Поиск авторов по алфавиту

Конь Р.М., Сектоведение (Конспект). Адвентизм Седьмого дня

Адвентисты Седьмого дня представляют собою течение в адвентизме. А — это эсхатологическое движение, появившееся в XIX веке среди пиетических кружков континентальной Европы, Англии, а затем и в Америке. Важной особенностью адвентизма является учение о скором втором пришествии. В связи с этим его последователи стали именоваться адвентистами — от латинского адвентус (пришествие).

Родоначальником американского адвентизма был Вильям Миллер 1782-1849. С детства ему пытались привить религиозные взгляды, но долгое время он не занимался религиозными вопросами, поскольку служил шефом полиции, мировым судьей, шерифом, в чине капитана участвовал в войне США с Англией 1812-1814, и только получив в наследство ферму, он стал изучать Библию. В возрасте 34 лет он присоединился к одной из баптистских общин.

Богословского образования он не получил, однако занимался толкованием Писания. Изучая в 1818-1822 годах Библию, Миллер пришел к убеждению о близости второго пришествия, которое должно было произойти к 1843 году. Вычисление даты он производил, истолковав пророчество Даниила (8,13-14). Согласно этому пророчеству святилище будет оскверняемо в течение 2300 дней. Под святилищем Миллер понимал Землю, которая, по его мнению, должна быть сожжена огнем, после чего наступит явление Господа. Дату отсчета — Дан. 9,24-25 от 457 года, когда Персидский царь Артаксеркс дал разрешение на возобновление богослужений в Иерусалимском храме. Приравняв пророческий день к астрономическому году, он получил 1843 год. Логика — Христос умер в 33 году от рождения, он произвел обратный отсчет, вышел на 457 год и уже от него отсчитал до 1843 года. Мюллер допустил ошибку — известно, что наше летоисчисление смещено на 3-4 года, поэтому дата 1843 год — неточна, но это не было принято во внимание. Свое учение Миллер изложил в Компендиуме веры — в кратких рассуждениях в 1822 году, но обнародовать это решился только в 1839 году, услышав призыв Бога, а до этого, по признанию Елены Уайт, его угнетало чувство непригодности этому делу. Елена Уайт — видная фигура в этом деле, она часто входила в экстаз и пророчествовала, их записывали, в Заокской духовной академии есть микрофильмы всех ее пророчеств.

50

 

 

С 1831 Миллер начал проповедь свои взгляды, а в 1833 баптистская община в одном из городов США сделала его своим проповедником. Вначале он не думал создавать отдельные конфессии, поскольку его учение находилось в рамках баптистской эсхатологии. Со временем многие стали требовать от него уточнения даты второго пришествия Христа. Тогда Миллер указал, что оно состоится в период между 21 марта 1843 года и 21 марта 1844 года. Около 150-200 тысяч человек, поверив Миллеру, готовились встречать Христа, прощались с близкими, продавали свое имущество. Но 21 марта 1843 года Господь не явился. Люди были возмущены. Но Миллер не унывал, он ждал следующего года. И через год люди также продавали имущество и бросали работу. Однако конец мира не состоялся, тогда Миллер признал свою ошибку и выразил уверенность, что это время близко, но отказался от дальнейших вычислений этой даты. Однако, один из учеников Миллера заявил что учитель допустил в своих расчетах ошибку: он не учел, что жених запоздал прийти к полунощи к девам. Следовательно, дату должно перенести на полгода, Миллер отказался принять новую дату, однако под влиянием всеобщего возбуждения поверил в нее. Однако и в третий раз ожидания адвентистов были обмануты, они почувствовали «скорбь апостолов в субботу Пасхи». Марк Твен писал: множество американцев облачились в белые одежды, ожидали гласа трубы архангельской, но этого не произошло, и адвентисты были возмущены до глубины души.

Адвентисты решили, что вычисления Миллера верны, но ошибка в том, что под святилищем Миллер понимал Землю, а на самом деле 22 октября 1844 года Господь вошел в небесное святилище, и очистил его от грехов детей Божиих, и теперь там, в небесной канцелярии, идет суд, и когда он завершится, наступит второе пришествие и 1000-летнее царствование.

1844-1845 появилось учение, отрицавшее бессмертие души, утверждавшее, что мертвые до всеобщего воскресения находятся в бессознательном состоянии и вечные муки грешников будут состоять в лишении их бытия после страшного суда. Многие уверовали, но Миллер отверг это учение.

1845-1846 часть адвентистов стала придерживаться учения о праздновании субботы вместо воскресного дня. Наиболее известными последователями этого учения были известные жиды Рахиль Престон, Иосиф Бэтс и Елена Уайт. Благодаря им это учение стало одним из важнейших догматических положений АСД.

Последователи учения о субботе обособились в 1846 году от прочих адвентистов и с 1860 приняли название Адвентистов Седьмого дня.

Остальные адвентисты разделились на несколько толков — Церковь Адвентистских христиан, Евангелических адвентистов, Общество жизни второго пришествия, Церковь во Христе Иисусе или адвентисты грядущего века, Церковь Божия, но самым крупным и распространенным стало движение АСД.

После 1853 года распространение адвентизма пошло быстрыми темпами. Введение десятины в 1858 году обеспечило финансовую поддержку миссии, однако только после создания в 1860-е годы единой организационной структуры АСД стали тем, чем являются сегодня и все исследователи отмечают, что силу  составляет его превосходная организация и общинное устройство.

С 70-х годов XIX века адвентисты создают ряд учебных заведений разных типов, которые готовили миссионеров, врачей. И эти три положения являются составляющими успеха любой секты — деньги, кадры и типография.

 

Распространение Адвентистов Седьмого дня в мире

 

В результате активной миссионерской деятельности к началу 90-х годов XIX века адвентизм существовал практически во всех штатах США, в средине 60-х он появился в Европе, 1901 была организована Европейская генеральная конференция.

