Поиск авторов по алфавиту

Конь Р.М., Сектоведение (Конспект). Секта меннонитов

Менмониты являются наследниками умеренного или мирного анабаптизма, главную особенность которого составляет учение о неприменении силы для достижения библейских идеалов. Исторически менмонизм произошел из нидерланского анабаптизма после распада движения Гофмана, Яна Матиса и трагических событий в Мюнстере. Координатором и организатором этого течения был бывший священник Менмо Синкс (1492–1561).

Свою пастырскую деятельность он начал в 1519 году и первые годы по его воспоминаниям он проводил в игре в карты, выпивках и прочих забавах прожигателей жизни. Он не совершал тяжких аморальных поступков, но тратил жизнь на всякие пустяки, и вот в эти первые годы он уже начал сомневаться в католическом учении о пресуществлении и крещении. Не исключено, что на него большое влияние оказали сакраменталисты — сектанты, отрицавшие учение о благодати как таковой, учившие, что таинства, церковь и обряды являются безблагодатными по своей природе, отвергали учение о благодати. Ни молитвы, ни исповедь не могли избавить Менмо Симонса от этих сомнений и под влиянием идей Лютера он обратился к самостоятельному изучению писания и пришел к выводу о ложности католического учения о пресуществлении Даров.

Вскоре Менмо засомневался и в учении о крещении и снова обратился к Писанию, но не нашел в нем однозначных аргументов в пользу крещения младенцев. Несмотря на это, Менмо не выходил из католической церкви, более того, боролся с заблуждениями германских анабаптистов. Он написал сочинения, в которых обличал богохульство Ивана Лейденского и доказывал, что Господь не передавал христианам суда над нечестивыми. Тем временем анабаптистское движение в Голландии росло. В 1535 году группа из 300 анабаптистов, которая направлялась на помощь И.Лейденскому, захватила на пути в Германию католический монастырь. Вскоре он был взят правительственными войсками и все погибли. Среди них был брат Менмо. После смерти брата Менмо стал испытывать внутренний душевный разлад. Многие идеи анабаптизма он отвергал, но чувствовал угрызения совести за то, что обличал анабаптизм, а также от сознания гибели близких ему по убеждениям людей.

В 1536 году он публично заявил о своем выходе из церкви. В 1537 принял предложение анабаптистов стать пресвитером, был перекрещен и поставлен или рукоположен в пасторы анабаптистом Филиксом. Таким образом, Менмо не был основателем умеренного анабаптизма. Он лишь принял их взгляды и благодаря его деятельности удалось соединить в одну организацию разобщенные анабаптистские группы в одну структуру.

Скончался Менмо 2 февраля 1559 года.

Хотя менмониты и были непротивленцами, тем не менее они жестоко преследовались по всей Европе, в т.ч. и в Голландии. Только в 1578 году преследование Голландских меннонитов прекратилось.

Менмо к концу своей жизни придерживался крайних взглядов в богословии и религиозной жизни. Он разделял взгляд Мельхиора Гофмана на личность Иисуса Христа. Кроме того, в учении о грехе и благодати он переоценивал свободу человеческой воли, что выражалось в строгой дисциплине.

Христология Менмо оказала большое влияние на его же представление о церкви как теле Христовом, в котором каждый верующий является членом этого организма. Менмо полагал, что члены тела Христова должны быть так же святы, как и его Глава. Поэтому в вопросах дисциплины он был чрезвычайно строгим. Например, он настаивал на том, чтобы брак был разрешен только между членами братства.

Христологические взгляды Менмо были поставлены под сомнение его последователями на ассамблее в 1555 году. Также на общем собрании менмонитов было принято решение о более либеральном подходе в вопросах дисциплины.

21

 

 

Среди голландских менмонитов постоянно происходили споры на почве различного представления о границах церкви и со временем четко обозначились несколько течений в умеренном анабаптизме.

Анабаптисты поделились по вопросу подхода к церковной дисциплине на чрезвычайно строгих, на либералов и умеренных.

