Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ильин В. Н.

Ильин В. Н. Свящ.-магистр К.Смирнов. "Литургия". Журнал "Путь" №8

(Реконструкция с введением и историческим комментариeм). г. Лебедин 1924 г. Материалы к предстоящему собору XII — 71 — 11.

 

        Уже одно то, что носящий иерейский сан автор этой брошюры напечатал ее в «Главлите» делает ее подозрительной. Чтение вполне подтверждает эти априорные подозрения. Бойко пустив пыль в глаза той особого типа и легко приобретаемой «эрудицией», которой добываются некоторые ученые степени, свящ. К. Смирнов стремится не более ни менее как положить «начало новому поколению литургий». (стр. XI). Он начинает с критики последовательной частей литургии в том виде, в каком она дошла до нашего времени и находит ее несостоятельной. По его мнению, «литургия стала бессвязной: сначала проскомидия со словами: «жрется Агнец Божий» и «един от воин копием ребра ему прободе», а затем малый вход, этот символический выход Христа на проповедь пение «блаженств», слова Христова благовестия и вход великий, т. е. шествие на Голгофу. Сначала Голгофа, а затем шествиe на нее. Разум, а вместе с тем и сила величайшего из богослужений оказались не только тщательно скрытыми, но и окончательно потерянными. Пора их воскресить, вернуться к порядку древнему, первоначальному. В нем спасение, и его то мы не знаем и не имеем» (стр. V-VI).

        Налицо типичная рационалистическая критика предания, да еще с точки зрения элементарной смысловой и временной последовательности. Эта критика вообще мало пригодна в таком предмете, ибо неадекватна ему; и абсолютно бесполезна по отношению к мистико-символическому реализму литургии, которая не есть сокращенный рассказ о событиях нашего спасения в их хронологической последовательности, но реально мистический символ их вневременной, идеальной сущности. К этому присоединяются еще и законы архитектоники, игравшие огромную роль в композиции литургии и оставленные свящ. Смирновым без всякого внимания. Центральный текст книги (стр. 1-17) занят такой будто бы реконструированной древней литургией. В действительности же здесь личная композиция свящ. Смирнова, составленная из различных элементов древних и новых литургий. На каком основании автор этого литургического попурри считает его возвратом к древности и почему его нужно предпочесть, как древним вышедшим из употребления литургиям, так и ныне действующим — неизвестно.

        Как во всех индивидуально-«реформаторских» опытах здесь, под предлогом «возврата к древности» и «осмысления», совершается разрыв с преданием и утрата того мистического смысла, которым в сущности и живет Церковь.

        Почти не оставляет никаких сомнений, что именно этот разрыв с общецерковным преданием, которое всегда было ненавистно врагам Церкви, и является причиной начальственного благоволения к брошюре свящ. Смирнова и ее беспрепятственного напечатания, руками, можно сказать, самого антихриста. Ибо здесь ответ на вопрос cui prodest (кому это выгодно?) не вызывает, к сожалению никаких затруднений: на всей книге лежит густой слой «живоцерковных» румян.

В. Н. Ильин.

159


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.