51

 

 

Адвентизм в России

 

Впервые появился в среде немецких колонистов Таврической, Донской области и Поволжья.

Их обвиняли в распространении ереси жидовствующих, но после вмешательства консула США в Санкт-Петербурге их отпустили.

В январе 1891 в Гамбурге был проведен первый съезд российско-германской конференции, на котором было избрано руководство для России.

В 1907 на заседании совета всемирной генеральной конференции адвентистов было решено сделать адвентизм в России самостоятельной структурной единицей, состоялось объединение российских адвентистов. К этому времени их насчитывалось 2566 чел в России. Председателем был избран гражданин США Бетхер. В Риге было открыто адвентистское издательство.

1913 году, в связи с ростом численности в России учреждаются два униона — восточный и западный. С началом I Мировой войны молитвенные дома адвентистов были закрыты, за исключением Москвы, Киева и Риги.

Современные исследователи видят основную причину гонений в православном духовенстве, которое выставляло их за немецких шпионов. Но это не только про них так говорили, про баптистов тоже. Но, несмотря на пацифизм, АСД направили в армию царю своих членов. Во время гражданской войны адвентисты призывали к борьбе с большевиками. После разгрома белой армии они объясняли эти призывы простым недоразумением. И сегодня об этих фактах адвентисты предпочитают не вспоминать.

В 1924 году адвентисты приняли декларацию о лояльности советской власти — многие члены вышли и организовали свои общины — реформистское движение.

В 1928 году адвентисты приняли решение о несении воинской повинности. До 30-х годов адвентизм развивался быстрыми темпами, в основном, за счет прозелитизма в Православной Церкви, которому способствовали гонения на РПЦ. Но с начала 30-х адвентисты практически перестали существовать — все были сосланы.

Возрождение адвентизма произошло во второй половине Великой Отечественной войны в связи с общим возвратом к религии в СССР. В 1947 году состоялся Всесоюзный Совет АСД. В 60-е годы советская власть нашла придирки, и сняли с регистрации ВС АСД. Но адвентисты получили возможность проводить республиканские и областные собрания. С 1975 года адвентисты получили возможность регулярно участвовать в деятельности всемирных съездов АСД. В 1986 году в Туле после длительного перерыва состоялся съезд 85 делегатов, которые представляли 6406 членов.

В 1988 году была открыта Заокская духовная семинария; при ней — сельскохозяйственное отделение по технологии овощей. Адвентисты строго следят за своим телом, они отрицают, существование души, от состояния тела зависит богопознание. Сами адвентисты сомневаются, что эти овощи можно считать экологически чистыми. Хорошее тепличное хозяйство, метровые огурцы, от которых можно отрезать.

С 1 июля 1991 на радио — «Голос надежды».

С 1992 года функционирует издательство «Источник жизни», выпустившее за 4 года 14 млн. книг и брошюр.

С 90-х осуществляет гуманитарные программы — форма поддержки адвентистов России.

В 1994 году восстановлена прежняя дореволюционная структура — восточный  и западнороссийский юнионы.

Восточный юнион насчитывает 84 общины, объединяющей 1220 чел.

Западный юнион насчитывает 283 общины с 32000 чел.

В 1996 году в России было уже свыше 110 000 адвентистов, подтянули численность к круглой дате.

52

 

 

Сейчас не более 150 тысяч (?) адвентистов в мире.

 

Организационная структура АСД

 

Организационной ячейкой является община, община объединяется в поля и соединения, поля и соединения объединяются в легионы, легионы в дивизионы. Наверху — генеральная конференция. Каждый уровень имеет свою конференцию. Десятину отчисляют все адвентисты и организации, в настоящее время 11 дивизионов.

 

Вероучение АСД

 

Взгляды адвентистов на Писание сходные с баптистами, о грехопадении, последствиях, о личной вере и оправдании. Отличаются представлением о природе человека, эсхатологией, о почитании праздновании субботы, а также учением о законе Божием.

 

Учение о законе Божьем

Адвентисты учат, что закон по своему происхождению и значению делится на 2 части — Декалог и все остальное Писание — Моисей и Новый Завет. Если в Писании встречается слово Закон или заповедь, то они подразумевают под этим Декалог.

Декалог якобы существовал вечно в сердцах людей, и даже наводнение не уничтожило его в сознании людей. Со временем по причине преступлений людей Господь дал закон людям на горе Синай. Закон Моисеев носил временный характер и имел значение только для израильского народа, для христиан он необязателен потому, что им никто не оправдался и не достиг совершенства, и Христос Своей смертью освободил христиан от исполнения Моисеева закона.

Скрижали Завета хранились в скинии Завета, и Декалог является законом вечным и обязательным для исполнения, как в Новом, так и в Ветхом завете, в пример приводят Христа (Мф. 5,17-19): кто нарушит одну из заповедей малейших... (1 Ин. 5,3), ибо это есть любовь к Богу, чтобы вы соблюдали заповеди его. Декалог и закон Моисеев делится адвентистами на две части из-за якобы различного их происхождения, что противоречит Священному Писанию. В Писании явно говорится, что Ветхий Завет является единым по своему происхождению, и были даны самим Богом, и сам Моисей свидетельствует — Втор. 4,12-14. Господь объявил вам Завет, который повелел вам исполнять... Об этом же говорит Иеремия: Иер. 9,13; 10,29.

Таким образом, нет никакого различия между декалогом и остальным Ветхозаветным писанием, все они происходили из одного источника и имели целью подготовить израильский народ к принятию Спасителя.

Декалог является временным законом, поскольку Бог искупил нас (Гал. 3,19,23-24). «Закон был дан по причине преступлений, но вы имеете лучшее семя, к которому относится обетование, закон был детоводителем ко Христу...». Таким образом, происхождение закона обусловлено греховностью человека, это отвергает теорию домирного существования Декалога. Что касается слов Христа о том, что закон будет существовать до тех пор, пока не совершится все написанное, то их надлежит относить к самому Спасителю, на это и указывает и апостол Павел, когда указывает, что конец закона – Христос (Рим. 5,4). Следовательно, для христиан руководство закона отменяется. Слова Спасителя о малейшей заповеди относятся не к заповеди закона, а к заповедям блаженства, о которых шла речь в предыдущих стихах в контексте.

