13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Данилевский Н.Я., Россия и Европа. Глава II. Продолжение
Впрочем, тому, что не в антилиберальном вмешательстве России в чужие дела лежит начало и главная причина неприязненных чувств Европы, можно представить доказательство самое строгое, неопровержимое. Когда думают видеть в чем-либо причину данного явления, то очень легко убедиться в справедливости предположения, если только возможно устранить действие предполагаемой причины. Ясно, что предположение ложно, когда явление продолжается и по устранении этой причины. Например, замедление в качании маятника, замеченное в экваториальных странах, приписывали удлинению его от теплоты. Придумали снаряд, устраняющий влияние теплоты, но маятник продолжал качаться медленнее, чем на севере. Это показало до очевидности, что дело тут не в теплоте. В вопросах общественных почти никогда нельзя прибегать к опытам, но относительно занимающего нас предмета был сделан опыт в самых широких размерах, и что же оказалось? Вот уже с лишком тринадцать лет, как русское правительство совершенно изменило свою систему, совершило акт такого высокого либерализма, что даже совестно применять к нему это опошленное слово; русское дворянство выказало бескорыстие и великодушие, а массы русского народа - умеренность и незлобие беспримерные. С тех пор правительство продолжало действовать все в том же духе. Одна либеральная реформа следовала за другой. На заграничные дела оно не оказывает уже никакого давления. Этого мало, оно употребляет свое влияние в пользу всего либерального. И правительство, и общественное мнение сочувствовали делу Северных Штатов искреннее, чем большая часть Европы. Россия из первых признала Итальянское королевство и даже, как говорят, своим влиянием помешала Германии помогать неправому делу. И что же, переменилась ли хоть на волос Европа в отношении к России? Да, она очень сочувствовала крестьянскому делу, пока надеялась, что оно ввергнет Россию в нескончаемые смуты; так же точно, как Англия сочувствовала освобождению американских негров. Мы много видели с ее стороны любви и доброжелательства по случаю польских дел. Вешатели, кинжальщики и поджигатели становятся героями, коль скоро их гнусные поступки обращены против России. Защитники национальностей умолкают, коль скоро дело идет о защите русской народности, донельзя угнетаемой в западных губерниях, - так же точно, впрочем, как в деле босняков, болгар, сербов или черногорцев. Великодушнейший и вместе действительнейший способ умиротворения Польши наделением польских крестьян землей находит ли себе беспристрастных ценителей? Или, может быть, английский способ умиротворения Ирландии выселением вследствие голода предпочтительнее с гуманной точки зрения? Опыт сделан в широких размерах. Медицинская пословица говорит: "Sublata causa tollitur effectus" [*5]. Но здесь и по устранении причины действие продолжается: значит, причина не та.
Еще в моде у нас относить все к незнанию Европы, к ее невежеству относительно России. Наша пресса молчит, или, по крайней мере, до недавнего времени молчала, а враги на нас клевещут. Где же бедной Европе узнать истину? Она отуманена, сбита с толку. Bisum teneatis, amici, или, по-русски, - курам на смех, друзья мои. Почему же Европа, которая все знает от санскритского языка до ирокезских наречий, от законов движения сложных систем звезд до строения микроскопических организмов, не знает одной только России? Разве это какой-нибудь Гейс-Грейц, Шлейц и Лобенштейн[+34], не стоющий того, чтобы она обратила на него свое просвещенное внимание? Смешны эти оправдания мудрой, как змий, Европы - ее незнанием, наивностью и легковерием, точно будто об институтке дело идет. Европа не знает России, потому что не хочет знать, или, лучше сказать, знает так, как знать хочет, то есть как соответствует ее предвзятым мнениям, страстям, гордости, ненависти и презрению. Смешны эти ухаживания за иностранцами с целью показать им Русь лицом, а через их посредство просветить и заставить прозреть заблуждающееся и ослепленное общественное мнение Европы. Почему и не удовлетворить любопытству доброго человека; только напрасно соединять с этим разные окулистические мечтания. Нечего снимать бельмо тому, кто имеет очи и не видит; нечего лечить от глухоты того, кто имеет уши и не слышит. Просвещение общественного мнения книгами, журналами, брошюрами и устным словом может быть очень полезно и в этом отношении, как и во всех других, - только не для Европы, а для самих нас, русских, которые даже на самих себя привыкли смотреть чужими глазами, для наших единоплеменников. Для Европы это будет напрасный труд: она и сама без нашей помощи узнает, что захочет, и если захочет узнать.