Не взирая на гонения, численность менмонитов увеличивалась. В начале XIX века в среде менмонитов наметилась тенденция к объединению, в результате чего мнемониты объединились в Менонитскую Всемирную Конференцию ассамблеи которой проводятся через каждые 5 лет. По данным 1997 года МВК объединяет 870 тысяч членов наибольшее распространение менмонизм получили в Северной и Центральной Америке, Африки, Индии. В Европе их количество незначительно.

 

История менонитов в России

 

Начало менонитской колонизации в России восходит к царствованию императрицы Екатерины II. Согласно ее манифесту от 4 декабря 1762 года в Россию приглашались иностранцы кроме евреев для поселения где они пожелают. Им предоставлялась свобода вероисповедания, они освобождались от воинской повинности, но запрещался прозелитизм. После присоединения Крыма в 1783 году началась иностранная колонизация юга России. Менониты поселились в России с конца XVIII века на острове Хортица и Екатеринославской губернии (нынешняя Днепропетровская) кроме того, в начале XVIII века они поселились в Таврической губернии (ныне Бердянск и Мелитополь). Продолжалась менонитская колонизация до 1859 года, несмотря на то, что официальная колонизация в России была прекращена в 1835 году. Такую уступку менонитам сделали потому, что они были хорошими хозяйственниками.

В связи с введением общей воинской повинности в 1874 году, менониты призывались на службу в армии, но освобождались от ношения оружия. Службу они отбывали в специальных лесных командах. Но, несмотря на это, много менонитов после принятия закона уехали в США.

В среде российских менонитов возникло особое течение, которое называется братским менонитством.

В 50-е годы XIX века в среду южно-русских менонитов из Европы проникло пиетическое движение, которое представляло собою реакцию на усиление схоластики в протестантском богословии. Пиетизм происходит от латинского пиетос — благочестие. Это направление в немецком протестантизме конца XVII – начала XVIII века возникшее как реакция на крайнее рационалистическое течение в протестантизме.

 

Пиетизм

 

Вера, по Лютеру, это некая субстанция, которую Бог вселяет в человека, хотя этот дар сообщается человеку независимо от его веры, но усвояется через сознательную веру. Поэтому Лютер отвергал необходимость свободного произволения человека для достижения спасения, чем обесценивал нравственные силы личности в ее религиозной жизни. Вследствие этого религия лютеранства стала делом одного лишь ума, делом одного лишь рассудка человека. Учение Лютера отрицательно сказалось на религиозной жизни протестантов. В протестантизме появилось холодность в вере, безнравственность, упадок проповедничества, господство схоластики в богословии.

В конце XVII века, т.е. спустя 6-7 десятилетий после проповеди Лютера протестантизм чем-то напоминал состояние католической церкви до реформации. Большинство протестантов смотрело на религию как на дело одного рассудка.

22

 

 

Так возник в протестантизме пиетизм. Укрываясь от холода рационализма верующие люди искали утешения в пиетизме. Пиетизм не отрицал учение Лютера, но стремился совместить веру и нравственную жизнь. Пиетизм воспринимал христианство не как сумму теоретических религиозных истин, но как учение имеющее отношение ко всем сторонам жизни (воспитание, наука, семья). Пиетизм не хотел рассматривать жизнь по вере как плод веры и настаивал на ответственности человека за личное усвоение спасительных заслуг Искупителя, тем самым он не отверг учение Лютера об искуплении, но расшатал и поколебал этот принцип в протестантизме. По Лютеру человека оправдывает не жизнь по вере, но вера в заслуги Христа. Пиетизм, напротив, главное внимание обращал не на предмет веры, а на внутреннее состояние верующего и саму веру оценивал этим субъективизмом нравственной жизни.

Если для лютеранских ортодоксов важными были только вера и оправдание веры, то для пиетистов важными были покаянная борьба и духовное возбуждение человека, но в этом субъективном благочестии пиетизма состояла и его негативная сторона.

Позднейшие пиетисты, не находя возможным в достижении своего идеала в преобразовании общества на евангельских началах, требовали только внутреннего субъективного возрождения и строгого следования заповедям — т.е.личное возрождение. Наука, искусство, брак — были нечистыми и отвергались. Пиетизм, т.о., сузил свою задачу к достижению личного благочестия, чем отделил себя от мира и превратился в ригоризм.