Еще одним свидетельством в пользу своего мнения адвентисты приводят слова Павла, что верою мы утверждаем закон, но не отменяем его (Рим. 3,31). Это высказывание следует рассматривать в контексте всей третьей главы Послания к римлянам, где он, обращаясь к иудеям, говорил, что испол-

53

 

 

нением закона никто не оправдался... Оправдание же можно получить, только веруя во Христа, но поскольку иудеям вера представлялась как бы противоборствующей закону, то он пишет, что верой укрепляется закон.

 

Учение о почитании субботы

 

Почитание субботы занимает центральное место в вероучении адвентистов. Суббота была установлена еще в Раю для общения с Богом, кроме того, этот день выделен, чтобы напоминать людям об их отличии от Бога и необходимости почитания Его. Адвентисты называют субботу днем святым, отделяют, считают главной заповедью в Декалоге, это также знамение между Богом и его народом (Исх. 31,16; Ис. 66,22-23) из месяца в месяц, из субботы в субботу будет приходить всякая плоть для поклонения...

В Писании нет ни одного указания на замену субботы воскресным днем. Почитание субботы не распространяется на ежегодные субботы. Днями покоя, кроме субботы являются праздники, перечисленные в книге Левит (23,7-36). Эти годичные субботы высчитывались по лунному календарю и могли прийтись на любой день недели, они отменены смертью Христа. Однако Христос оставил почитание седмичной субботы: это подтверждается текстом Лк. 4,16. Святость субботнего дня была настолько важна для Христа, что он говорил, чтобы иудеи молились, чтобы бедствие не случилось в субботу или зимой (Мф. 24,20).

Свидетельством о важности субботы служит и тот факт, что Христос умер в пятницу. Когда же наступала суббота, Он покоился во гробе и, т.о., совершил искупление человечества.

Апостолы также почитали субботу, апостол Павел посещал в этот день синагогу, или искал место, где проводились субботние собрания, однако сам апостол говорил, что потребность в субботе отпала для христиан (Кол. 2,16-17; Гал. 4,10-11).

Празднование субботы начинается в пятницу после захода солнца и заканчивается в субботу в то же время.

Адвентисты утверждают, что до второго века нет исторических свидетельств о том, что христиане совершали богослужение еженедельно по воскресным дням. Со второго века христиане стали почитать день воскресный как день богопочитания, но не как день покоя. Большое влияние в этом оказало римское влияние, где было много обращенных из язычников. В подтверждение своего мнения адвентисты приводят историка Сократа (V век): почти все церкви по всему миру совершают богослужение в субботу, однако христиане Александрии и Рима перестали делать это на основании древней традиции. Распространение празднования воскресного дня адвентисты считают свидетельством языческого влияния в церкви.

В Писании ничего не говорится о почитании субботы. В Раю, напротив, имеется указание возделывать рай на всякий день (Быт. 2,16). В Писании отсутствует свидетельство о почитании субботы во времена патриархов, зато определенно говорится о том, что эта заповедь была впервые дана через Моисея евреям в пустыне Син (Исх. 16,23,29-30), а на Синае эта заповедь была повторена — помните день субботний (Исх. 20,8-9). Почитание субботы было введено в память об избавлении от рабства египетского, а в Новом Завете это событие утратило свою актуальность для христиан.

Ссылки адвентистов на слова о бедствиях и трудности бегства в субботу и зимой являются некорректными, поскольку слова обращены не к апостолам, а к иудеям. Для иудеев бегство в этот день было бы невозможно. Апостол посещал синагогу, поскольку это было наиболее посещаемое иудеями место. Но в то же время он проповедовал отмену закона как утратившего свое значение (Кол. 2,17-21): «никто да не осуждает вас за пищу или питие или субботу – это тень будущего...».

54

 

 

В подтверждение своего учения адвентисты ссылаются на Павла (Евр. 4,9). Однако речь здесь идет не о конкретном дне, а о состоянии души, субботстве как покое. Это день седьмой, земля обетованная и царство небесное.

Ис. 66,22-23 — в будущем веке не будет деления времени по седмицам, это пророчество следует понимать в смысле Евр. 22,5.

Адвентисты претендуют на то, что они восстановили почитание субботы, бывшее в ранней церкви, однако это не так. Православная Церковь чтит субботу как канун воскресного дня и освящает этот день особыми богослужениями. В память о творении мира этот день отличается от прочих дней седмицы. В этот день отменяется пост, и христиане призываются к таинству Евхаристии, это память всех святых. Постящийся в субботу подвергается церковному наказанию согласно апостольскому правилу — клирик лишается сана, мирянин отлучается от церкви. Церковь осуждает тех, кто празднование и почитание субботы противопоставляет воскресному дню.

Почитание воскресного дня было впервые введено императором Константином в 321 году, хотя этот день совпадал с языческим днем солнца, но христиане влагали в него иной смысл, разумея под солнцем Христа. Тертуллиан писал: воскресенье – это день, посвященный воскресению Христову, он напоминает об искуплении мира. В этот день совершалось преломление хлеба (Деян. 20,7). Т.е. этот день был избран для дел благотворения и благочестия (1 Кор. 16,1-2). Празднование этого дня установлено в память воскресения Христова, и он назван днем воскресным (Откр. 1,10).

