Поиск авторов по алфавиту

Конь Р.М., Сектоведение (Конспект). Анабаптизм

Анабаптизм это религиозное движение, распространившееся в Западной Европе в 1520–1550 годах. По религиозным идеям оно не было однородным и не имело единого координационного центра. Анабаптизм представлял собой крайнее крыло реформации, положил начало многочисленным течениям и сектам подготовившим почву для появления баптизма. Идеологи баптизма развили основные положения реформации, довели ее до логического завершения и в этом отношении анабаптизм более рационален чем Лютеранство и Кальвинизм. Наряду со стремлением к очищению католической церкви не менее важное значение отводилось анабаптистским социально-политическим

11

 

 

планам преобразования общества, что отличало их от вождей идеологов Реформации таких как Цвингли, Кальвин и другие.

До начала XVI века государственной церковью на западе практически была историческая церковь. Реформаторы Лютер, Цвингли, Кальвин хотели придать этот статус протестантским деноминациям, сохранив прежние государственно-церковные отношения. Но анабаптисты требовали разрыва не только с католической церковью, но и со всем окружающим миром.

Истинная Церковь, по их мнению должна быть очищена и стать общиной святых. Она не должна быть церковью государственной. Анабаптизм появился одновременно в двух местах Европы — в Швейцарии (Цюрихе) и в Германии.

 

Анабаптистское движение в Швейцарии

 

Анабаптизм возник в Цюрихе в 20-х годах XVI века и представлял собой самостоятельное явление. Однако многие его основные положения были предопределены взглядами бывшего католического священника Ульриха Цвингли (1484–1531). Неоценимую помощь анабаптистскому движению представленному в основном людьми простыми и неучеными Цвингли оказал своими сочинениями, где разработал ряд вопросов ставших впоследствии основополагающими принципами анабаптизма. Нынешние последователи анабаптизма говорят, что Цюрихские анабаптисты были во многом обязаны Цвингли, а лидер цюрихских анабаптистов Кокерт Греберт прямо говорил, что к реформаторской деятельности его привлек Цвингли. Поэтому чтобы лучше уяснить основные идеи анабаптизма нужно сделать краткий обзор учения Цвингли, который оказал огромное влияние на становление анабаптизма и на формирование религиозной атмосферы в швейцарских городах.

 

Учение и деятельность Ульриха Цвингли

 

Он считается третьим наряду с Мартином Лютером и Жаном Кальвином вождем или Отцом Реформации. Они были современниками. Лютер (1483-1546) Кальвин (1509-1564).

 

Личность Цвингли

 

Он был весьма образованным человеком, учеником Эразма Роттердамского — известного гуманиста ставившего во главу угла нравственное совершенство человека. Естественно Цвингли вначале шел тем же путем, которому был научен. Будучи в католическом монастыре, видя многочисленные толпы народа, которые приходили в монастырь для того, чтобы получить отпущение грехов (в этом монастыре была чудотворная икона к которой совершалось паломничество со многих стран Европы), но нравственного перерождения этих людей он не видел. Он видел, что они приходят отрабатывать свое спасение, что пришли совершить какое-либо дело, чтобы откупиться от Бога. И вот это состояние духовности западных христиан вызывало у него глубокое возмущение. Даже в своих проповедях, (а он был хорошим проповедником) он обличал паломников, что они пришли в этот монастырь для того, чтобы получить индульгенцию, для того чтобы откупиться. Что характерно для того времени, за такие проповеди его никто за штат не направил, игумен его терпел, хотя некоторая братия роптала из-за того, что уменьшились доходы. И вот, с целью основательного преобразования католической церкви он в 1518 году в 35 лет пришел в Цюрих, где занял место священника в кафедральном соборе. Он ввел в практику проповедь и толкование Евангелия в храме. В то время оказалось, что весьма небольшое количество священников города Цюриха было знакомо с евангельским текстом. Обычно проповеди тогда произносились по материалам предыдущих проповедников, т.е. священник читал или заучивал наизусть какую-либо проповедь отца церкви, произносил эту проповедь. Никто не тол-

12

 

 

ковал св. Писание и не видел нужды в этом. Сама должность, которую занял Цвингли говорила о многом. Дело в том, что тогда занять место в кафедральном соборе, было непросто и на эту вакансию объявлялся конкурс.

