Поиск авторов по алфавиту

Г. Понятие и значение Церкви.

Предварительные замечания

Церковь (ekklisia) основана Спасителем нашим Господом Иисусом Христом на незыблемом камне веры и наделена непреодолимою духовною силою (Мф. 16,18). Уже при первом обетовании об устроении Церкви Господь называет ее Своею: "Я создам Церковь Мою". На этом Божественном обетовании основано неизменное самосознание Церкви, которая всегда, устами своих апостолов, учителей и проповедников возвещала миру о своем Божественном происхождении.

Если, по слову апостола, "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10,17), то Церковь имеет свое начало от Божиего призвания: термин, которым уже в Евангелии обозначается Церковь - ekklisia, происходит от глагола ekkaleo, что значит "призываю","созываю".

Из всего многообразия наименований, обозначавших в античном мире религиозные собрания и конгрегации, христианство с самого начала сделало своим исключительным достоянием слово ekklisia, употреблявшееся в дохристианскую эпоху, как религиозный термин, только в тексте Септуатинты.

В Священном Писании члены Церкви Христовой, призванные Богом, обозначаются более или менее равнозначными понятиями, перекликающимися с Ветхозаветным словоупотреблением: "народ Божий", "народ святой", "люди, взятые в удел Богом", "избранный род", "святое священство", "царственное священство" и т.д. (1 Петр. 2,5 и 9-10; Рим. 9,26; 2 Кор. 6,16; Тит. 2,14; Деян. 15,14; Евр. 4,9; 10,30; Откр. 18,4; 21, 3 и др.). Кроме того, книга Деяний Святых Апостолов и Апостольские послания часто именуют членов Церкви Христовой "святыми" или "призванными святыми" (Деян. 9, 13, 32, 41 и
т.д.; 1 Кор. 1,2; 2 Кор. 1,1; Ефес. 1, 1; Фил. 1,1 и т.д.). Все эти наименования указывают на те непреходящие идеалы, к которым должны стремиться члены Христовой Церкви во все времена. Указанными здесь обозначениями членов Церкви Христовой отнюдь не исчерпывается все многообразие высказываний Священного Писания, относящихся к созданию Церкви Богом, к ее жизни и к ее назначению.

Таинственное, сверхприродное содержание понятия "Церковь" раскрывается в Священном Писании с помощью различных обозначений.

Там, где речь идет о Божием зиждительстве по отношению к Церкви,она именуется Божиим строением, Божиим храмом, Божиим домом, Божиим жилищем, Божиим градом и Небесным Иерусалимом (1 Петр. 2,5; 1 Кор. 3,9 и след.; 2 Кор. 6,16; Гал. 4,26; Ефес. 2, 19-22; 1 Тим. 3,15; Евр. 3,6; 12, 22; Откр. 21, 10 и след.).

В тех случаях, когда имеется в виду жизнь Церкви, Священное Писание именует ее по преимуществу Телом Христовым. (Учение о Церкви, как о Теле, Главою которого является Христос, находится в посланиях св. Апостола Павла - 1 Кор. 10,17; 12, 13-27; Еф. 1, 22-23; 4, 15-16; 5-30; Кол. 1,18; 2, 17-19; Рим. 12, 4-5).

Говоря о совершенстве Церкви, Священное Писание именует ее Невестою Христовою и Матерью верующих (Еф. 5, 23-32; Гал. 4, 28- 31; Откр. 12, 1-17; 21, 9, 21-23; 22, 17).

Церковь включает в себя не только живущих на земле, но и прибывающих в духовном мире; земная Церковь, по учению Священного Писания тесно связана с Церковью Небесной (Евр. 12, 22-23). В духовном единении Церкви земной с Церковью небесной находится залог исполнения всех божественных обетований, данных Церкви во всей ее полноте.

Основные признаки и свойства Церкви, которыми определяется ее значение в жизни христиан, даны в словах Символа веры: "Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь".