 

Антропология адвентистов принципиально отличается от православной тем, что отвергает двухчастное деление человека, отвергая отличие между духовной и плотской субстанциями человека. По мнению адвентистов, человек по природе одночастен, не состоит из разных сущностей, не имеет разумной души, которая может пребывать отдельно от тела. Библейские термины «плоть», «душа» и «дух» являются синонимами, которые используются для описания различных свойств и состояний плоти. В доказательство они ссылаются на библейские тексты — вначале из праха были образованы тела, затем Бог вдохнул духовную энергию, и стал человек душой живой. Господь как бы из праха создал все мельчайшие структуры человека — клетки, нервную систему, а затем вдохнул дыхание жизни. Этой искрой жизни наделены все животные, имеющие кровеносную систему — пресмыкающиеся, млекопита-ющие, и т.д. ибо душа в крови, говорится в Священном Писании. Поэтому нельзя утверждать, что человек получил особую и сознательную субстанцию. В Писании нет формулировки, что душа бессмертна, наоборот есть указания на то, что душа может умереть (Числ. 23,10; Иез. 18,20); душа согрешающая умрет. Душа может быть спасена от смерти (Пс. 33,19). Мысль о смерти души имеется в Новом Завете (Мф. 10,28): не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь того, кто может и душу и тело погубить.

В Ветхом Завете слово «душа» имеет разные значения: «человек» (Быт. 14,21) «жизнь» (Быт. 9,4-5», «страсть» (Втор. 23,24». Слово «дух» подразумевает искру жизни, энергию, необходимую для существования человека. Для подтверждения этого мнения адвентисты избирательно приводят тексты, которые можно истолковать в значении «жизненная энергия» (Быт. 8,1; Суд. 15,19), «нравственные качества» (Иез. 11,19), «душевные переживания» 1 Цар. 1,15).

В смысле дыхания дух человеческий ничем не отличается от духа животных (Еккл. 3,19). Таким образом, адвентисты пытаются доказать, что ни душа, ни дух не обозначают особого существования. В Новом Завете говорится, что душа подвержена смерти (Откр. 16,3), может погибнуть (Мф. 10,28). Дух может обозначать настроение или чувство (Рим. 8,15; 1 Кор. 4,28; Лк. 1,46-47). Те возражения, которые приводятся православными в защиту трихотомии, толкуются адвентистами как необходимость посвятить все силы на служение Богу, обозначаемые как душа, дух и плоть.

Учение о смертности души выводится из описания грехопадения (Быт. 2,17): «смертию умрешь». После смерти плоть превращается в прах, не осознающий себя, а дух возвращается к Богу, ко-

55

 

 

торый его дал. С момента смерти человек прекращает свое самостоятельное бытие, и это состояние неразумной плоти. Человек перестает существовать как разумное существо. В подтверждение приводят тексты, где человеческая жизнь сравнивается с паром (Иак. 4,14), с дыханием (Пс. 77,39) или с тенью (Иов. 14,2). Слова «шеол» или «ад» означают места бессознательного бытия плоти, где отсутствует сознательное бытие (Еккл. 10,9) в могиле, где нет ни работы, ни мудрости, и пребывающие там не прославляют Бога (Пс. 117,25). В отношении к посмертному существованию человек приравнивается к животным (Еккл. 3,19). Участь всех одна: все умирают, и нет у человека преимущества перед скотом.

Однако сектанты отмечают, что человек отличается от существа животных тем, что он создан по образу и подобию Божию, который проявляется в свободной воле и владычестве человека над тварью. Пребывание человека в шеоле адвентистов сравнивают с состоянием сна, при этом приводят слова Христа о том, что Лазарь не умер, а уснул (Ин. 11,11-14). Антропология адвентистов оказала влияние на их представление о природе Творца. Поскольку человек является образом Божиим и является телом и плотью, то Творец в какой-то степени должен быть похожим на свое отражение, и в Писании об этом есть утверждения (Кол. 1,15). Христос – образ Бога невидимого, Христос –образ его ипостаси (Евр. 1,3). Следовательно, адвентисты считают, что Бог также имеет определенный образ.

 

Разбор учения  АСД

 

Согласно православному учению человек является духовно-телесным существом, и его душа обладает свободой, разумом и самосознанием независимо от того пребывает ли она в теле или разлучена с ним. На двучастность природы указывает сам акт творения человека, который отличается от создания других животных существ. Души животных отождествляются с кровью (Лев. 17,14; Быт. 9,4.). Следовательно, природа существ, пришедших в бытие этим поведением, качественно однородна и односоставна.

Совсем по-другому представляется процесс сотворения человека. Словом «вдунул» указывается на сообщение человеку невидимой и отличной от плоти души, кроме того, в Ветхом Завете и Новом Завете термины «дух», «душа» употребляются для выражения и указания на нематериальность чего-либо. На различные происхождения плоти и души указывает и их существование после смерти. Каждая субстанция человека пребывает в условиях соответствующих ее природе — прах возвращается в землю, а дух к Богу.

На различие субстанций тела и души указывают различные тексты Священного Писания. Так, Ис. 38,12 говорит, что душа относится к телу как ко временному жилищу. Такую же мысль мы встречаем и в Новом Завете. Петр сообщает, что скоро оставит свою храмину (2 Петр. 1,13-14), а Павел говорит, что предпочитает выйти из тела и водвориться у Господа (2 Кор. 5,8 ). Для него тело является препятствием для жизни со Христом (2 Кор. 5,6).

По смерти человек отходит в вечный дом свой, т.е. в шеол или ад, в котором сохраняет способность к разумной деятельности (Еккл.12,5). Так, пророк Исайя, изображая падение Навуходоносора, пишет, что ад преисподни пришел в движение, чтобы встретить его при входе в ад (Ис.14,9-10).

Слова Христа благоразумному разбойнику, факт схождения Христа душой в ад, где Он проповедовал пребывавшим там духам и ожидавшим избавления (1 Петр. 3,18).

Слова Христа благоразумному разбойнику представляются для АСД самыми неудобными для толкования, но они пытаются снять эту проблему указанием на то, что в современном тексте произвольно смещены смысловые акценты, они предлагают следующее прочтение этих слов — «Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю».

