Поиск авторов по алфавиту

Автор:Афанасий Великий, святитель

Афанасий Великий, свт. Послание к монаху Амуну

Все творения Божии добры и чисты, потому что Слово Божие не сотворило ничего неблагопотребного или нечистого. Ибо мы, по Апостолу, Христово благоухание есмы в спасаемых (2 Кор. 2, 15). Но поскольку стрелы у дьявола различны и многовидны, и людей простодушных приводит он в смущение, препятствует братьям пребывать в обычных упражнениях, всевая в них нечистые и скверные

366

 

 

помыслы, тο пo благодати нашего Спасителя немногими словами отразим обольщение лукавого и подкрепим разумы людей простых. Вся убо чиста чистым (Тит. 1:15), a у нечистых и совесть, и все осквернено. Но дивлюсь ухищрению дьявола, сам он — мерзость и пагуба, а внушает, по-видимому, помыслы ο чистоте. Впрочем, делаемое им есть более козни, нежели испытание. Чтобы отвлечь подвижников, как сказал я уже, от обычного и спасительного занятия и, по-видимому, овладеть ими, для этого самого начинает он жужжать им в уши ο чем-нибудь таком, что никакой не приносит пользы для жизни, а только приводит к пустым вопросам и к суесловию, от чего должно уклоняться. Например, скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что греха или нечистого в каком-нибудь естественном извержении? Захочет ли кто ставить в вину выходящие из ноздрей мокроты или изо рта слюны? Α можешь указать еще и на важнейшее сего, на извержения чрева, которые живому существу необходимы для поддержания жизни. Притом, если веруем, что человек, согласно с божественными Писаниями, есть дело рук Божиих, то от Силы чистой могло ли произойти какое оскверненное дело? И если, по сказанному в божественных апостольских Деяниях, род есмы Божий (Деян. 17, 28), то ничего не имеем в себе нечистого, тогда же только оскверняемся, когда совершаем злосмрадный грех. Α когда не по нашей воле бывает какое-либо естественное извержение, тогда по естественной необходимости, как сказали мы уже, и это терпим вместе с прочими нуждами. Но поскольку желающие только прекословить тому, что сказано справедливо, и даже тому, что сотворено Богом, выставляют на вид и Евангельское изречение, что человека сквернит не входящее, но исходящее,

367

 

 

тο необходимо подвергнуть осуждению и это их неразумие, не скажу — и тот их вопрос. Во-первых, будучи не утверждены в вере, по собственному своему невежеству перетолковывают они и Писания. Смысл Божественных слов таков: поскольку некоторые, подобно сим лжетолкователям, были также в сомнении касательно снедей, то сам Господь, рассевая их неведение или делая известным их обольщение, говорит: не входящее сквернит человека, но исходящее, а потом присовокупляет: откуда исходящее, именно от сердца (Матф. 15, 18). Ибо знает, что там лукавые сокровища скверных помыслов и прочих грехов. Α Апостол, научившись тому же, говорит короче: брашно же нас не поставляет пред Богом (1 Кор. 8, 8). И теперь иной справедливо может сказать: какое-нибудь естественное извержение не поставит нас заслуживающими наказание. Да и врачи (пристыдим их свидетельством внешних) скажут в защиту сего, что живому телу даны необходимые некоторые исходы, которым каждый у нас питаемый член отделяет от себя излишнее, таковы, например, излишества головы — волосы и отделяемые из головы влаги, а также извержения чрева и избытки в семянных волокнах. Поэтому, боголюбивейший старец, какой в этом грех пред Богом, когда Сам Владыка создал живую тварь, восхотел и сотворил члены сии, чтобы имели такие исходы? Но поскольку должно предупредить возражения людей лукавых, которые могут сказать: «следовательно, истинное употребление не есть грех, как скоро телесные орудия созданы Творцом», то заставим их молчать, сами предложив им такой вопрос: какое разуметь употребление, законное ли, каковое дозволил Бог, говоря: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1, 28), одобрил и Апостол, сказав: честна

368

 

 

женитва и ложе нескверно (Евр. 13, 4), или употребление, хотя и естественное, но совершаемое тайно и прелюбодейно? Ибо и касательно всего прочего, что бывает в жизни, найдем в известном отношении разности, например: убивать непозволено, но истреблять неприятелей на войне и законно, и достойно похвалы, почему, отличившиеся во бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах. Так, одно и тоже в известном отношении и не во время непозволительно, а в другом отношении и благовременно не воспрещается, и дозволяется. Тот же закон имеет место и в рассуждении плотского соединения. Блажен, кто, в юности вступив в свободный союз, естественные силы обращает на чадородие. Α если делает это по сладострастию, то блудников и прелюбодеев ожидает изображенное у апостола наказание (1 Кор. 6, 9. 10). Ибо в этом отношении два пути в жизни: один — умеренный и житейский, разумею супружество, другой ангельский и труднопроходимый, то есть девство. Если кто изберет путь мирской, то есть супружество, то он, хотя не заслужит порицания, однако же не получит и стольких дарований, а в той мере получит, в какой сам приносит плод в тридесять (Матф. 13, 23). Α если кто возлюбит путь чистый и премирный, то хотя оный в сравнении с первым суров и труден, однако же идущий им приобретает чудные дарования, потому что произрастил совершенный плод во сто. Таким образом, на их нечистые и лукавые вопросы есть свои решения, давно уже данные божественными Писаниями. Посему, Отец, утверждай вверенную тебе паству, утешая апостольскими Писаниями, воодушевляя Евангельскими вещаниями, предлагая советы из псалмов и говоря: живи мя по словеси Твоему (Псал. 118, 107). Α слово

369

 

 

Его повелевает служить Ему от чистого сердца, это знал и сам пророк, и как бы объясняя сам себя, говорит: сердце чисто созижди во мне, Боже (Псал. 50, 12), да не смущают меня скверные помыслы. И еще говорит Давид: и Духом владычним утверди мя (Псал. 50, 14), чтобы когда и возмутят меня помыслы, поддерживала меня подобно твердому основанию Твоя крепкая сила. Посему и ты, подавая эти и подобные советы, скажи медленнее покоряющимся истине: научу беззаконныя путем Твоим (Псал. 50, 15), и в твердом уповании на Господа, что убедишь их удержаться от таковой злобы, воспой: и нечестивии к Тебе обратятся (Псал. 50, 15). О, если бы злонамеренно предлагающие вопросы, оставили этот суетный труд, а впадающие в сомнение по простоте укрепились Духом владычным! Α вы, несомненно дознавшие истину, содержите ее ненарушимо и непоколебимо ο Христе Иисусе Господе нашем. С Ним слава и держава Отцу и Святому Духу во веки. Аминь.


 

370


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.