Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю Крестопоклонную

163

58. Слово в неделю Крестопоклонную [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии в 1954 году.]]

 Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия
(1 Кор. 1. 18).

Слово о кресте — учение о спасении человеческого рода, возведенное Господом Иисусом Христом, запечатленное Его крестной смертью, не было понято ни эллинами-язычниками, ни иудеями. Эллинам слово о кресте казалось безумием, а для иудеев оно явилось соблазном.

Учение о спасении не было согласно со взглядами язычников, внимание которых всецело было приковано к внешнему миру. Взор их не проникал в область высших духовных интересов. Эта область для них почти не существовала. Высокое значение личности, высший идеал человека языческим миром определялся преимущественно внешними чертами. Могущество, мирское величие, земная власть были предметом поклонения, как язычников, так и иудеев, несмотря на различие в их религиозных взглядах. Язычниками крест подвергался осмеянию, для иудеев он не был символом силы, но символом бессилия.

Иисус Христос распятый не мог привлечь к Себе гордых язычников, упоенных своим внешним могуществом и мудростью, не мог Он привлечь и надменных иудеев, кичащихся своим знанием Закона и чаяниях увидеть в ожидаемом Мессии не бедного униженного Назорея, учащего о крестном пути, а великого завоевателя

 

 

164

всех народов, при котором они, иудеи, как избранный народ, займут господствующее положение. Преданный позорной смерти, Он был для иудеев соблазном, а для эллинов безумием (1 Кор. 1. 23).

При своих взглядах ни язычники, ни иудеи не могли понять все величие нравственного облика Божественного Страдальца. Они не могли понять безграничную силу самоотвержения и любви к падшему человечеству, когда Он, Единородный Сын Божий, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетой (2 Кор. 8. 9), обогатились истиной и нравственным совершенством. Прикованные к земным интересам, ни язычники, ни иудеи не могли понять ни силы любви, ни силы самоотвержения, когда Он не пощадил самой Своей жизни для спасения людей и умер на кресте мучительной и позорной смертью.

Языческому миру было непонятно нравственное величие крестоношения, проявленное Спасителем на протяжения всего земного пути от Вифлеема до Голгофы.

Не мог понять слепотствующий мир премудрости Божией и спасительной силы, которые открылись в искупительной жизни, страданиях и крестной смерти Богочеловека. Мир своею мудростью не познал Бога и премудрости Божией (1 Кор. 1. 21). Бог погубил мудрость мудрецов и разум разумных отверг и обратил мудрость мира сего в безумие (1 Кор. 1. 19, 20). И когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу сродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1. 21).

 

 

165

Нравственный подвиг, подъятый Господом Иисусом Христом во время Его страданий и крестной смерти, принес миру величайшие, благотворные благотворные плоды. Своими страданиями и смертью Божественный Страдалец сокрушил диавола, разрушил его царство (Евр. 2. 14), — царство лжи, греха, вечной смерти, опустошил ад (1 Кор. 15. 55). Своим безграничным послушанием Отцу Небесному и Своей крестной смертью Он примирил людей с Богом, соделал человека чадом любви Божией, сыном Божиим (Гал. 3. 26, 4. 6).

Своей Кровью Он омыл грехи человека (Еф. 1. 7), обновил растленное грехом естество наше и соделал нас новой тварью, (Гал. 6. 15), новым человеком (Еф. 4. 24). Своим самоотвержением, любовью, терпением вдохнув в людей дух самоотвержения, дух любви к Богу и ближним, дух терпения и послушания воле Божией, при которых все судьбы человеческие, самые суровые и тягостные, не представляется ни необъяснимыми, ни невыносимыми. Своими страданиями Он стяжал людям благодатную силу (2 Кор. 12. 9) и открыл путь в Царство Небесное.

Сын Божий претерпел крест для того, чтобы научить нас спасительному крестоношению. Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). Без самоотвержения и крестоношения по примеру Христову никто не может быть управлен в Царство Небесное. Для уклоняющихся от крестоношения, для погибающих учение Христово, как слово о кресте есть юродство (1 Кор. 1. 13), Христос, распятый для них, как для иудеев соблазн, и как для эллинов безумие (1 Кор. 1. 23).

Только для призванных эллинов и иудеев Христос — Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1. 24). Для них слово о кресте

 

 

166

Свет духовный, просвещающий мир, согревающий сердце и направляющий волю. Для них слово о кресте — сила Божия могущественнейшая, возвышающая и облагораживающая человека, направляющая его к следованию за Христом.

Путь следования за Христом — путь смерти для греха и воскресения для духовной жизни. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.