Поиск авторов по алфавиту

Автор:Жаба Сергей Павлович

Жаба С.П. Georges VALOIS. Un nouvel âge de l’humanité. Georges VALOIS. L’Economique. Журнал "Новый Град" №4

Georges VALOIS. Un nouvel âge de l’humanité.1928

Georges VALOIS. L’Economique. 1931. Paris. Librairie Valois.

Жорж Валуа — анархист... ро­ялист... фашист... республиканец. «Я менялся лишь в деталях — уверяет он, по-видимому, с пол­ной искренностью — а в основ­ном оставался верен себе».

Он начал молодым, жадным до разрушения libertaire'ом. Провел 20 лет верным, хотя и своеволь­ным соратником Морраса, воз­главляя «UniondesCorporationsFrançaises». Затем, круто и шумно порвав с «ActionFrançaise», вдохновленный при­мером Муссолини, пытался трях­нуть Францией, наскоро сколо­тив когорты своих собственных фашистов — «сине-рубашечников». Что сталось потом с когортами — неизвестно, но Ж. Валуа уже в левом лагере, в качестве ре­волюционера, синдикалиста, рес­публиканца... По стороннему впе-

93

 

 

чатлению, казалось бы, деятель, — в лучшем случай, не серьез­ный... Но не так смотрит на Валуа французская общественность, не отказывая ему ни в уваже­нии, ни во внимании.

Его издательство играет не ма­лую роль, объединяя живые но­ваторские силы в синдикалистской и социалистической среде, стиму­лируя большую работу мысли. Чтобы играть такую роль, нужно заслужить репутацию искренно­сти.

Когда человек со столь пест­рым прошлым заявляет, что остал­ся неизменным в наиболее существенном, то можно думать, что он пронес через свою жизнь либо ценную идею, либо навяз­чивую формулу.

Неизменная идея его — низвер­жение плутократии и созданной ею иерархии ценностей. Валуа глу­боко и остро чувствует обречен­ность существующего и близость нового. С его страниц, с его строк смотрит: «Novum rerum mihi nascitur ordo». Не новая эра даже, а новый век, l’âgenouveau. И Валуа стремится по­нять происшедшее, ибо наше не­понимание может превратить творческую революцию в разру­шительный катаклизм.

Он много говорит о свободе, но вряд ли глубоко проникнут ею: в его взглядах — своеобраз­ная биологическая проекция Контовской религии человечества, а роль личности — служебная. Вид HomoSapiens для своей побе­ды над природой, для полноты жизни даже на «холодеющей земле», пользуется основными за­конами, определяющими нашу деятельность: законом наимень­шего усилия; интеллектуализации усилия; взаимного принуждения.

Таким образом, труд не рас­крывается для Валуа, как твор­чество. Конструируя государство производителей, где труд будет высшим критерием, он в то же время истолковывает человека, как существо, работающее лишь поневоле и возможно меньше («наименьшее усилие»). Умствен­ная работа, изобретения, победы техники — лишь результат тре­бований, предъявленных усталыми мускулами к мозгу. (Или, в об­щественном масштабе, недоволь­ными рабочими к господствую­щим классам).

Но «стремление к наименьшему усилию» может вызвать, вместо технических достижений, парази­тизм личный и социальный (пре­жде всего военный), пронизыва­ющий всю историю человечества.

По мнению Валуа, стремление вида совпадает с побуждением производителей уничтожать по­степенно все категории парази­тизма. И он отмечает, что фран­цузская буржуазия, совершив ве­ликую революцию в качестве класса производителей, измени­ла своему назначению, создав строй, в значительной мере па­разитарный.

Особенность нашего времени в том, что бурный рост техники, под напором изобретений, встре­чает препятствия и создает коренные противоречия в существу­ющем социальном строе и, одно­временно, порождает всесильную, плутократическую олигархию, пе­-

94

 

 

ред которой пасует современное государство.

Хозяйственный индивидуализм уничтожается силой вещей, но истинные творцы нового мира, изобретатели и техники-органи­заторы остаются в подчинение у паразитарных классов. Происхож­дение этого нового творческого класса — из творческих сил и буржуазии и пролетариата. Ключ к будущему в союзе его с наро­дом, с рабочими синдикатами.

Валуа детально анализирует со­временный социально-хозяйствен­ный процесс и его тенденции, по лучшим образцам научного соци­ализма. Но, кажется, в рассуждениях его своеобразные отзвуки Руссо заглушают Маркса. И если в прошлом человечество не зна­ло «естественного» состояния, то оно с необходимостью познает его в недалеком будущем. Ибо, хотя грядущее «техническое» го­сударство производителей и обу­словлено коренными нуждами на­шего времени, но одновременно, почти что провиденциально, оно оказывается социальной проекци­ей основных психо-физических свойств человека, что, разумеет­ся, стимулирует до последних пре­делов его творческие возможно­сти и мощь,

Я надеюсь дать, в иной связи, характеристику «технического» государства Ж. Валуа. Здесь же достаточно отметить, что госу­дарственной власти отводится функция координации и контроля, а производство будет вестись на началах соглашения между синди­катами техников-организаторов с синдикатами рабочими. (Одна из функций последних «требования мускулов к мозгу», без чего, по Валуа, невозможен прогресс).

Подчеркиваются всемерные га­рантии личной свободной инициа­тивы, Быть может, права лично­сти были бы надежнее гарантиро­ваны во всей этой схеме — при меньшей заботе о человечестве и большей заботе о человеке...

Валуа указывает на две попыт­ки приближения к «техническому» государству — Соединенные Шта­ты и Советскую Россию. Но в од­ном случае налицо извращение плутократическое, в другом — бюрократическое. И Валуа при­зывает Францию возглавить истин­ную, творческую революцию, ко­торая может еще спасти гегемо­нию старой Европы.

Он верит, что, когда техниче­ское государство раскрепостит все силы человечества, когда ложные ценности будут откинуты, и выше всех доблестей вознесет­ся доблесть труда, то вне и вы­ше государства, ставшего про­стым «техническим бюро» рас­цветут духовные силы человече­ства в области морали, метафизи­ки, религии.

Быть может, запас творческих идей Ж. Валуа недостаточен для такого «преображения мира». Но работа его мысли и качества неукротимого общественного бойца войдут одним из элементов а переживаемую нами историческую драму.

Сергей Жаба.

95

 

 


Страница сгенерирована за 0.02 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.