Цвингли смог пройти этот конкурс и ему доверили это место. В Цюрихе окончательно складывается доктрина реформирования католической церкви. Там же начинается его полемика с католическими богословами и тогда же Цвингли стали называть швейцарским реформатором.

Но в ответ Цвингли заявил, что он стал на этот путь еще задолго до Лютера в 1516 году, когда «еще никто не слышал, что существует Лютер».

Основные принципы его воззрения состоят в следующем:

в полемике с католическими богословами центральным вопросом Цвингли считал проблему источника богопознания и критериев истины. Швейцарский реформатор видел причину заблуждений и злоупотреблений в католической церкви рассматривающей в качестве внешнего авторитета вопросов веры мнение папы, церковных соборов и отцов церкви.

Цвингли утверждал, что вышеперечисленные категории лиц нельзя рассматривать в качестве гаранта безошибочности церковного учения ибо всякий человек лжив. Поэтому даже соборное толкование писания не может обеспечить его неповрежденность и истинность. Неповрежденное учение о спасении заключено в Евангелии, где заключена вся истина.

Но его оппоненты — католические богословы возражали, что в евангелии не содержится в полноте учение необходимое для спасения и недостающее в нем было восполнено отцами церкви, а само св. Писание не было бы ничем стоящим без его подтверждения церковью.

Пытаясь опровергнуть их доводы Цвингли ссылается на библейские пункты, которые по его мнению свидетельствуют о праве каждого человека толковать вне католической церкви священное Писание если к этому делу привлекает его Бог. Если познание писания даруется Св.Духом который по обетованию должен научить всему без исключения что необходимо христианам знать о Боге и каждый имеет помазание Св.Духа пребывающее в нем, то как полагал Цвингли нет нужды в третейском судье способном решить вопрос о правильном понимании писания.

Критерием безошибочности соборных постановлений, мнений св.отцов может быть только их согласие со св.писанием которое может придать авторитет тем или иным высказываниям. Таким образом, по Цвингли не Церковь сообщает авторитет писанию, а Писание возвышается над церковью.

Ошибка Цвингли в том, что он разделял понятие церкви и писания, а на самом деле они одно без другого существовать не могут, ибо церковь записала то, что ей открыл Дух. И церковь с другой стороны является обетованием, является самим преданием и вне церкви нет предания, нет писания и вне писания не м.б. церкви, ибо не для кого в мире будет существовать Писание.

Другой момент в том, что Цвингли считал католическую церковь единственной в мире и общехристианским ее учение о духовном состоянии.

Цвингли очень начитан в духовных отцах, и когда читаешь его труды, посвященные христологическим вопросам, создается ощущение, что это – православный богослов. Но в отличие от многих лютеран-богословов, в отличие от Кальвина и Лютера он оперирует св. отеческой терминологией «сущность», «ипостась» очень удачно и умело говорит об общении свойств во Христе. Но как только заходит вопрос об учении о церкви — типичный образец протестанской мысли.

Его начитанность св. отцов заканчивается где-то первым периодом второго вселенского собора.

Вначале у Цвингли не было стремления отделиться от католической церкви, наоборот, он считал, что следует заниматься реформированием, выявлять заблуждения и исправлять их. Когда он выступил с программой преобразования католической церкви, тогда со стороны католического епископата последовали прещения, и затем его классифицировали как еретика. И вот после этого, когда он уже повлек за собой массу людей, которые пошли за ним, ему пришлось занять уже более жесткую позицию. Чем более закручивалась эта спираль полемики с католицизмом, тем более он утверждался

13

 

 

в мысли, что никакие реформы канонической церкви не помогут. Вокруг него стал образовываться круг людей, которые затем оформились в анабаптистское движение.