О существовании души отдельно от тела свидетельствуют и отрицательные примеры — вызывание духов в Ветхом Завете было довольно распространенным явлением, и оно свидетельствовало о

56

 

 

вере людей в посмертное и сознательное существование души. Однако АСД этот пример пытаются обратить в свою пользу, заявляя, что Господь наказал вызывателей духов и назвал подобные действия мерзостью, поскольку они противоречили Его учению (Лев. 20,27). Высказывания Экклезиаста, которого часто цитируют АСД, следует рассматривать совместно с характером его произведения. Он изображает жизнь человека как бы со стороны внешнего наблюдателя и приходит к выводу, что вся эта жизнь – суета сует, а состояние мертвых еще безотраднее, поскольку для них недоступна даже эта безотрадная жизнь.

 

Эсхатология АСД

 

Учение об отступлении в Церкви

 

Эсхатология АСД основана на грубо искаженном понимании сектантами отдельных текстов из книги Даниила и Апокалипсиса, где показана борьба сатаны против истинной Церкви Христовой. По мнению сектантов дается два образа Церкви. Во время, близкое ко второму пришествию, изображается в Откр.12 образ Церкви, верной Богу. Здесь Церковь изображается в виде жены, облеченной в солнце, которая спасалась от преследования в течение времени времен и полувремени адвентистов. Церковь-отступница представлена в образе блудницы (Откр. 17,1-5; Иез. 16). Эта борьба началась с преследования Церкви языческой римской империей, а затем отступниками из самой Церкви, главным образом, под руководством римских пап. Отступление в самой Церкви началось еще при жизни апостола Павла (2 Сол. 2,3-10) и было связано с утратой чистоты учения и нравственных идеалов. В богослужении простота уступила место формализму и на посты стали выдвигаться недостойные люди. Так постепенно развилось представление об иерархии как преграде между верующими и Богом. Когда значение христианской общины было сведено до минимума, произошло возвышение епископа Рима как воплощение верховной власти в христианстве.

То есть адвентисты, так же как и баптисты, пытаются истолковать факт появления их конфессии в XIX веке. Для этого приводится факт многовекового отступления в Церкви. Здесь они не оригинальны, потому что они вышли из баптизма, а у баптистов была своя теория оправдания их появления в XIX веке.

 

Апокалипсический образ возвышения папства

 

Об этом возвышении, по мнению АСД, говорится в Дан. 7,8-25, которому было видение 4 зверей, выходивших из моря. 4-й зверь символизировал римскую империю, который имел 10 рогов, между которыми вышел небольшой рог. Он вел брань со святыми и превозмогал их и возмечтал отменить праздничные времена и законы. Этот небольшой рог символизирует смену языческого Рима папством, чья борьба с еретиками рассматривается как преследование истинных христиан. А слова об отмене времени и закона указывают на замену почитания субботы воскресным днем и почитания Декалога.

Датой возвышения Рима следует считать 533 год, когда Юстиниан провозгласил верховным главой церкви епископа Рима и предоставил ему право искоренять все ереси. После освобождения от Ост-Готов в 538 году римские папы получили возможность осуществлять в жизни, предоставленные им привилегии, поэтому 538 год служит для АСД началом преследования инакомыслящих, о чем было предсказано у Дан.7,25.

Продолжительность периода преследования инакомыслящих АСД вычисляют, сопоставляя 12-ю и 13-ю главы Откровения, а также 7-ю главу Дан. АСД говорят, что поскольку речь в этих главах идет об одном и том же, то период преследования инакомыслящих равен «времени временам и полу-

57

 

 

времени», т.е. 1260 дням или 42 месяцам, но поскольку библейский день следует приравнивать к году, то на самом деле этот период длился 1260 лет. Следовательно, начавшееся с 538 года преследование завершилось в 1798 году. Полученная АСД дата совпала с арестом по распоряжению французского правительства генералом Бертье папы Пия 6 в 1798 году. Это событие было символически истолковано как нанесение смертельной раны зверю, но рана исцелилась, и папство оправилось (Откр.13,3).

С 1798 года началось последнее время в библейской истории, т.е. время, непосредственно предшествующее второму пришествию Христа.

Папство породило тотальную систему ложной религии, смешение истины и заблуждений, названную Павлом человеком греха (2 Сол. 2,3). Антихрист для АСД является не личностью, а неким собирательным образом, который воплощен в римских папах, т.о. отступление нашло свое выражение в папстве.

В связи с этим появляется вопрос: а где же в мире пребывает истинная Церковь и кто ее представляет. В ответ АСД выдвигают теорию остатка, которому якобы поручена миссия проповеди забытого смысла Евангелия.

Задолго до поражения папства в Европе началась Реформация, которая все же не смогла открыть такие истины, как почитание субботы вместо воскресного дня, учение об одночастности человека, учение о первосвященническом служении Христа и другие. Со временем энтузиазм в Реформации угас, и она сама стала нуждаться в реформе. Хотя реформация сокрушила старый католический догматизм, но протестанты насадили вместо него свой догматизм, вот тогда появился остаток, о котором говорится в Откр.12,17 — и рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими из семени ее...

Под «прочими» АСД понимают остаток. Подтверждением появления остатка в мире стали космические знамения, последовавшие за пленением папы, которые АСД отождествляются с библейскими знамениями второго пришествия Христа.

 

Основные признаки второго пришествия и появления в мире остатка

 

Исполнения пророчеств в солнце, луне, звездах и на земле началось, по мнению АСД, 1 ноября 1755 года, когда во время землетрясения в Лиссабоне погибли десятки тысяч людей. После этого 19 мая 1780 наблюдалось частичное солнечное затмение на северо-востоке северной Америки, и 13 ноября 1833 года был виден метеоритный дождь. АСД полагают, что эти знамения вызвали огромный интерес к изучению библейских пророчеств, что привело к возникновению АСД.

