнению. Когда Слово бывало к Пророку, тогда Пророк внушаемое Словом провещавал в Духе. Так и написано. Петр говорит в Деяниях: мужие братие, подобаше скончатися Писанию сему, еже предрече Дух Святой (Деян. 1, 16). А у Захарии, когда было к нему Слово, написано: обаче словеса Моя, и законы Моя приемлете, елика Аз заповедаю в Дусе Моем Пророком (Зах. 1, 5); и несколько ниже, жалуясь на народ, Бог сказал: сердце свое учиниша непокориво не послушати закона Моего, и словес, яже посла Господь Вседержитель Духом Своим рукою Пророков прежних (7, 12). Но и Христось глаголал в Павле, как сказал сам Павел: искушения ли ищете глаголющего во мне Христа (2 Кор. 13, 3)? Тем не менее Павел имел и Духа, подававшего ему, что говорить. Ибо так пишет сам он: подаянием Духа Иисус Христова во мне (Филип.

64

 

 

1, 19), и также, когда глаголал в нем Христос говорил он: точию яко Дух Святой по вся грады свидетельствует о мне, глаголя: яко узы мене и скорби ждут (Деян. 20, 23). Ибо Дух не вне Слова, но, пребывая в Слове, чрез Него пребывает в Боге; так что дарования подаются в Троице. И в разделении дарований, как пишет Апостол к Коринфянам, тойжде есть Дух, и тойжде Господь, и тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (1 Кор. 12, 4—6); потому что действует и раздает все сам Отец чрез Слово в Духе.

6) И действительно, Апостол, изъявляя благожелание свое Коринфянам, у Троицы испрашивал им благ, говоря: благодать Господа Иисуса Христа, и любы Бога, и общение Святого Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13). Ибо, приобщаясь Духа, имеем мы благодать Слова, а в Нем и любовь Отчую. Но как благодать Троицы едина, так и Троица нераздельна. Это может иной видеть и на самой Святой Марии. Ибо Ангел Гавриил, посланный возвестить имеющее быть снисшествие на Нее Слова, сказал: Дух Святой найдет на Тя; и зная, что Дух был в Слове, немедленно присовокупил: и Сила Вышняго осенит Тя (Лук. 1, 35). Ибо Христос Божия сила, и Божия Премудрость (1 Кор. 1, 24). Поскольку же Дух в Слове, то явно, что, как Дух чрез Слово был и в Боге, так, когда и в нас будет Дух, приидут Сын и Отец, и обитель в нас сотворят. Ибо Троица нераздельна, и Божество Ея едино. Един Бог над всеми и чрез всех и во всех (Ефес. 4, 6).

Такова вера вселенской Церкви. Господь основал и укоренил ее в Троице, сказав ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя

65

 

 

Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28, 19). Если бы Дух был тварь, то Господь не сопричислил бы Его ко Отцу, чтобы Троица, по причислении к Ней чего-то постороннего и чуждого, не была неподобна Себе самой. Ибо чего недоставало Богу, чтобы нужно стало восприятие и спрославление с Ним иносущного? Да не будет сего! Это и невозможно. Сам Он сказал: исполнен есмь (Ис. 1, 11). Поэтому, сам Господь к имени Отца присоединил Духа, показывая тем, что Святая Троица составляется не из различного, т. е. не из Творца и тварей, а напротив того, Божество Ея едино. Сему научившись, Павел учил, что благодать, подаваемая в Троице, едина, говоря: един Господь, едина вера, едино крещение (Ефес. 4, 5). Как крещение едино, так и вера едина. Ибо верующий во Отца знает, что Сын во Отце и Дух не вне Сына, и потому верует и в Сына и в Духа Святого; потому что едино Божество Троицы, познаваемое из единого Отца.

7) Посему, такова отличительная черта вселенской веры. А хулящие Духа и утверждающие, что Он — тварь, если не вразумятся сказанным, то пусть посрамятся, будучи постыждены следующим. Ежели есть Троица, и вера в Троицу; то пусть скажут: всегда ли Она — Троица, или было, когда не была Троицею? И если Троица есть вечная; то вечно соприсущий Слову и в Нем пребывающий Дух — не тварь; потому что тварей некогда не было. Если же Дух есть тварь, а твари из ничего; то явно, что было, когда была не Троичность, но Двойственность. И кто может сказать что-либо злочестивее сего? Еретики утверждают, что Троичность составляется чрез преложение и преспеяние, и сама в Себе есть Двойственность, ожидает же происхождения твари, чтобы тварь вчинена была с Отцом и Сы-

66

 

 

ном, и тогда уже произошла Троица. О, да не приходит и на мысль христианину что-либо подобное! Как сущий всегда Сын не есть тварь; так, поскольку всегда есть Троица, то нет в Ней ничего тварного; потому и Дух — не тварь. Как всегда была Троица, так есть Она и ныне; и как есть Она ныне, так всегда была и есть Троица; а в Троице Отец и Сын и Святой Дух. И един Бог Отец, Иже над всеми и чрез всех и во всех, благословен во веки, аминь.

И вот, — как выразил ты желание свое, — написав сие в кратком виде, посылаю тебе; а ты, как благоразумный, если не достает чего в написанном, соблаговоли это восполнить, и прочти присным в вере, упорных же хулителей обличи. Может быть, хотя поздно, одумаются они, и отложат привзошедшее в душу их злоумие. Ибо, по написанному, хорошо им бежать сего, и не медлить, чтобы иначе, пребыв в своем злоумии, не услышать сказанного Господом: иже речет на Духа Святого, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий (Матф. 12, 32).

 


 

67


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.