Анабаптио — с греческого — перекрещиваю, перекрещенцы. Дело в том, что они считали, что человек должен креститься в сознательном возрасте. Крещение в детстве не признавалось действительным, поэтому они стали практиковать перекрещивание. Отсюда их начали наименовать анабаптистами.

Литература по анабаптизму:

Митрохин. Баптизм и современность // журнал «Странник».

 

Сотериология Цвингли поддерживается сотериологией Ансельма Кентеберийского, т.е. теорией предопределения о юридическом удовлетворении Божественной правде, но в понимании сути грехопадения и процесса спасения его взгляды расходились с католической доктриной и с учением Мартина Лютера. Особенность сотериологии Цвингли обусловлена его представлением о грехопадении и последствий этого грехопадения для всего человечества. По мнению Цвингли, праотец Адам за нарушение Божией воли был проклят, и в то время его природа претерпела существенные изменения. Наследственный грех которому он подвергся это одновременно и болезнь и проклятие. Болезнь — потому что все унаследовали от Адама развращенную природу, как он выражался — «коренное зло» вследствие чего все впадают в грех как Адам и ничего не способны сделать для своего спасения, хотя знают о существовании Бога. Проклятие — потому что все рождаются детьми гнева Божия и подвержены смерти (от католиков здесь заметна разница — если католики говорят, что все страдания человека есть кара, наказание Божие и на этом останавливаются, то здесь он идет дальше, он говорит, что это является следствием гнева Божия, т.е. проклятия) но эту греховную болезнь Цвингли он не считал поражением человеческой природы поскольку человек не был лишен свободы воли (Лютер считал, что образ Божий в человеке не полностью поврежден и искажен) и унаследованная от прародителей греховность сама по себе не осуждает человека (как об этом учил Лютер). Только сознательное преступление заповеди, сознательно совершаемое зло навлекает на человека осуждение Божие (Лютер учил о двух вещах — что грехопадение полностью исказило в человеке образ Божий, что человек — соляной столп, ни на что не способный, с другой стороны человек грешен потому, что обладает грешной природой, а эта природа уже делает человека грешным).

Цвингли полагал, что грехопадение нанесло большую порчу природе, но свободная воля в человеке не уничтожена, человек сам способен принимать какие-либо действия, хотя эти действия нельзя рассматривать как способные спасти человека. Человек ответственен за свои поступки, с другой стороны эта испорченность не осуждала человека. Человек не был греховным лишь потому, что он родился, человек не был осужден в глазах Божиих только потому, что он обладал наследственной падшей природой. С той поры, как человек начал преступать заповеди Божии, в тот момент становится грешником. Когда, слыша Евангелие сознательно преступает заповеди Божии. Здесь очень тонкая, но очень существенная разница и из-за этого потом у Цвингли и потом анабаптистов шла полемика с Лютеранами. Цвингли говорил, что спасение человека начинается с исправления образа мысли, с исправления ума. А Лютер говорил, только софисты и заблуждающиеся люди могут говорить, что человек может спастись посредством своего умонастроения.

 

Учение об искуплении

 

Поскольку через Адама люди стали нарушителями воли Творца, то вынуждены были жить по законам, но жизнь по заповедям оказалась им не под силу, а справедливость Бога требовала неукоснительного исполнения законов. Будучи не в состоянии исполнить волю Божию, люди пребывали в страхе и безысходности. Тогда Бог решил освободить их от бремени закона посредством Христа при-

14

 

 

несшего удовлетворение Божественной справедливости. Поскольку Христос есть вечно длящееся благо, то страдания, Им понесенные, должны оплачивать на веки справедливость Божию за грехи всех людей. Следовательно, все формы удовлетворения со стороны человека излишни. Почему он делает на этом акцент? Дело в том, что Цвингли пытается реформировать католическую церковь, главным недостатком которой было искаженное учение в области сотериологии. На базе этой доктрины имели место злоупотребления с индульгенциями и прочее, с этим связанное. Он считал, что для исправления этих злоупотреблений, необходимо исправить учение о спасении.