Миссия этого остатка состоит в провозглашении трех ангельских вестей (трех труб):

Первая указывает на начало последнего этапа первосвященнического служения Христа и призывает к восстановлению истинной веры, а именно к почитанию закона Декалога и субботы.

Вторая — весть о всеобщем религиозном отступлении или апостасии и падении Вавилона, который символизирует богоотступнические неадвентистские религиозные организации и их руководство. Во время второй вести Вавилон будет оказывать давление на государственную власть, чтобы навязать всем людям свои ложные религиозные убеждения. Связь Церкви и государством АСД называют блудодеянием. Учение об отступнической церкви в первую очередь относится АСД к Римской церкви и отчасти исполняется на протестантизме.

Третья весть заключается в предостережении о возможных последствиях отказа принять АСД веру, весть о втором пришествии Христа и последующих судах Божиих.

 

Весть о первосвященническом служении Христа

58

 

 

Это служение состоит из двух этапов — земного и небесного. С момента вознесения Христа началось его служение как первосвященника и ходатая в небесном святилище, которое, как и земное нуждалось в очищении, и только кровь Христа была способна очистить небесный храм (Евр. 9,22-23). АСД убеждены в том, что на небесах реально существует подобное земному святилище, которое видел Моисей, а затем – Иоанн Богослов (Откр.15,5), в котором приносятся жертвы и совершается суд (Дан. 7,9-10). Это святилище является главным местом обитания Бога (в их представлении Бог имеет некую телесность).

Как освящение земного храма совершалось через удаление грехов посредством его окропления, также и небесное святилище нуждается в очищении от грехов посредством изглаживания записей в небесных книгах о грехах каждого верующего. Таким образом, процесс освящения небесного святилища сводится к исследованию записей о грехах каждого человека, этот процесс называется небесным судом исследования. По мере того как эти дела будут исследованы, решается вопрос о том, будет ли человек воскрешен для жизни вечной или он будет лишен сознательного бытия.

Представления суда носят примитивно-буквалистический характер. По их мнению, в небесном святилище установлены престолы, где Бог занимает председательствующее место и ведется суд в присутствии небесных свидетелей. Когда этот суд завершится, тогда наступит время воздаяния и второго пришествия Христа.

 

Вычисление даты суда

 

АСД строят свои вычисления даты суда, используя для этого взятые вне контекста отдельные пророческие высказывания из 7,8,9 глав Даниила. А именно – высказывания о небесном святилище, 2300 днях прекращения в нем жертвы и последующем его очищении. При этом АСД утверждают, что во всех трех главах речь идет об одном и том же событии, которое согласно видению Даниила относится к концу времени (Дан. 8,17).

Таким образом, главная ошибка адвентизма состоит в утверждении, что речь идет об одном событии. И все высказывания в этих главах они пытаются подогнать под эту тему. Свои рассуждения АСД начинаются с 8-й главы Даниила, где показан приход в мир богоборческой власти, здесь приводится образ овна, сраженного козлом, шедшего с запада, у которого затем сломился рог, и на его месте выросло 4. Из вышедших рогов в дальнейшем вышел небольшой рог, чрезвычайно разросся и низринул часть небесного воинства и даже вознесся на вождя этого воинства, у которого была отнята ежедневная его жертва и поругано место его святыни на протяжении 2300 утр и ночей. И после этого должно наступить очищение святилища.

По общепринятому толкованию, овен символизирует Персидскую империю, козел — Грецию, а небольшой рог — Александра Македонского, нанесшего поражение Персии.

Поскольку появление небольшого рога приходится на конец 4-х царств (Дан. 8,23), то АСД делают вывод, что богоборческая власть совпадет с языческой римской империей, просуществовавшей до начала христианской эры и впоследствии передавшей свои полномочия римским папам, отождествив небольшой рог с Римом, который выступает собирательным образом империи и папства. АСД считают, что его власть продолжится до Второго пришествия, т.к. у Дан. 8,17 говорится, что это видение продолжится до конца света. Эти предположения подтверждаются в 7-й главе, где изображаются 4 зверя, символизирующие 4 империи, последней из которых является Римская, просуществовавшая до Второго пришествия в 1844 году. Она, согласно Дан. 7,25, должна отменить праздничные времена и закон. И АСД утверждают, что это пророчество исполнилось на римских папах, отменивших почитание субботы и введших празднование воскресенья.

Поскольку пророчество о конце субботы АСД относят к концу времени, то, по их мнению, речь о прекращении жертвы может относиться только к небесному святилищу, т.к. земное было в 70-х раз-

59

 

 

рушено. Причем при вычислении границ 2300-дневного периода, которое АСД приравнивается к 2300 годам, адвентисты опираются на Дан. 9,24. Главное внимание АСД обращают на повеление о восстановлении Иерусалимского храма. Полагая это событие за точку отсчета, АСД к 457 до РХ прибавляют 2300 и получают 1844 по РХ. Таким образом, в 1844 году Христос вошел в небесное святилище и начал суд, после которого начнется видимое пришествие и последующее 1000-летнее царство.

 

Представления об Антихристе и Римских папах

 

Представления АСД о папах как об антихристе отождествляются сектантами с небольшим рогом (Дан.7) и не соответствует библейскому богословию.  Хотя внешне папство сходно с некоторыми чертами образа антихриста, а именно — оно преследовало отступников от веры, в средние века преклонялось перед роскошью, ввело учение о папе как викарии Христа, некоторые папы при этом жили весьма развратно и т.д. Тем не менее, нет никаких оснований говорить о папах как об антихристе. Согласно откровению, антихрист воссядет в храме Божием и будет требовать Божиих почестей, и по действию сатаны будет совершать знамения и ложные чудеса, но затем будет убит Христом 2 Сол. 2,3-4,7-10. Что же касается римских пап, то при всем их самомнении они не ставили и не ставят выше или на место Бога. Папство неверно отождествлять с антихристом, потому что антихрист будет личностью. Правда, в Писании есть  упоминание многих антихристов — так назывались еретики, отвергавшие человечество Христа 1 Ин. 4,3, но при этом в Писании всегда апокалипсический антихрист отделяется от всех прочих (1 Ин. 2,18).