Дело в том, что Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т. д., - материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему, как прежде было надеялась, как особливо надеялись немцы, которые, несмотря на препрославленный космополитизм, только от единой спасительной германской цивилизации чают спасения мира. Европа видит поэтому в Руси и в славянстве не чуждое только, но и враждебное начало. Как ни рыхл и ни мягок оказался верхний, наружный, выветрившийся и обратившийся в глину слой, все же Европа понимает, или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить, - которое, следовательно, нельзя будет себе ассимилировать, претворить в свою кровь и плоть, - которое имеет и силу и притязание жить своею независимою, самобытною жизнью. Гордой, и справедливо гордой, своими заслугами Европе трудно - чтобы не сказать невозможно - перенести это. Итак, во что бы то ни стало, не крестом, так пестом, не мытьем, так катаньем, надо не дать этому ядру еще более окрепнуть и разрастись, пустить корни и ветви вглубь и вширь. Уж и теперь не поздно ли, не упущено ли время? Тут ли еще думать о беспристрастии, о справедливости. Для священной цели не все ли средства хороши? Не это ли проповедуют и иезуиты, и мадзинисты, - и старая, и новая Европа? Будет ли Шлезвиг и Голштейн датским или германским, он все-таки останется европейским; произойдет маленькое наклонение в политических весах, стоит ли о том толковать много? Державность Европы от того не потерпит, общественному мнению нечего слишком волноваться, надо быть снисходительну между своими. Склоняются ли весы в пользу Афин или Спарты, не та же ли Греция будет царить? Но как дозволить распространиться влиянию чуждого, враждебного, варварского мира, хотя бы оно распространялось на то, что по всем Божеским и человеческим законам принадлежит этому миру? Не допускать до этого - общее дело всего, что только чувствует себя Европой. Тут можно и турка взять в союзники и даже вручить ему знамя цивилизации. Вот единственное удовлетворительное объяснение той двойственности меры и весов, которыми отмеривает и отвешивает Европа, когда дело идет о России (и не только о России, но вообще о славянах) - и когда оно идет о других странах и народах. Для этой несправедливости для этой неприязненности Европы к России, - которым сравнение 1864-го 1854 годом служит только одним из бесчисленных примеров, - сколько бы мы ни искали, мы не найдем причины в тех или других поступках России; вообще не найдем объяснения и ответа, основанного на фактах. Тут даже нет ничего сознательного, в чем бы Европа могла дать себе самой беспристрастный отчет. Причина явления лежит глубже. Она лежит в неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против их воли и сознания) к неведомой для них цели; ибо в общих, главных очертаниях история слагается не по произволу человеческому, хотя ему и предоставлено разводить по ним узоры. Что вело древних германцев к непрестанным нападениям на Рим? Говорят, что юг имеет непреодолимую прелесть для сынов севера. Не нужно обширных этнографических сведений, чтобы видеть, что это совершенно несправедливо. Ежедневный опыт удостоверяет, что каждый некочующий народ, - а германцы во время войны с Римом были уже оседлы, - в первобытное время столько же, по крайней мере, как и впоследствии, имеет почти непреодолимую привязанность к своей родине, к своему климату, как бы он ни был суров, к окружающей его природе, как бы она ни была бедна. Юг для народов севера имеет в себе что-то убийственное. Возьмите для примера хоть поселение русских на Кавказе. К благословенным ли странам Кавказа стремится русский народ, предоставленный своей собственной воле? Нет, для него Сибирь имеет несравненно более привлекательности. Не приманка юга, а какая-то ненависть влекла народы на гибель Риму. Почему так хорошо уживаются вместе и потом мало-помалу сливаются германские племена с романскими, а славянские с финскими? Германские же со славянскими, напротив того, друг друга отталкивают, антипатичны одно другому; и если где одно замещает другое, то предварительно истребляет своего предшественника, как сделали немцы с полабскими племенами и с прибалтийскими славянскими поморянами. Это-то бессознательное чувство, этот-то исторический инстинкт и заставляет Европу не любить Россию. Куда девается тут беспристрастие взгляда, - которым не обделена, однако же, и Европа, и особливо Германия, - когда дело идет о чуждых народностях? Все самобытно русское и славянское кажется ей достойным презрения, и искоренение его составляет священнейшую обязанность и истинную задачу цивилизации. Gemeiner Russe, Bartrusse [*6] суть термины величайшего презрения на языке европейца, и в особенности немца. Русский в глазах их может претендовать на достоинство человека только тогда, когда потерял уже свой национальный облик. Прочтите отзывы путешественников, пользующихся очень большой популярностью за границей, - вы увидите в них симпатию к самоедам, корякам, якутам, татарам, к кому угодно, только не к русскому народу; посмотрите, как ведут себя иностранные управляющие с русскими крестьянами; обратите внимание на отношение приезжающих в Россию матросов к артельщикам и вообще биржевым работникам; прочтите статьи о России в европейских газетах, в которых выражаются мнения и страсти просвещенной части публики; наконец, проследите отношение европейских правительств к России. Вы увидите, что во всех этих разнообразных сферах господствует один и тот же дух неприязни, принимающий, смотря по обстоятельствам, форму недоверчивости, злорадства, ненависти или презрения. Явление, касающееся всех сфер жизни, от политических до обыкновенных житейских отношений, распространенное во всех слоях общества, притом не имеющее никакого фактического основания, может недриться только в общем инстинктивном сознании той коренной розни, которая лежит в исторических началах и в исторических задачах племен. Одним словом, удовлетворительное объяснение как этой политической несправедливости, так и этой общественной неприязненности можно найти только в том, что Европа признает Россию и славянство чем-то для себя чуждым, и не только чуждым, но и враждебным. Для беспристрастного наблюдателя это неотвержимый факт. Вопрос только в том, основательны ли, справедливы ли такой, отчасти сознательный, взгляд и такое, отчасти инстинктивно бессознательное, чувство, или же составляют они временный предрассудок, недоразумение, которым суждено бесследно исчезнуть. Исследованию этого вопроса намерен я посвятить следующую главу.