И вот он, развивая теорию Ансельма Кентерберийского (который говорил, что Господь наказал человека и на этом остановился) учил, что совершенная Христом жертва настолько велика, что он пытался вырвать то зло, тот корень из которого произрастали различные заблуждения. В этом, говорил Цвингли, смысл радостной вести, в том, что Христос просто так даровал людям спасение. Однако жертва Христа не принесла исцеления греховной болезни, которая как и раньше склоняет человека к совершению грехов и далее продолжается страх и бессилие исполнять теперь уже Евангельские заповеди т.е. проблема не была разрешена. Цвингли советует преодолевать этот страх размышлением над тем, что Христос есть наше спасение. С другой стороны эта ежедневная греховность должна показывать человеку его ничтожество и удерживать его от желания грешить. Это самое большое, что мог посоветовать Цвингли в этой ситуации.

В чем недостаток его теории. Цвингли близко подошел к пониманию сути грехопадения. Но сам процесс искупления, избавления от этого греха имеет недостаток. Дело в том, что он пытается разрешить проблему юридических отношений между двумя субъектами: между Богом и человеком и в то же время он не уделяет внимания поврежденной грехом природе человека, не пытается установить связь между природой воскресшего Христа и поверженной человеческой природой. Этой стороне вопроса никакого внимания не уделяется. Т.о. видно, что сам Цвингли признает, что проблема осталась неразрешенной — как у человека был страх до пришествия Христа, так он и остался.

 

Учение о прощении грехов

 

Усвоение спасения дарованного Богом и отпущение грехов происходит посредством веры, если человек начинает верить в то, что Христос уплатил Богу Отцу за все преступления и обращается с просьбой о прощении личных грехов – то они ему отпускаются. Прощение грехов не является единократным событием, но совершается всякий раз вне зависимости от тяжести совершенных преступлений когда верующий чувствует нужду в покаянии.

Поскольку Христос является платой за все грехи, то нельзя брать деньги за их отпущение и приписывать эту милость своим собственным силам — индульгенциям, мессам, заступничеству святых.

 

Учение о таинствах строится на двух предпосылках.

Во первых — поскольку совершение добрых дел не является средством удовлетворения Богу, то потребность в таинствах в их католическом понимании отпадает. «Если бы таинства сообщали какое-либо благо, то они должны быть Богом». — иконоборчество. Поэтому таинства для ЦВИНГЛИ — это знаки и символы священных вещей имеющих лишь смысловую связь с обозначаемыми ими же событиями. Религиозная ценность этих знаков или символов зависит исключительно от субьективного настроения верующего, от того насколько глубока вера в Бога, которую человек выражает в этих знаках и символах.

Второй предпосылкой стало его учение о предвечном определении одних ко спасению, а других к осуждению. В этом контексте таинства представляют собою лишь знаки непреложного обетования Божия ко спасению предопределенных.

15

 

 

Учение о крещении

 

По мнению Цвингли, в крещении не происходит прощение первородного греха, как учили об этом католики, ибо все грехи смываются верою. Цвингли допускал крещение детей и вхождение их в Церковь святых. «Подобно тому, как в Ветхом завете дети евреев через обрезание принадлежали собранию, хотя не приносили обетов и не имели веры, дети христиан, принявшие крещение, также принадлежат Церкви. Нет основания отказывать младенцам в этом знаке, поскольку он не имеет отрицательного значения, а избранники Божии, согласно его теории предопределения, есть и среди язычников, но до времени они сокрыты от нас», т.е. и со стороны католической теории спасения крещение лишено какого-либо значения для спасения человека, также и со стороны теории предопределения также не имеет особого смысла, это простой знак, который свидетельствует о том, что Христос омыл грехи всех своей кровью — не более.

 

Учение о евхаристии

 

Он отвергал католическое учение о необходимости приносить Богу удовлетворение за ежедневные грехи посредством месс. «Так как Христос является единственным принесшим Себя в жертву за грехи всего мира, то невозможно, чтобы Он был повторно принесен за нас в жертву, иначе Христос не был бы вечным Первосвященником, а подобен ветхозаветным многократно совершавшим жертвоприношения, следовательно, месса не может быть тождественна голгофской жертве Христовой».