а) Понятие о Церкви

Получив благодать Св. Духа в день Пятидесятницы, малое стадо учеников Христовых стало Церковию. Первые страницы церковной истории свидетельствуют о том, что христиане с самого начала сознавали себя в виде единомысленной и единодушной общины людей, призванных Самим Богом из среды их соплеменников и единоверцев. "Из посторонних же никто не смел пристать к ним" (Деян. 5,13). Когда Церковь Христова вышла из Иерусалима и Апостолы начали свою всемирную проповедь Евангелия, то они, по существу дела, занимались тем, что раздвигали первоначальные границы единой Церкви все шире и шире, делая членами этой единой Церкви представителей различных национальностей. В этом единстве Церкви, пребывающей в разных местах и включающей в себя множество людей, совершается и исполняется Божественная воля, многократно возвещенная и в Ветхом и в Новом Завете и с предельной ясностью выраженная в Первосвященнической молитве Христовой: "Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же молю только, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едины: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Иоан. 17, II, 20-21. В основу единения членов Церкви Христос полагает любовь, а идеал Церкви указан в единосущии Лиц Пресвятой Троицы. Единство Церкви основано на возглавлении ее Единым Главою Христом (Еф. 4, 15-16), на единстве Богопреданного вероучения и на единстве пребывающей в Церкви благодати (Еф. 4,5).
Необходимо отметить, что в древней Церковной практике различия в церковных обрядах и в местных обычаях не считались нарушением единства Церкви, а принадлежность к христианству всегда понималась не только как признание учения Христова, но и как органическая принадлежность к Церкви.

Хотя в Новозаветных книгах слово ekklisia часто употребляется для обозначения отдельных Поместных Церквей, весь контекст Апостольских Писаний свидетельствует об изначальном, живом и отчетливом самосознании Церкви, как цельного и единого по своей природе организма, без которого немыслимо бытие отдельных общин.
Взаимоотношения членов Церкви с самого начала были проникнуты взаимной органической связью, которая в своем наиболее упорядоченном выражении осуществлялась в церковной иерархии. Вся духовная атмосфера первоначального христианства была проникнута идеей единой Церкви, члены которой, хотя и рассеяны в мире, но благодатию Божией соединяются в общении любви. Это учение об органическом, взаимно обусловленном и жизненно необходимом единстве членов Церкви, изображаемое в Апостольских Писаниях, было впоследствии развито св. Отцами. В их творениях мы имеем подробное изложение учения о Церкви единой и единственной, учрежденной для всех христиан и имеющей Божию силу, для объединения спасаемых в Духе Святом.

Спасение людей от греха, отдалившего человека от Бога, является целью пришествия в мир Сына Божия. Осуществление этой Божественной цели совершается путем восстановления нарушенного единения человека с Богом, а концом этого пути является обожение человека в вечной жизни. Все это дело спасения совершается в Церкви Христовой Духом Божиим. Церковь - это не простое объединение множества людей, имеющих общую веру и определенную организацию, а таинственный Богочеловеческий организм, возглавляемый Господом Иисусом Христом и одушевляемый Святым Духом.

б) Значение Церкви
(Определение этого понятия)

Значение Церкви для ее членов определяется ее святостью. Эпитетом, наиболее часто употребляемым древними христианскими писателями в связи со словом ekklisia является agia - святая. Но наименование Церкви святою никогда не соединялось с мыслью о том, что земная Церковь состоит исключительно из святых, достигших совершенства, Проповедь самых возвышенных идеалов святости, обращенная к живущим на земле членам Церкви, всегда соединялась с обращенною к ним же проповедью покаяния. Для отдельных членов Церкви возможны различные нравственные состояния. Церковь видит свою задачу в том, чтобы возводить своих членов к совершенству во исполнение воли Божией, а Божественное изволение о Церкви как раз и заключается в том,"чтобы освятить ее", "чтобы представить ее Себе славною Церковию, не имеющею пятна или порока или чего-нибудь подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5, 26-27). Церковь свята, ибо она есть Тело Христово. Грехи ее членов не распространяются на Церковь. Святость Церкви, пребывающей на земле, отнюдь не заключается в однажды и навсегда достигнутой святости всех ее членов, а в том, что всем членам Церкви открыт Богом путь освящения, идя по которому, они вступают в общение со святыней Божественной благодати, укрепляющей человеческие души в борьбе с грехом и искушениями.