Личного возрождения и внутреннего возбуждения пиетизма добивались путем глубокого сокрушения в собственных грехах. Взрослые и дети бросали все свои занятия и предавались размышлению о своей греховности и преступности до состояния изнеможения пока не приобретали личной субъективной уверенности что возрождение сделало их сыновьями Божиими.

Достигнув этого состояния, они самодовольно и самонадеянно презирали весь мир. Таким образом, поздний пиетизм весьма непохож на ранний пиетизм.

Другой важной чертой пиетизма был хилиазм. Это пиетическое движение было внеконфессиональным.

Оно получило свое распространение среди многих конфессий, а в среде российских колонистов оно распространилось с 30-х годов XIX века. Последователи пиетистского движения не удовлетворялись церковными службами и стали устраивать отдельные собрания которые назывались по-немецки «штундами». Штунды были различными — библейскими, молитвенными, миссионерскими и назидательными. Иногда некоторые ученые совершают ошибку смешивая штундизм и баптизм. Но штундизм не является даже формой баптизма, это такие библейские собрания, которые проводили последователи пиетистского движения.

Ранний пиетизм в России был представлен выходцами из Вьюртемберга –

бывшими лютеранами, отказавшимися от общения с лютеранской церковью. Они ожидали скорого второго пришествия на землю Христа. Они стремились устроить такое общество, в котором не существовало бы греховных условий жизни, но обитала бы правда Божия на земле. Поскольку организовать такое общество на Западе им казалось невозможным, они переселялись в Россию, где поселились в Таврической губернии в 1818-1822 гг.

В 1845 году в их среде появился проповедник позднего пиетизма Бьюст. Главной темой его проповеди было учение о личном спасении человека, достичь которого можно через осознание своей греховности. Вьюст говорил: «верь что ты спасен, и ты уже спасен». Пиетисты не отвергали лютеранского учения об оправдании верой, но они считали что в спасении человека важную роль должны играть и его нравственные силы.

Под влиянием проповеди Вьюста, рисовавшего мрачные картины будущих мучений, его слушатели сокрушались и каялись, и за этим сокрушением следовало чувство отрады и блаженства. У некоторых чувство радости было настолько сильным, что им чудился в душе невидимый глас «твои грехи

23

 

 

уже прощены, ты — свят». Такие обращенцы образовывали братские кружки, которые со временем множились.

Особое распространение движение позднего пиетизма получило среди меннонитов. Пиетисты смотрели на себя как на общество святых и противоставляли себя общему меннонитству, которое еще до переселения своего в Россию отошло от прежних принципов Менмо особенно по части дисциплины. Так у менонитов крещение совершалось после изучения основных принципов вероучения, но не было возрождения и обращения, которые к тому времени приобрели обрядовый характер. Церковная жизнь, по мнению пиетистов, была низведена до мертвых форм, а дисциплина упала настолько, что порочным лицам оказывалось крайнее снисхождение. Поэтому реформаторы стремились восстановить в первоначальном виде учение Менмо Симонса.

Особенность этой формы в менонизма в том, что когда менониты переселились в Россию, то свидетельствовать было не перед кем, вокруг были одни менониты. И религиозное рвение, т.о., снижалось, с другой стороны, сложились хорошие формы миссионерской деятельности — были воскресные школы, где воспитывалась молодежь, по достижения 14-12 лет они крестились.

В 1860-м году новоменониты отделились от старых и стали совершать отдельное крещение и хлебопреломление. В свою очередь старые менониты обвиняли новых в том, что они понимают Священное Писание односторонне, не уважают установленного церковного устройства, признавая его за человеческие установления. А новые менониты считали, что старое менонитское братство дошло до полного нравственного упадка и ослепления и служит одному дьяволу.

Из аргументов старых менонитов внимания заслуживает их критика новоменнонитского толкования Писания. Для протестантов вообще следование определенной традиции интерпретации Писания является основанием их самоидентичности, поэтому искажение в толковании было свидетельством искажения истины и заблуждением.

С 1867 года менонитская братская община была признана российскими властями и получила право на существование.