На этом основании он отвергал католическое учение о пресуществлении даров. «Если буквально понимать слова католических богословов, то во время мессы сами же католики убивают Христа и тем самым вновь приносят Его в жертву Богу-Отцу для отпущения их грехов».

Цвингли учил о духовном вкушении Тела Христа «Духовно вкушать Тело Христа означает не что иное, как иметь непоколебимую веру в то, что Бог даст нам прощение грехов и радость блаженства благодаря Сыну примирившему нас с Божественной справедливостью».

 

Учение о Церкви

 

Церковь — сообщество святых или праведно живущих, основанное на вере в Иисуса Христа и очищенных словом Божиим. Церковь делится на всеобщую и земную. Всеобщая Церковь является собранием всех умерших праведников. Церковь земная никогда видимым образом не собирается. Ее единство достигается посредством веры и единодушия. О том кто принадлежит к этой церкви известно одному лишь Богу.

Цвингли был сторонником всеобщего священства. Священство, по его мнению, не является таинством, а служением проповеди Евангелия. Быть священником – ни что иное как возвещать слово Божие.

 

Развитие анабаптизма в Швейцарии

 

На пятом году проповеди Цвингли в Цюрихе в 1522 году началась открытая полемика реформаторов с католической церковью, которая объявила его взгляды еретическими. Эти расхождения были настолько значительными, что в ноябре 1522 года Цвингли вышел из католической церкви и был лишен своей должности священника в кафедральном соборе Цюриха, но городской совет восстановил его в прежней должности. Чтобы отвести от себя обвинения в покровительстве еретику, совет Цюриха решил провести показательный диспут между Цвингли и католическими богословами. Этот диспут

16

 

 

включал в себя все темы, рассмотренные выше, а также ряд вопросов традиции и обрядов католической церкви (целибата священства, поклонения иконам, почитание святых, Божией Матери). Совет решил, что не было доказано, что Цвингли проповедовал что-либо противное Евангелию, он был оставлен проповедником в кафедральном соборе. Формально это приглашение Цвингли совета на службу себе положило начало швейцарской реформации и созданию государственной церкви.

Но по мере развития Цвингли своей реформаторской деятельности совету все труднее становилось принимать и выполнять требования реформатора. Так как Цвингли проповедовал, что взимание налогов противоречит Библии, то крестьяне с окрестностей Цюриха просили освободить их от уплаты налогов. Затем Цвингли внес предложение заменить католическую мессу обрядом причащения на том основании, что месса является не жертвоприношением, а воспоминанием. Следующее обращение в Совет состояло из требования сторонников Цвингли вынести из храмов все иконы и статуи. Кроме того, они весьма критически относились к католической обрядности, возражали против ношения клириками ряс, так как считали, что этим поддерживается убеждение, что месса является жертвоприношением. Но Совет отказался от резких нововведений, которые могли показаться святотатством для остальных. Цвингли не стал настаивать на выполнении этого требования, но его последователи расценивали поступок Цвингли как соглашательство со светскими властями в том, что реформация не должна продвигаться далее пределов, которые установило их государство. С того времени сторонники стали выражать недоверие Совету как источнику инициатив очищения католической церкви.

В начале 1524 года два цюрихских священника стали открыто выступать против крещения и отказывались крестить детей на своих приходах. Из их логики следовало, что все крещенное в младенчестве население Европы должно было заново креститься. Поскольку Цвингли отказывался поддерживать столь крайние взгляды, то они стали искать себе союзников в Германии. И один из таких союзников был Томас Гюнтер. В сочинениях Гюнтера их привлекала критика ложной или неискренней веры и религиозной обрядности. Но в то же время они отвергали учение Гюнтера о возможности достижения целей реформации и социальной справедливости через применение физического насилия. Анабаптисты считали себя Церковью избранных, праведных которую отделяли и противопоставляли католичеству и реформаторству. По их мнению, Реформаторы только учат людей, что Христос раз и навсегда искупил всех от грехов и достаточно одной веры о спасении, но не заботятся о нравственном совершенствовании людей, оставляя их в грехах. Они оскверняют Церковь, допуская до причастия даже недостойных — и католики и реформаторы.