Только участие в жизни Церкви может дать освящение ее членам, ибо Церковь Христова есть "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23). Реальность этого освящения, делающего причастником святости того, кто состоит в Церкви, звучит в литургийном возглашении: "Святая святым". Каждый несовершенный человек, живущий в общении с Церковью, призывается к участию в Трапезе Господней. Церковь имеет от Господа власть не только призывать, учить и руководить, но и врачевать человеческие души, недугующие грехом. Эта исцеляющая сила принадлежит Церкви по Божественному повелению (Мф. 10,1; Мк. 3,15; 6,7; Лк. 9,1). Церковь осуществляет это Божие повеление в силу того, что в ней пребывает данная ей Господом освящающая Божественная благодать, всегда врачующая немощное и восполняющая оскудевающее. В связи с этим стоит воззрение на Церковь, как на Божественную врачебницу для людей, нравственно больных, недугующих грехом. Если Церковь - врачебница, то задача ее в том и состоит, чтобы врачевать нравственные недуги своих членов силою Богодарованной освящающей благодати. Выясняя и выявляя учение о пребывающей в ней освящающей благодати Св. Духа, Церковь в свое время осудила и отвергла заблуждение лиц, учивших, что к Церкви принадлежат только совершенные святые. Осудив эту точку зрения, Церковь осталась верна апостольскому предостережению: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Иоан. 1,8). Церковь отвергла также и мнение о том, что действительность и святость церковных таинств определяется и обусловливается, будто бы, личной святостью тайносовершителя. По церковному чтению, освящающее человека таинство не является достоянием отдельного лица, а принадлежит всей Церкви. Законно рукоположенный и законно исполняющий свои обязанности священнослужитель преподает таинства не в силу своих личных качеств, а в силу Божественного полномочия, данного Христом Церкви.

Находясь в постоянном органическом единении со своим Небесным Главою, земная Церковь свята Его святостию, как Его Тело, и ей дана власть освящать силою Божественной благодати всех, стремящихся к освящению.

В силу неразрывного союза Церкви земной с Церковью Небесной святость и молитвы Божиих угодников, составляющих "Церковь первенцев, написанных на небесах" (Евр. 12,23) содействуют обильному и полноценному духовному плодоношению членов Церкви Божией на земле (1 Кор. 3,9). Пречистая Божия Матерь - венец и похвала всех святых, честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов, бесчисленные сонмы известных и неизвестных миру Божиих угодников являют в себе образцы достижения и усвоения доступной для человеческого естества святости. Господь призывает к святости и всех верующих (1 Петр. 1,15), щедро венчая дарами Своей благодати даже тех, которые приходят к Нему лишь "в одиннадцатый час" (Мф. 20, 1-16).

в)С о б о р н о е с о з н а н и е Ц е р к в и

Под соборностью Церкви подразумевается ее кафоличность. Соборность, кафоличность - это действенное выражение единства Церкви в живом многообразии ее бытия и в полноте ее вселенского опыта.
Вместе с тем, соборность - зто синтез авторитета и свободы в объединяющей любви. Единая в себе и единая для всех Церковь проявляет себя, по отношению к своим членам, как общее, всех объединяющее и собирающее начало, как соборный принц. Соборность или кафоличность - зто историческая реальность жизни Церкви, как одушевляемого Духом Святым Тела Христова.

Соборность осуществляется в живом опыте собирания и объединения многих; отдельные лица, принадлежащие к Церкви, объединяются в своей общине, общины объединяются в Поместной Церкви, а единство Поместных Церквей осуществляется во Вселенской Соборной Церкви, которая живет в этом всеобщем единении. Таким образом каждый член соборной Церкви пребывает в благодатном единении со всею Церковию. (Лишь у того, кто отделяет и исключает себя из этого соборного единения, дары Св. Духа оскудевают).

