Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ильин В. Н.

Ильин В. Н. Прот. Сергий Булгаков. "Друг жениха." Журнал "Путь" №8

(10. 3, 28-30).

О Православном почитании Предтечи. Paris. 1927.

 

        Книга эта настолько глубока и интересна, что соответственно рецензировать ее значило бы написать другую книгу или во всяком случае большую и обстоятельную статью. Здесь мы пока ограничимся несколькими замечаниями.

        В силу странной аномалии богословская литература как бы обходила своим вниманием «величайшего между рожденных женами» — Св. Иоанна Предтечу и Крестителя Господня. Его собственные слова «Ему (т. е. Господу Иисусу Христу) должно расти, мне же малиться» (Иоан. 3,29) — сбылись во всей полноте. Уйдя в тень перед восхождением Солнца Правды он и по сей день стоит в сознании верующих как бы в тени: его почитают, но ему мало молятся, о нем мало размышляют и не выражают соответствующей его значению полноты любви. Книга отца Cepгия Булгакова есть такое от всего сердца приносимое богословское прославление «памяти Праведного», добровольно ушедшего в тень. Быть может по той причине, что здесь богословская глубина и эрудиция согрета горячей священной любовью, книга эта может быть названа лучшей из всего того, что до сих пор дал ее автор, и вообще одной из лучших книг русской богословской литературы последнего времени. Три больших идеи положено в ее основание: 1) симметрично соравное как бы положение Св. Иоанна Предтечи и Божьей Матери на иконе «Деисус» (вернее Деисис); 2) св. Иоанн Креститель есть Предтеча Спасителя не только по времени и по проповеди, но и по подвигу и по борьбе; 3) св. Иоанн Предтеча особое явление «ангелочеловека» на земле, явление смысла ангельского бытия во плоти подвижника. На основе этих трех столпов развертывается богатое содержание книги с попутным разрешением многих богословских проблем, сюда примыкающих. При решении их о. С. Булгаков пользуется тремя источниками безупречной чистоты: Св. Писанием, Св. Преданием и Литургикой (с иконографией). В Введении (стр. 7-29) ставится вопрос «Кто есть Предтеча Господень, каково его значение» (стр. 12). Следующие главы дают ответ на этот вопрос Гл. I Рождество Предтечи (стр. 30-62) подчеркивает особую благословенность рождения Предтечи и «святость Предтечи до рождения» (стр. 37). В главе II дан образ святого Иоанна Предтечи, как проповедника покаяния (стр. 63-67). Здесь подчеркивается, что «жизнь и проповедь, дело Предтечи входит в служение Господа и Христа как его пролог, его составная и неотъемлемая часть, подобно тому, как в него входит, хотя и в, своем особом смысле, жизнь и подвиг Богоматери», (стр. 66). В главе III (Крещение Иоанна, стр. 68-74) характеризуется обряд, исполнявшийся Иоанном, как естественное пробуждение лучших сил человеческой души и сосредоточение их «в молитве, покаянии и вере» (стр. 71). Подчеркивается, что благодатно сверхприродный дар святого духа в крещении принесен лишь Господом. Этому и посвящена гл. 4 (стр. 75-102). Здесь разобран смысл крещенского Богоявления, которое «есть новое и окончательное усыновление: Дух Св., сходя на землю на крещаемого Сына Божия свидетельствует перед Отцом это сыновство и совершает

154

 

усыновление» (по отношению к человечеству Господа Ииcyca Христа; стр. 82-83). Значение Св. Иоанна Предтечи в этом событии многообразно: перед ним выражает Господь Свое смирение (стр. 87), в его лице происходит «встреча с человеческим родом» Сына Человеческого (стр. 89) и наконец здесь происходит свидетельство об «Агнце Божием, берущем на себя грех миpa», где Иоанн Предтеча выразил «полноту ведения и достижение тайны Боговоплощения» (стр. 81-90). В гл. V («Друг Жениха стр. 103-120) изложен внутренний смысл служения Предтечи. Здесь объясняется онтология слов Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умалятися». Дело в том, что «он не был чудотворцем в смирении своего служения, но он был свидетелем истины об Истине, и в этом заключается особливое его величие». Следующая гл. VI (Борение Предтечи и слово Спасителя о нем, стр. 121-145) а также примыкающая к ней гл. VII (Речь Спасителя об Иоанне Предтече, стр. 146-160) является центральной, самым глубоким и вдохновенным местом книги. Здесь о. Сергию Булгакову удалось усмотреть и выразить нечто несомненно бывшее, но о чем до сих пор, было умолчено; провиденциальная богооставленность Предтечи, его борение в темнице накануне смерти, которое и выразилось в посольстве к Господу с вопросом: «Ты ли Грядущий или другого чаем»? (Матф. 11, 2). Автор мужественно утверждает: «это есть самый трагический вопрос, который когда-либо прозвучал в человеческой душе. Его нужно честно и искренно расслышать, не закрывая свои уши разными апологетическими соображениями» (стр. 123). По мнению о. Сергия Булгакова, Иоанн Предтеча удостоился как бы своей Гефсиманской ночи, что было «огненное испытание веры», что было вместе с тем «увенчание и прославление Предтечи» (стр. 139). И далее делается глубокомысленнейшее замечание: «Если Спасителем, Единым Безгрешным, в промыслительной богооставленности Его, испытана была вся немощь человеческого естества, то в Предтече, подвластном первородному греху по природе, эта немощь становится уже искусительным испытанием веры, искушением Предтечи, как Предтечи (стр. 139). Следующие главы (XVIII Иоанн и Илия, IX Честная кончина Предтечи, X Прославление Предтечи, стр, 161-218 и 3 экскурса (стр. 221-276), несмотря на всю свою глубину и интерес, являются по отношению к только что упомянутым 2 главам добавлением. Замечательная книга эта несомненно разбудит мысль и проложит новое русло богословствования по вопросу первостепенной важности.

В. Н. Ильин.

155


Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.