На основании своих представлений о членстве в Церкви баптисты хотели обустроить общественную жизнь. Церковь – это общество святых, в среде которых должна соблюдаться величайшая строгость нравов. Братья не должны иметь ничего общего с внешним миром и всякого согрешившего против идеала святости изгонять из своей среды. Этому представлению о Церкви должно было соответствовать общественное устройство — т.е. общество должно быть устроено по типу отношений в церкви. Для общения святых государство и все его институты излишни – христианин не нуждается в судах, потому что не согрешает. Христианин не нуждается в тюрьме, потому, что не убивает. Для него страшно одно наказание — церковное отлучение. Любовь — главная отличительная черта Церкви. Она выражается в совершенном самоотречении, поэтому в царстве любви не должно быть неравенства в правах, собственности и все должны владеть имуществом и земными благами сообща.

Цвингли опасался возможных последствий социального радикализма некоторых анабаптистов, которые осуждали ростовщичество как кражу, угнетение бедных — как убийство, а войну — как массовое убийство, что могло привести к гражданской войне. Именно тогда в Германии происходило христианское восстание, во главе которого стояло несколько анабаптистских вождей. Поскольку попытки Совета уговорить анабаптистов отказаться от проповеди перекрещивания не привели к успеху, то 18 января 1925 года Совет постановил — запретить собрание анабаптистов, предписал им в течение восьми дней крестить собственных детей, а не желающих подчиниться – изгнать силой. Для вы-

17

 

 

работки совместного решения анабаптисты собрались 25 января 1525 года и совещались до тех пор, пока один из участников собрания, Георг не обратился с просьбой крестить его согласно его вере. Его крестили, а затем все обратились с просьбой о крещении, и они все были крещены. Таким образом, через самокрещение была основана община анабаптистов. Т.о. появилась община, которая дистанцировалась от государственной религии и считала, что государственная власть не должна контролировать жизнь религиозной общины. Но поскольку меры, принятые Советом, были недостаточно эффективными, Совет вскоре прибег к репрессиям — он начал штрафовать анабаптистов и высылать их из Цюриха. Но и это не возымело должного воздействия. В 1526 году Совет Цюриха постановил, что каждый, кто совершит вторичное крещение, подлежит погружению в воду еще раз, но уже с целью утопления. Такие же меры предприняли власти и других городов, и к 1535 году анабаптистское движение в Швейцарии было прекращено.

Цвингли был убит в 1531 году во время гражданской войны.

 

Анабаптизм в Германии

 

Первые анабаптисты появились в Германии в начале 20-х годов XVI века. Свикальские пророки, к которым принадлежали такие известные лица как Николай Торк, Томас Марк. У них не было единой системы вероучения, эти пророки вдохновлялись внутренним откровением, в свете которого толковали Писание. Они требовали от своих последователей не просто веры, но соответствующих ей добрых дел. Поскольку для детей такая вера невозможна, то крестить можно лишь возрожденных взрослых. Из-за этих высказываний их стали называть анабаптистами.

Они проповедовали о скором конце света, истреблении нечестивых и торжестве царства Христова на земле, отрицали власти, военную службу, присягу и требовали социального равенства. Около 1524 года к ним примкнул доктор философии, профессор теологии Андреос. Под влиянием пророков этот доктор пришел к убеждению, что наука – это мертвое дело, поскольку Бог прямо говорит в сердце человека. Следовательно, школа и образование служат препятствием истинному благочестию. Он признавал, что посредством обрядов или таинств Дух нисходит на человека через его психологические переживания. Т.е. его представления о таинствах отличны от швейцарских анабаптистов.

