Николай Бердяев
 
ТВОРЧЕСТВО И ОБЪЕКТИВАЦИЯ
 
ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ
 
Разбивка страниц настоящей электронной книги сделана по изданию: Бердяев Н. А. Царство Духа и царство кесаря. Москва, 1995 г.
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Предисловие. 164
 
ЧАСТЬ I. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ И ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ.
 
 Глава I
1. Метафизическое истолкование и критика Канта. Два мира: явление и вещь в себе, природа и свобода. Кант, Платон, германская мистика, германская идеалистическая метафизика после Канта. 166
2. Диалектика германского идеализма от Канта через Гегеля до Ницше. 173
3. Проблема свободы во французской философии XIX века. Темы русской философской и религиозной мысли. 179
4. Эмоционально-страстный характер познания. Экзистенциальная метафизика как символика духовного опыта. 183
5. Истина выгодная, истина гибельная и истина спасающая. 186
 Глава II
1. Субъект и объект. Субъект как существующий. Тайна объективации. Генезис мира явлений. 190
2. Экзистенциальный опыт. Первичная интуиция и социальный характер познания. Понятие как ограничение и защита. Ориентировка в окружающей бесконечности. 198
3. Иллюзии сознания Трансцендентальная иллюзия (Schein) у Канта. Дуализм и революция сознания. Два мира. «Иной мир». 205
ЧАСТЬ II. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ.
 Глава III
1. Бытие как объективация. Бытие и сущее, существующее, существование. Бытие и небытие. Бытие как познание. Бытие и ценность. Бытие и дух. 209
2. Примат свободы над бытием. Детерминизм бытия и свобода. Бытие и первичная страсть. Бытие как застывшая свобода и застывшая страсть. Бытие как природа и бытие как история. 215
 Глава IV
1. Реальность индивидуального и реальность «общего». Спор об универсалиях. Общее и универсальное. Общее как объективация. 222
2. Коллективные реальности и индивидуальные реальности. Род, индивидуум, личность. 226
3. Ошибки германского идеализма. Персонализм. 230
ЧАСТЬ III. БЫТИЕ И ТВОРЧЕСТВО. ТАЙНА НОВИЗНЫ.
 Глава V
1. Ущемленность бытия злом. Несостоятельность монизма и философии всеединства. 233
2. Слабость рациональных объяснений происхождения зла. Критика традиционных учений о Промысле Божием в мире. Личность и мировая гармония. 234
3. Нет объективного мира как целого. Таинственность свободы. 239
 Глава VI
1. Появление новизны в бытии. Новизна и время. Новизна и эволюция. Прогресс. 240
2. Новизна и история. Необходимость, рок и свобода. 245
3. Новизна и причинная связь. Творческая новизна опрокидывает объективное бытие. 246
 Глава VII
1. Бытие и продолжение миротворения. Воображение, вдохновение, экстаз. Подавленность и подъем Преодоление застывшего бытия. 247
2. Восхождение и нисхождение в творчестве. Творческий акт и творческий продукт. Объективация и воплощение. 252
3. Субъективное и объективное творчество. «Классическое» и «романтическое» в творчестве. 256
ЧАСТЬ IV. ПРОБЛЕМА ИСТОРИИ И ЭСХАТОЛОГИЯ.
 Глава VIII
1. Мир как история. Эоны. Мессианизм и история. Время космическое, время историческое и время экзистенциальное. Профетизм и время. 259
2. Общество как природа и общество как дух. Дух опрокидывает основы общества, казавшиеся вечными. Прорыв свободы и любви. Коммунистический и анархический идеал. 267
3. Дух, природа и техника. Культура и цивилизация. Власть дурных и злых идей. 271
 Глава IX
1. Конец объектного бытия. Обретение свободы и личного существования в конкретной универсальности. Снятие противоположения субъекта и объекта. Гносеологическое и метафизическое истолкование эсхатологии. 274
2. Эсхатология личная и эсхатология универсально-историческая. Предсуществование душ и многопланное перевоплощение. Освобождение от зла. 277