Комментарии
[+1] Источник не установлен.
[+2] «В 1799, в 1805, в 1807 гг. сражалась русская армия...» — В 1799 г Россия направила армейский корпус под командованием фельдмаршала А. В. Суворова в Италию на помощь союзной Австрии против Франции (Итальянский, затем Швейцарский с переходом через Альпы походы). В 1805 и 1807 гг. Россия участвовала в войне с наполеоновской Францией в коалиции с Австрией, Пруссией и Англией. Обе кампании закончились успехом Наполеона и распадом коалиции.
[+3] «...спасла от конечного распадения Австрию...» — Летом 1848 г. Николай I направил в помощь австрийскому правительству для подавления революции в Венгрии (1848-1849) русские войска под командованием генерала И. Ф. Паскевича.
[+4] Семилетняя война 1756-1763 гг. с участием европейских государств, объединившихся в две коалиции. Россия, вступив в войну в августе 1757 г., нанеся поражение прусской армии, взяла Кенигсберг и Берлин. После смерти российской императрицы Елизаветы Петровны Петр III отозвал русские войска и заключил с Пруссией мир и союз (1762). Екатерина II расторгла союз с Фридрихом II (1763), но войны не возобновила.
[+5] Ариман — греческое наименование Ахра-Манью (Ахримана), верховного божества зла в иранской мифологии. Его антипод — Ормузд.
[+6] Новая Голландия — первоначальное название Австралии.
[+7] Княжество Валисское — Герцогство Уэльс.
[+8] Ништадтский мир — мирный договор 1721 г. между Россией и Швецией, завершил Северную войну (1700-1721). В состав России были возвращены исконные русские области (Новгородские); Ижорская земля от р. Луга до р. Нарва, Карельский перешеек с г. Выборгом и Южная Карелия с г. Кексгольмом, а также освобождены от шведской зависимости Эстляндия с городами Ревель (Таллинн), Нарва и Лифляндия с г. Рига.
[+9] Ингерманландия — Ингрия (Ижорская земля).
[+10] Паткуль Иоганн Рейнгольд (1660-1707), латышский (лифляндский) политический деятель, боролся за освобождение Латвии от шведского господства. В 1702 г. перешел на русскую службу, в 1707 г. польскими властями выдан Швеции и казнен.
[+11] «...по брачному союзу...»— Согласно Кревской унии 1385 г., литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и, приняв католичество, стал польским королем.
[+12] Люблинская уния 1569 г.— политико-религиозный акт объединения Великого Княжества Литовского с Польшей, в результате которого создано государство Речь Посполита. Люблинская уния, подтвердившая предшествовавшую Кревскую, укрепила позиции Польши в Ливонской войне с Россией (1558-1583) и положила начало их длительной борьбе за обладание Прибалтикой и Белоруссией.
[+13] Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович (ок. 1595-1657), гетман Украины, возглавил борьбу против шляхетской Польши, завершившуюся воссоединением Украины с Россией (Переяславская рада 1645 г.).
[+14] Алексей Михайлович Романов (1629-1676), русский царь с 1645 г.
[+15] Чарторыйские (Чарторыские), польский княжеский род,
происходивший от Гедеминовичей, Великих князей Литовских. К нему принадлежало несколько крупных политических деятелей XVII-XIX вв. А. Чарторыйский — министр иностранных дел России в 1804-1806 гг., пытался восстановить династическую унию Польши в составе России.