В 1520 году к пророкам присоединился Томас Мюнцер, бывший друг и последователь Лютера. Он призывал своих последователей бороться за установление царства Божия на земле. В качестве источника истины он признавал личное откровение. Если посредством откровения каждый верующий непосредственно от Бога получает наставление и вразумление, нет нужды в институте священства как посредников и, следовательно, все являются пресвитерами. Из обрядов он признавал только крещение и евхаристию. Крещение младенцев — начало всех нестроений в христианстве. Но все-таки он допускал крещение младенца при условии присутствия восприемников. Задачей своей жизни он считал установление царства Божия на земле, которое должно было осуществиться в теократическом государстве. Поскольку верующие пребывают под прямым руководством Бога, то в делах житейских они не должны признавать никаких других авторитетов. В этом теократическом государстве анабаптисты не обязаны подчиняться никаким светским законам. Не обязаны исполнять никаких повинностей, платить налоги. Характерной чертой этого государства является наличие начальств и общая собственность. Таким образом, это социализм или коммуна на принципах всеобщего равенства и справедливости и братства. Но этот социализм был основан не на правовой базе, а на евангельских заповедях. Достичь этой цели можно было, по мнению Скунса, вооруженным путем через искоренение веры ложных христиан. В оправдании своих взглядов он ссылался преимущественно на ветхий завет. Скунсер говорил: «что Бог открыл Моисею, то открыто и нам».

Восстание за установление царства Божия началось в 1524-1525 годах, но было быстро разгромлено князьями императора; в нем погибло около 100 тысяч повстанцев, большинство из которых

18

 

 

придерживались анабаптистских взглядов. С этого времени наименование анабаптизм сделалось синонимом бандитов и мятежников. После этого восстания немецкие анабаптисты терпели преследования как со стороны лютеран, так и со стороны католиков. Согласно решению лютеран, приверженность к анабаптистским взглядам стала караться смертью.

После восстания движение анабаптистов стало почти незаметно.

Весной 1525 года один из изгнанных анабаптистов Цюриха прибыл в Австрию, где ему удалось организовать общину анабаптистов, в которую перешел католический священник Гуймагер.

Гуймагер был близким другом Цвингли и разделял его реформаторские взгляды и критическое отношение к крещению детей. Но позже, когда Цвингли стал занимать более либеральную позицию в вопросе крещения детей, Губмайгер вступил с ним в полемику и издал ряд сочинений, посвященных вопросу крещения. На основании библейских текстов, где говорилось о крещении после проповеди, он делает вывод о недопустимости крещения младенцев, и для подтверждения своего взгляда приводит мнения святых отцов.

Распространению анабаптизма способствовал элемент политического и экономического расчета. Ибо анабаптисты выступали против взимания церковной десятины и налогов на содержание духовенства. Но в большей массе анабаптистами становились по идейным соображениям. И некоторые из перекрещенцев отличались крайним фанатизмом.

Когда в 1530 году вспыхнула эпидемия чумы, отдельные анабаптисты отказались принимать лекарства (как и нынешние иеговисты отказывающиеся от переливания крови). В ряду анабаптистских лидеров было много колоритных фигур, рассмотреть которые все в рамках лекции невозможно. Рассмотрим некоторые из них:

Денг. Его религиозные воззрения были мистическими по существу. Он получил прекрасное образование и в свое время был корректором в лучших типографиях Базеля. Но как только стало известно о его анабаптистских взглядах, его стали отовсюду изгонять. Денг полагал, что читатель Священного Писания нуждается в первую очередь в водительстве Святого Духа. Из-за этого у него были разногласия как со швейцарскими анабаптистами, так и с лютеранами. Поскольку и те и другие полагали, что текст Св. Писания является первичным, не отвергая водительства Святого Духа. Денг был также увлечен идеей Божественной любви до такой степени, что полагал, что все люди и сам дьявол обретут спасение.

Совершенно противоположной фигурой являлся Мельхиор Гофман, проповедовавший анабаптизм в Нидерландах. Особенностью его религиозных взглядов была эсхатология откровенно апокалипсического характера. А также христологические взгляды. Гофман уверовал, что Страстбургу суждено стать новым Иерусалимом, а он – никто иной как пророк Илья, призванный возвестить второе славное пришествие Господа. За эту проповедь он в 1533 году был арестован.

После его ареста лидером нидерландских анабаптистов провозгласил себя Ян Матис, тут же разославший на проповедь 12 апостолов.