 

Распространение менонизма в Киевской губернии

 

С 1859 года пиетические идеи получили распространение в киевской губернии в менонитских общинах. Этому способствовало наличие в их среде группы лиц, находившихся под влиянием германского баптизма. Лидер этой пробаптистской группы Авраам Унгер находился в переписке с лидером германских баптистов Хонгеном и просил последнего прислать в Россию баптистских проповедников с тем, чтобы устроить жизнь этих пробаптистски ориентированных меннонитов. Но осуществить эту просьбу не удалось, и в 1861 году группа Унгера устанавливает связи с братскими менонитами, а в 1862 году Унгер принимает крещение от новоменонитов.

В 1869 году Россию посетил баптист Хонген, который назначил Унгера старейшиной баптистской общины. Т.о. новоменонитство постепенно преобразовалось в баптизм. Пиетизм и новоменонитство способствовали т.о. распространению баптизма. Это были своего рода пути, по которым баптизм быстро проник и распространялся по России.

Новоменонисты занимались прозелитизмом и среди населения России, за что неоднократно привлекались к ответственности за совращение в свою веру.

В 1872 был образован союз новоменонитского братства, который перенял баптистские приемы и методы миссионерской работы. С тех пор меннониты находились в братских отношениях с баптистами — принимали от них крещение и участвовали с ними в преломлении хлеба.

В 1876 году было издано первое изложение веры новоменонитов, которое дословно повторяло баптистское, принятое на первой генеральной конференции баптистов, проходившей в Гамбурге в 1849 году.

24

 

 

Но вероучение меннонитов отличалось от баптистского отрицанием военной службы, присяги и учением о совершении обряда омовения ног. После 1917 года много менонитов погибло в годы гражданской войны а их хозяйство было разграблено. А с 1923 года началась миграция меннонитов главным образом в Канаду. В 30-е годы во времена коллективизации сотни меннонитов были расстреляны и сосланы на восток.

После нападения Германии на СССР последовало очередное перемещение меннонитов на восток, но не всех удалось выслать, и 35 тысяч меннонитов ушли с немецкими войсками на запад, однако 20 тысяч из них были впоследствии захвачены советскими войсками и возвращены в СССР.

С 1971 года меннонитам разрешили уезжать в Германию, и в настоящее время количество переселенцев перевалило за 100 тысяч человек. Сейчас в России осталось около 10 тысяч меннонитов, проживающих преимущественно на Урале. Кроме того, были сообщения о меннонитах в Казахстане и Киргизии. В 90-е годы в Москве был организован центральный комитет меннонитов, а также центр меннонитов для связи с другими конфессиями и организациями.

 

Вероучение меннонитов

 

Учение меннонитов о Святой Троице и о личности Иисуса Христа во многом соответствует православному. Особенность их воззрения составляют мнения об источниках вероучения, о Церкви, о благодати, о таинствах, учение об оправдании и эсхатологии.

Характерной чертой является их учение об отношении между Церковью и государством и учение о непротивлении злу силой.

Учитывая тот факт, что меннониты разделяют учение мирных анабаптистов и учение Цвингли о грехопадении, искуплении, оправдании, Церкви — эти вопросы мы рассматривать не будем.

 

Учение об источниках вероучения

 

Священное Писание является единственным источником вероучения и богослужения, единственным авторитетом для меннонитов. Поэтому светская власть не должна вмешиваться в решение богословских вопросов, практику богослужения и жизнь меннонитов. Критерием правильного истолкования Священного Писания может быть мнение всей общины и решение «объединенного братства». Этим они выделяются из всех протестантских сект. Исходя из учения о братском или общинном истолковании Священного Писания меннониты выступили против католического учения о роли и ранге учительства в Церкви и против реформаторской идеи о субъективном толковании Писания, когда важное значение приобретали личные качества, что выдвигало профессоров богословия в первые ряды учителей Церкви.

 

Учение об отношении Церкви и государства

 

Важным моментом является учение о двух царствах — царстве кесаревом и царством Божьем, сходное только в общих чертах с учением Лютера по этим вопросам. Лютер считал, что источник власти один — у Бога. Но делал различие между духовной властью, которая осуществляется посредством слова Божьего через Писание, и мирской властью. Лютер допускал участие христиан в правительстве на том основании, что Бог через них осуществляет свою мирскую власть посредством использования меча для наказания беззаконных. Меннонитов же принимают лишь саму идею о двух царствах. Но в отличие от лютеран полагают, что царство кесаря дано по причине греха и сотрудничество с ним членов церкви практически невозможно, т.к. церковь является обществом святых и праведных людей где царит мир и прощение.