Также АСД допускают ошибку при определении периода времени осквернения небесного святилища. Для согласования своего мнения о соответствии 2300 дней 2300 годам АСД ссылаются на конкретный пример из библейской истории, когда день приравнивался году, например, Числ. 14,34; Иез. 4,5 и полагают, что они вправе поступать также. Однако, в указанных случаях такое соотношение было установлено Самим Господом и отсюда не следует делать вывод о том, что везде где говорится о дне, его необходимо приравнивать к астрономическому году. Так, пророк Иона был 3 дня во чреве кита, но никто не станет утверждать, что он пробыл там 3 года, поэтому утверждение АСД следует рассматривать как ничем не обоснованное вольное обращение с текстом.

Также в учении АСД о 2300 прекращении жертвы имеются противоречия. Согласно их учению получается, что небольшой рог свирепствовал с 457 до РХ по 1844 по РХ, но языческий Рим не имел в V веке до н.э. политической власти над Израилем и не мог повлиять на приостановление или прекращение жертвоприношения в Храме. Во-вторых, власть зверя в новозаветное время ограничена периодом с 538 по 1798 гг., тогда как время очищения святилища приходится на 1844 год.

Хотя АСД и говорят, что в 1798 году папство получило рану и ожило, то это утверждение только вскрывает и показывает эсхатологическую натяжку в утверждении сектантов.

Пророк Даниил не мог говорить о прекращении ежедневной жертвы на 2300 лет, поскольку он же в 9-й главе своей книги утверждает, что жертва прекратится в половине 70-й седмицы, т.е. еще до разрушения храма в 70 году.

 

Заблуждение АСД при отождествлении пророчеств 7 и 8 главы Даниила с реальными событиями

 

Прежде всего, следует отметить, что видения пророка Даниила имеют типологический — т.е. образный характер. Другими словами, они могут относиться не к одному, а к нескольким событиям библейской истории.

60

 

 

Подобно тому, как в речи Христа о разрушении Иерусалима содержится предсказание о конце мира и событиях перед вторым пришествием (Мф. 24), так и слова пророка Даниила, изображавшего события Ветхого Завета, относятся к концу Нового Завета. Одно пророчество, таким образом, как бы символически изображает другое.

Пророчество из 8-й главы Даниила о небольшом роге осуществилось перед явлением Христа на Антиохе Епифане, принадлежавшем к династии селевкийских царей, представлявших одно из 4-х царств, образовавшихся после распада империи Александра Македонского.

Антиох Епифан жил во II веке до РХ, т.е. в период упадка этих царств, что соответствует пророчеству Даниила, о том, что эти слова относятся к концу времени Дан. 8,23. В 1 Книге Маккавейской говорится о том, что после того, как Антиох разгромил Птолемея Египетского, он в 143 году вступил в Иерусалим, осквернил и обобрал святилище, отменил закон и почитание суббот (1 Мак. 1,20,42-45), а в 145 г. на жертвеннике была устроена мерзость запустения (1 Мак. 1,54). В 148 священники очистили святилище и принесли жертвы на новоустроенном жертвеннике всесожжений (1 Мак. 4,43-53). После того, что случилось, Антиох упал с колесницы и погиб в 149 году (1 Мак. 6,16;  2 Мак. 9,5-29). Обстоятельства смерти Антиоха Епифана соответствуют видению пророка Даниила, предсказавшего, что богохульник будет сокрушен не рукою человека (Дан. 8,25).

 

Летоисчисление по книге Маккавейской

 

Период бедствий, согласно летоисчислению книг Маккавейских, продолжался с 143 по 149, и его продолжительность составила 6 лет 3 месяца и 20 дней, что равно 2300 дням. В то же время образ Антиоха Епифана является прототипом гонителя и врага Церкви Христовой – антихриста, поэтому многое, что говорит пророк о царе можно отнести прообразовательно и к антихристу. В этом смысле небольшой рог 8-й главы имеет отношение к тому же образу из 7 главы с той лишь разницей, что антихрист пытается отменить не иудейский закон дел, но христианский закон веры (Рим. 3,27).

Таким образом, толкование АСД пророчеств книги Даниила находится в явном противоречии с фактами библейской истории, что свидетельствует о безосновательности их эсхатологических построений.

 

Критический разбор представления о первосвященническом служении Христа

 

Заблуждение АСД основано на буквальном понимании слов апостола Павла (Евр. 9,22-23) о том, что по закону все, в том числе и образы небесного, должны очищаться кровью. Однако эти слова, взятые в более обширном контексте, не дают оснований для такого буквального их толкования. В Послании Евреям Павел, говорит что ветхозаветный первосвященник должен был ежегодно входить во святилище с кровью для очищения. Эти действия символически прообразовали жертву Христа, Который за всех приобрел нам вечное искупление (Евр. 9,12). Искупительная жертва состояла в том, что через восприятие человеческой природы в Божескую Ипостась, а также крестную смерть Христову было восстановлено разрушенное грехом благодатное единство с Богом; человеческое естество было очищено от последствий греха и освящено. Это обновленное естество — плоть Христа апостол Павел сравнивает с завесой, открывающей нам новый путь в царство небесное (Евр. 10,19-20): «итак братья имея дерзновение входить...».

Писание свидетельствует, что вхождение в Царство Небесное, приобщение к жизни вечной возможно еще здесь на земле через Церковь посредством ее таинств: крещения и евхаристии. Так же говорит и Христос: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17,21). В другом месте Павел пишет, что мы освящены единократным принесением крови Иисуса Христа, и второй раз Христос явится не для очищения грехов, а для ожидающих спасения (Евр. 9,24-28).

