Поиск авторов по алфавиту

Том 1. Примечания

К I части «Очерков по истории обновленческого движения»

[1] Как известно почти всем друзьям и врагам авторов, один из них является непосредственным учеником А. И. Введенского и лично близким ему человеком. Относясь с уважением и любовью к памяти своего учителя, я, однако, полностью отрешаюсь от всяких личных пристрастий и буду говорить правду и только правду. (А.Л.)

[2] Все произведения Введенского стали в настоящее время библиографической редкостью. Мы, однако, твердо уверены, что потомство вырвет их из забвения.

[3] Мы не упоминали бы про это, если бы сплетни и пересуды о личной жизни А. И. Введенского не пережили бы его и не оставались бы до сего дня любимой темой церковного мещанства. Скажу кратко: покойный был несчастен в личной жизни в силу сложившихся обстоятельств. Он страдал от ненормальных условий, в которых протекала его семейная жизнь. “Мне очень повезло по службе, - говорил он как-то раз с мукой на лице, - и страшно не повезло в личной жизни”. Во всяком случае, он до конца своих дней оставался верным другом и помощником своей первой жены и нежным отцом своих многочисленных детей.

[4] Епископ Антонин писал очень неплохие стихи духовного и светского содержания.

293

[5] Впоследствии обновленческий архиерей. Рукоположен в марте 1927 года в Казанском соборе во епископа Кронштадтского. Одновременно был ректором Ленинградского богословского института. Затем архиепископ Лодейнопольский. В 30-х годах обновленческий митрополит Ярославский, умер в 1939 году.

[6] А. Э. Левитин (Краснов").

[7] Ф.Сологуб в 1905-1908 гг. выступал как мистический анархист.

[8] В принципе выдвижение мирянина в епископы вполне возможно, если кандидат соответствует каноническим требованиям, что и было в данном случае (Самарин не был женат). Однако подобный факт не имел прецедентов за последние тысячу сто лет.

[9] Здесь фактическая ошибка. Иеросхимомонах Алексий (Соловьёв) не был слепым ко времени избрания Патриарха. См. мемуары митр. Евлогия (Георгиевского), а также книги "Старец Алексий Зосимовой пустыни", (Париж, 1989), Четверухин Илья, протоиерей, Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец Смоленский Зосимовой пустыни (Сергиев Посад, 1995).

[10] Писалось в 960 г.

[11] Все сведения об этом периоде жизни А. И. Введенского и о его встрече с Зиновьевым я черпаю из тех очень откровенных бесед, которые я имел с А. И. Введенским во время нашей совместной жизни с ним в Ульяновске (1943 г.) (А.Л.)

[12] Ренегаты-расстриги последнего времени.

[13] А. Э. Левитин

[14] Писалось в 1960 г., при жизни патриарха Алексия (умер в 1970 г.).

294

[15] в 1957 г.

[16] Митрополиты Николай и Гурий, ныне умершие.

[17] Прот. Введенский. "Церковь и революция". Петр, 1923.

[18] Приговор был приведен в исполнение в отношении митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, профессора Новицкого и Ковшарова. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта - 4 апреля 1992 г. прославил Священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Василия Павловича Шеина) и мучеников Юрия (Юрий Петрович Новицкий) и Иоанна (Иван Михайлович Ковшаров).

[19] Проф. С. В. Троицкий, разъясняя в своей книге отношение Вселенского и Александрийского Патриархов к "Живой Церкви", указывает на эмигрантские источники, наверняка бывшие недоступными для А.Э.Левитина и В. М. Шаврова во время их работы над книгой в 1960-х гг. По данным, приводимым в книге проф.Троицкого, Константинопольский Патриарх Мелетий IV и его Синод постановили на заседании 24 апреля 1923 г. рекомендовать русским иерархам воздержаться от общения с "Живой церковью". Преемник Патр. Мелетия - Григорий VIII называл "живцов" незаконными захватчиками церковной власти в России. В то же время С.В.Троицкий признает, что "наблюдались факты и другого порядка". (Троицкий С.В. Что такое "Живая церковь", с. 34-36.) Во всяком случае неизвестен никакой официальный документ, свидетельствовавший об официальном признании Константинопольским и Антиохийским Патриархами движения "Живой церкви".

[20] Историк-эмигрант М. Агурский, используя свидетельства А.Левитина и В. Шаврова, пишет в своей книге "Идеология национал-большевизма": "На стороне обновленцев оказалось немало активных участников крайне правых партий. Одной из ключевых фигур и главным резидентом ГПУ в обновленчестве стал прот. В. Красницкий, до революции священник церкви СРН в Петербурге, читавший в период процесса над Бейлисом публичную лекцию об употреблении евреями христианской крови. Активным членом СРН был и другой видный обновленец, священник С.В.Калиновский. Вообще на первом соборе Живой Церкви из шести докладчиков трое были бывшие члены СРН: В. Красницкий, Д.Адамов, А.Дьяконов. Последний стал обновленческим епископом Харькова. Среди активных обновленцев некоторые были депутатами Думы от СРН или же выставлялись на выборы в Думу от этой партии. Депутат Думы 2-го созыва прот. С. Маньковский стал обновленческим епископом Фотием. Депутаты Думы 4-го созыва протоиерей Т.Попов и В. Лентовский стали соответственно обновленческим митрополитом Воронежским и епископом Казанским. Прот. А. Надеждин, выставлявшийся на выборах в Думу от СРН, стал обновленческим еп. Вологодским". М. Агурский заключает, что обновленчество "способствовало усилению национал-большевизма, поскольку расширило часть населения, признающей большевизм и с национальной, и с религиозной точек зрения".

[21] Митрополит Корнилий (умер в 1962 г.).

[22] В будущем патриарх.

[23] В будущем митрополит Крутицкий и Коломенский.

[24] Во избежание недоразумений считаем нужным дать следующее пояснение. Епископа (ныне митрополита) Николая Ярушевича мы считаем безусловно человеком честным. В тот период он пользовался методами дипломатическими и уклончивыми, однако никогда (ни в тот, ни в какой-либо другой период своей деятельности) он не прибегал к методам морально нечистоплотным (доносам, клевете), которыми подчас пользовались другие.

[25] Арестованный в 1934 году в г.Иваново-Вознесенске, А. И. Боярский умер в заключении. В 1956 году его жене было объявлено о посмертной реабилитации почившего.

[26] Так назывался храм, в котором совершал богослужения Григорий Богослов. Перед II Вселенским Собором это была единственная церковь в Константинополе, оставшаяся верной православию.

295

[27] То есть православия.

[28] Однако через несколько дней епископ Филипп был арестован и сослан.

[29] Формуляр епископа Зосимы: епископ Зосима (Ал. А. Сидоровский). Род. в 1876 г. Монах. Окончил Казанскую духовную академию. Инспектор Духовной семинарии. Епископом с 1914 г. С 10 августа до декабря 1918 г. - епископ Киренский, викарий Иркутской епархии; с декабря 1918 г. по 7/111-20 г. - правящий Иркутской епархией; с сентября 1922 г. по апрель 1923 г. состоял епархиальным архиереем Енисейской епархии со званием архиепископа. С 1923 г. восстановлен в сане епископа. (Вестник Св. Синода, 1927).

[30] Митрополит Николай, который в феврале 1961 года просмотрел эту работу.

[31] Председатель Петроградского ГПУ. Расстрелян совместно с Зиновьевым по приговору в августе 1936 г.

296

Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.