Одним из проявлений соборности является, в частности, деятельность церковных соборов, как вселенских, так и поместных. Необходимую практическую предпосылку деятельности церковных соборов следует искать в стремлении к совместному решению принципиально важных вопросов, в живом кафолическом самосознании Церкви.

Во все времена бытия Церкви на земле ее самосознание проявляется и осуществляется в ее кафоличности, в соборности, основанной на том единении верующих, которое восходит к единодушию апостольской общины (Деян. 1,14). Церковь не чуждается всего того, что есть доброго в окружающем ее мире. Церковь Христова существует повсюду и для всех. Целью кафолической, собирательной деятельности Церкви является созидание Божиего Царства. Собирая и объединяя людей, ищущих спасения, Церковь слагает возрастающий духовный опыт ее членов в свою сокровищницу и делает его общим достоянием. В этой готовности делиться своими духовными сокровищами со всеми желающими, во всей своей практической деятельности, в молитвах и священнодействиях Церковь осуществляет свою заботу о строительстве Божиего Царства и о спасении всех людей.

г) Непогрешимость Церкви
выраженная ее иерархией
на Вселенском соборе

Сфера непогрешимости Церкви - это вероучение и нравоучение. Чистый и подлинный источник церковного учения - апостольская проповедь, совершаемая по повелению Господа. Христос заповедал соблюдение истины апостолам, апостолы - своим преемникам - епископам. Таким образом Церковь, пребывая в верности Христову учению, в непрерывном преемстве своих епископов сохраняет эту истину в неповрежденном виде. Истина пребывает в Церкви до скончания века благодаря непрерывному преемству благодатной жизни и, в частности, благодаря преемству епископов. С этой точки зрения преемство епископов является важной гарантией неповрежденности истины, содержимой и проповедуемой в Церкви. Церковь, будучи "Столпом и утверждением Истины" (1 Тим. 3,15), всегда мыслила себя непогрешимой хранительницей и истолковательницей Божественного Откровения.
По церковному учению, благодатный дар сохранения истины неразрывно соединен с богоучрежденным непрерывным преемством епископов.
Непогрешима только Церковь, а выразительницей ее непогрешимости является во всей своей совокупности ее иерархия, представленная на Вселенском Соборе. Не следует забывать, при этом, что Церковный Собор является выразителем голоса всей Церкви - не только ее иерархии, но и мирян, ибо и мирянам, церковному народу, вверено участие в хранении истины. Единомыслие тех, кому вверено учение и управление в Церкви, т.е. епископов, должно быть непременным условием непогрешимости Собора. Епископство, разветвленное в единодушном лике многих епископов, по существу, одно. Сообщаясь с другими епископами, единодушествуя с ними, каждый отдельный епископ является носителем вселенского священства. "Епископство одно и нераздельно, и каждый епископ участвует в нем при общем согласии" (Св. Киприан, "О единстве Церкви", гл.5). Таким образом, точное следование истине и непогрешимость решений принадлежит совокупности епископов Вселенской Церкви, озаряемых благодатию Св. Духа. Если Вселенский Собор является самым реальным осуществлением идеи единства епископата, то полное равенство всех епископов при соборном решении дел является необходимым условием нормальной деятельности Собора.

Согласие с Собором, со всей совокупностью епископства, должно предохранять каждого отдельного епископа от возможных заблуждений, а Церковь - от разделений. Вселенский Собор Христовой Церкви имеет исключительное значение и наивысший авторитет.

Основанием уверенности в действительной непогрешимости таких решений является вера в истину слов Христовых: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28,20). Зто Божественное обетование, данное в лице апостолов всем их преемникам и продолжателям их дела, свидетельствует о том, что осуществление всех повелений, данных Господом святым Апостолам, а чрез Апостолов и их преемникам - епископам, совершается Божиим благословением и Божиею силою.


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.