25

 

 

Правительство, т.о., находится под влиянием зла и принадлежит сатане, хотя оно и установлено Богом и его функцией является утверждение добра и наказание зла, поэтому меннониты призывают молиться и за правительство и уважать государственную власть и закон. Но если возникнет ситуация, в которой необходимо выбирать между лояльностью правительству и подчинением церкви, то однозначно надо выбирать последнее. Меннониты в своем большинстве не участвовали в работе правительства ибо, как они говорят, слуга Бога не имеет от Него повеления принуждать, отмщать и убивать, т.к. это противоречит заповедям Христа. Кроме того, участие меннонитов в государственных делах может привести к ситуации, когда отдельные меннониты, облеченные светской властью, будут господствовать мирским образом над своими братьями по вере, применяя к ним средства воздействия, которых не знает Священное Писание, которое требует увещания, обращения, но не требует наказаний, арестов и убийств.

Однако некоторые члены меннонитских общин США являются членами правительства. Это вызвано тем, что меннонизм проходит сейчас этап рутинизации харизмы и сейчас складывается образ меннонита, являющимся им по происхождению, по культуре, но лишенного первоначального рвения.

 

Учение о непротивлении злу силой

 

Это учение основано на представлении меннонитов о справедливости Божией как самом важном его свойстве. Меннониты полагают, что в Ветхом завете справедливость стояла выше любой жертвы. Высшим проявлением этого в Новом завете было искупление человечества Иисусом Христом, совершенное согласно требованиям Божиего правосудия. Умирая на кресте, Христос дает на образ как нужно отвечать на насилие, как необходимо бороться за достижение справедливости в этом мире, как нужно стремиться к оправданию пред Богом.

На основании этого они не признают применения силы к грешникам и преступников. Меннониты считают, что необходимо с Божией помощью принять на себя грех этих людей и ценой личного страдания получить оправдание, как это соделал Христос, который, по апостолу Павлу (Филлип. 2,8-11) «смирил Себя, быв послушным, даже до смерти, смерти же крестныя». Тому же учили и другие апостолы. Так, апостол Петр первое послание (1 Петра 2;22) отмечает, что Христос, будучи злословим, не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то в руки праведного. Поэтому меннониты пытаются решать конфликтные ситуации ненасильственным путем. Ибо борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных (Ефес. 6,12).

Принцип непротивления включает отказ хранить и использовать оружие, отказ от насилия как метода решения любых вопросов и как следствие запрет на работу в правительственных учреждениях. (Мф. 5,21). «Вы слышали что сказано древним — не убивай, кто же убьет, подлежит суду». По мнению меннонитов, использование меча было разрешено лишь только в Ветхом завете, но не взято в Новый. Убийство человека неприемлемо, потому что разрушает возможность его покаяния и исправления и рассматривается меннонитами как кража человеческой свободы, как узурпация Божеской прерогативы.

В истории меннонитов были частичные непротивленцы, которые допускали священную войну для защиты христиан и их жизней. Они исходили из того, что человек не сам берет меч, но ему дает правительство, но это мнение не стало преобладающим. Непротивление остается отличительной чертой меннонитов. Даже во время войн христиан с турками они оставались верны своим взглядам, полагая, что христиане должны защищаться от мусульман не мечем, но искренней молитвой.

26

 

 

Организация меннонитской общины

 

Во главе общины стоит пресвитер. В его обязанности входит произнесение проповеди, совершение крещения, преломление хлеба, посвящение или подтверждение избрания дьяконов, а также забота о церковной дисциплине.

Пресвитер избирается общиной и поставляется на свою должность пресвитерами других общин. Каждая меннонитская община независима в своих внутренних делах и управляется общим собранием. Общины объединяются в конференции и в своей практике руководствуются решениями, которые принимаются на общих собраниях.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.