61

 

 

Таким образом, учение АСД о вхождении Христа в 1844 году в небесное святилище и начале суда, который открывает для верующих дверь в Царство Небесное, находится в явном противоречии со свидетельством Писания, где говорится, что Христос вошел на небо после совершенного им искупления и своей жертвой освятил человечество и обожил его Сам в Себе. Так что Ему нет нужды вторично предпринимать какие-либо искупительные действия.

АСД утверждают, что войти в Царство Небесное человек может лишь воскреснув телом, ибо они отвергают существование разумной души, могущей существовать вне тела.

 

Разбор учения о знамениях и дате второго пришествия

 

Знамения, о которых говорят АСД, имели только локальное значение в пределах нашей Земли. Их масштабы и не могут соотноситься с глобальными космическими явлениями, которые будут предшествовать второму пришествию (Лк. 21,25-27; Мф. 24,27-31).

Что касается даты, то следует отметить, что в Писании вообще нет указаний на календарную дату второго пришествия. В Писании отмечается, что о времени не знает никто кроме Бога Отца (Мф. 24,36). Однако Христос так говорил в воспитательных целях, поскольку по Божеству ему известно это время. Христос увещал своих учеников бодрствовать и всегда быть готовыми к Его приходу.

В апостольских посланиях мы встречаемся с таким же мнением о времени второго пришествия. Многовековой опыт подтверждает тщетность попыток определить и узнать время пришествия антихриста. Антихристами считали Нерона, Мухаммеда, римских пап, Наполеона и др., хотя о времени второго пришествия не знает никто. Христос сказал, что его пришествие будет неожиданным для людей, погруженных в житейские заботы (Лк. 21,34): «смотрите, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно». Невозможность предузнать календарную дату пришествия должно побудить христиан к постоянному бодрствованию.

Поскольку вычисления неприменимы для точного вычисления даты пришествия Христа, то нельзя указать и на дату царствования антихриста, вычисления которого составляют главные положения АСД эсхатологии. Павел писал Фес.: «этот день не наступит пока не откроется человек греха и не будет взят удерживающий».

 

Учение о втором пришествии Христа, первом-втором воскресении, первой-второй смерти и суде

 

По мнению АСД, второе пришествие будет состоять из двух частей. После завершения суда-исследования начавшегося в 1844 году, состоится Второе пришествие Христа. В этот момент будут воскрешены умершие праведники, которые получат воскресшие тела и затем оставшиеся в живых праведники будут преображены. В то же время Господь уничтожит Вавилон — союз всех отпадших религий — неадвентистских. Вождь этого союза — очередной папа и все нечестивые будут уничтожены, это будет первая смерть. Земля, лишившись обитателей, будет опустошена (Иер. 4,23-25), и на ней будет заключен сатана с падшими ангелами (Откр. 20,2-3). Состояние связанности они толкуют как невозможность никому причинять вред — на земле никого не будет. После этого начнется 1000-летнее царство АСД со Христом. Их царство будет заключаться в суде над миром и над ангелами. 1000-летний суд не будет решать, кого воскрешать. Это решение уже принято Христом до второго пришествия, но праведники получат возможность убедиться в правильности принятых Богом решений и в случае сомнений могут задавать Ему вопросы. Рассмотрение этих вопросов продлится 1000 лет.

62

 

 

На протяжении этого 1000-летнего периода сатана будет страдать с падшими ангелами, поскольку не сможет удовлетворять своей злой воли, от своего бессилия. В конце 1000 лет нечестивые, не участвовавшие в первом воскресении, восстанут из гроба. Это будет второе воскресение. Сатана будет освобожден и, освободив грешников, поведет их против нового Иерусалима, который к этому времени сойдет на землю. Тогда состоится окончательный суд, и все грешники будут лишены бытия. Это будет вторая смерть.

Воскрешение грешников необходимо для того, чтобы они признали справедливость путей Божиих. Таким образом, по учению АСД, в конце истории состоится два пришествия, две смерти, два воскресения, два суда.

 

Разбор учения о втором пришествии Христа, первом-втором воскресении первой-второй смерти и суде

 

В Писании ясно говорится об одном а не двукратном пришествии Господа (Евр. 9,28), поэтому говорить о двукратном пришествии — противоречить Писанию. С представлением о двух пришествиях связано учение АСД о двух смертях, двух воскресениях. Но буквальное понимание этих библейских выражений из 20-й главы Откровения в корне противоречит духу Писания. В Писании все живущие в грехе называются духовными мертвецами (Лк. 9,60), которые через веру благодатью оживляются (Кол. 2,12-13), воскресают со Христом. Жизнь христианина на земле есть постоянное умирание для греха (1 Кор. 15,39) и жизнь для Бога (Рим. 6,11). Эта борьба верующего с грехом заканчивается последней данью греху — смертью. Согласно этому первая смерть — жизнь по плоти, первое воскресение есть обращение от мертвых дел, второе воскресение — это наследование вечной жизни праведниками после всеобщего воскресения, а вторая смерть означает наказание вечным осуждением.

Что касается учения о двух судах — оно тоже не согласно со свидетельством Писания, где говорится, что все мертвые как праведники так и грешники воскреснут в одно общее воскресение (Ин. 5,28-29), а затем живые в одно мгновение изменятся (1 Кор., 15,52). После этого состоится всеобщий суд, который будет один для всех. В Писании нет основания для учения о 1000-летнем промежутке между первым и вторым судами. Так, Павел считает день явления Господа одновременно и днем воздаяния праведным и неправедным (Рим. 2,5-8; 2 Сол. 2,6-10). Но обычно 1000-летнее царство толкуют как время бытия Церкви, в которое мы живем.

Поэтому сектантам следует избрать одно из двух — либо они принимают Писание в полном виде или они избирают только 20-ю главу Откровения, а все остальное объявляют менее значимым.

63


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.