Двое таких апостолов — Йоган Бокельсон, булочник из города Лейдена и Гертор фон Клостер прибыли вгерманский город Мюнстер. К этому времени в городе Мюнстере к власти пришли лютеране и католический епископ был изгнан из города. Прибывший апостолы начали проповедовать о наступлении времени мщения когда нечестивцы должны быть истреблены и приближении тысячелетнего царства в котором перекрещенцы будут жить общинной жизнью без законов и брака. В 1534 году в город прибыл сам Матис объявивший, что Мюнстер становится новым апокалипсическим Иерусалимом.

Лютеране и католики отказывавшиеся перекреститься изгонялись из города. Их имущество было конфисковано и разграблено, в городе были отменены деньги и введены бесплатные общие трапезы.

19

 

 

В том же году город был осажден войсками изгнанного католического епископа. Матис, уверовав в свою неуязвимость, попытался с небольшой группой сторонников прорваться сквозь ряды осаждавших город, но был убит и тогда его место занял Иван Бокельсон (Леденский). Он объявил город Мюнстер горой Сионом, а себя назвал новым царем Давидом, который должен восстановить царство Давида.

Опираясь на неверно истолкованные места из Ветхого Завета, Иван ввел полигамию. Целый год в городе, где было учреждено многоженство, длилась оргия. В 1535 году это восстание было жестоко подавлено и повсеместно началось преследование анабаптистов. После Мюнстера за анабаптистами закрепилась репутация опасных религиозных мечтателей, доморощенных мистиков и революционеров. Они массами бежали в Польшу, Англию, Россию и главным образом в соседнюю Голландию.

Мельхиор Хофман считал, что Христос принес свою плоть с неба. Иначе Он бы не мог искупить людей. Гофман исходил из того, что семя Адама проклято и осуждено на смерть и поэтому не может даровать жизнь. Если бы Христос унаследовал природу Адама, Он не смог бы искупить человечество. Тело, сделавшееся нечистым, не могло быть совершенной жертвой за грех.

 

Главные черты анабаптистского движения

 

1. Анабаптисты были убеждены, что авторитет Писания выше власти светских властей, поэтому отказывались от участия в войнах, выступали за отмену смертной казни и за отделение церкви от государства. Это само по себе для средневековья было революционным, потому что в средневековье человек мыслил государство неотделимым от церкви, а церковь неотделимой от государства.

2. Между анабаптистами были разные взгляды на природу и назначение Священного Писания. Одни считали, что Писание является источником учения и церковных устройств. Другие возражали против этого и полагали, что только через личное, непосредственное общение с Христом можно иметь жизнь вечную. Ибо Бог непосредственно обращается к сердцу человека. Писание признавалось важным, но не необходимым.

3. Анабаптисты настаивали на строгом следовании евангельским заповедям и отказывались от нанесения людям умышленного зла, т.е. были непротивленцами.

4. Анабаптисты верили, что человек спасается не за какие-то собственные заслуги и не исключительно по благодати. Они утверждали, что человек обретает спасение сознательно избирая следование воле Божией. Дела для анабаптисов были составной частью их веры, а не плодом веры как учил Лютер.

5. Анабаптисты отрицали апостольское преемство, благодать священства, богословское образование как необходимое условие для поставления на должность пастора.

Среди анабаптистов были очень сильны эсхатологические ожидания. Большинство анабаптистов считало, что римский папа является антихристом, верили в близкое наступление конца света, которому должна предшествовать месть Божия на безбожников через избранных анабаптистов.

Некоторые анабаптисты в христологии не всегда придерживались халкидонского учения о личности Иисуса Христа. Одни из них чрезмерное значение придавали личности Христа как нравственного примера, что привело к отрицанию Божеской природы во Христе. Из этого направления вышли унитарные секты, отрицающие учение о Троице. Например, итальянский анабаптизм  после 1550 года выродился в унитаризм (социане). Другие анабаптисты придерживались монофизитской и докетической христологии и разделяли взгляды Мельхиора Гофмана.

Среди анабаптистов были также люди, полагавшие, что после смерти душа как бы засыпает.

20


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.