[+16] «Атеней» — Журнал критики, современной истории и литературы, издаваемый в Москве с 1858 по 1859 г. под редакцией Е. Ф. Корша. В журнале сотрудничали Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев и другие литераторы демократического и западнического направлений. Данилевский здесь, вероятно, намекает на одобрение журналом реформы Австрии, касающейся статуса Галиции, где местное управление было передано польским и украинским дворянам.
[+17] Гарденберг (Грандерберг) Карл Август (1750-1822), князь, прусский государственный деятель (министр иностранных дел, канцлер), противник передачи Польши в состав России.
[+18] Бессарабия — в Х-ХН вв. заселена фракийскими и восточно-славянскими племенами, входила в состав Киевской Руси, затем в XIV в. на этой территории возникло Молдавское княжество, вскоре подпавшее под власть турок. Попытка Петра I освободить Молдавию успеха не имела (Прутский поход 1711 г.), и лишь в 1812 г. по Бухарестскому мирному договору Бессарабия вошла в состав России. В 1856 г. Измаильский уезд Бессарабской губернии по Парижскому миру отошел к Румынии и был воэврашен России в 1878 г. (Берлинский конгресс) в обмен на Добруджу. В 1940 г. Бессарабия была возвращена в состав СССР. На ее территории создана Молдавская ССР, ныне республика Молдова.
[+19] Крымский полуостров — в XIII в. на его территории был образован улус (провинция) Золотой Орды, с XV в. ставший независимым Крымским ханством. Но уже в конце века оно было завоевано турками. Турция на протяжении нескольких веков использовала Крым в качестве форпоста в борьбе с Россией. Набеги крымских татар долго терзали Русь. Походы на Крым, предпринимаемые русскими царями в XVI-XVIII вв., были безрезультатными, и лишь Кючук-Кайнарджийский мирный договор (см. ком. 3 к гл. I) положил конец турецкому господству в Крыму.
[+20] «Злословие Фридриха... его поступки...» — Фридрих II (1712-1786), прусский король (1740-1786), осуществляя план расширения территории Пруссии, кроме присоединения Саксонии и других германских государств, намеревался захватить польское Поморье и Курляндию, что и предопределило вступление России в Семилетнюю войну.
[+21] «Война 1799 г... войны 1805 и 1807 годов. Россия... приносила жертвы на алтарь Европы».— Война 1799 г., а также так называемые наполеоновские войны 1805 и 1807 гг., в которых Россия участвовала в составе антифранцузской коалиции (Англия, Австрия, Пруссия). После разгрома наполеоновской армии, вторгшейся на территорию нашей страны (Отечественная война 1812 г.), Россия продолжала военные действия в Европе (1813-1814) в соответствии с союзническими обязательствами. В марте 1814 г. русские войска вошли в Париж.
[+22] Тилъзитский мир 1807 г.— мирный договор между Россией и Францией подписан в г. Тильзит (ныне Советск, Калининградской обл.) 26 июня 1807 г. Его основная идея: Россия должна выйти из антифранцуэской коалиции и присоединиться к антианглийской континентальной блокаде.
[+23] «...протест России против захвата Ольденбурга...» — В июле 1810 г. Наполеон осуществил аннексию герцогства Ольденбургского вместе с другими феодальными владениями, входившими в состав Королевства Голландии, что нарушало условия Тильзитского мира.
[+24] Балашов Александр Дмитриевич (1770-1837), генерал-адъютант, министр полиции, член Государственного совета, принадлежал к ближайшему окружению Александра I. Балашов вручил Наполеону в Вильно 17 июня 1812 г. письмо Александра I с протестом против вторжения французской армии в пределы России.
[+25] Штейн Генрих Фридрих Карл (1757-1831), прусский государственный деятель, активный противник Наполеона. В 1812 г. по приглашению Александра I как эмигрант переехал в Петербург, где стал одним из советников царя.
[+26] Жером Бонапарт (1784-1860), младший брат Наполеона, король Вестфалии. Мюрат Иосиф (Иоахим) (1771-1815), зять Наполеона, маршал Франции, король Неаполитанский. Еще одного брата Иосифа (Жозефа) Наполеон назначил королем Испании.
[+27] Роттек Карл Венцлав фон Роденер (1755-1840), немецкий историк и политический деятель, издатель газеты «Der Freismnige» («Свободомыслие») в г. Фрайбурге. Данилевский ссылается на книгу Роттека «Allgemeine Geschichte» («Всеобщая история») (Фрайбург, 1813-1818).
[+28] Меттерних Клеменс (1773-1859), князь, австрийский государственный деятель, канцлер Австро-Венгрии (1821-1848), один из инициаторов Венского конгресса и организаторов Священного союза.
[+29] Октроированная конституция — конституция, «дарованная» монархом своему народу, составленная без участия народа. Реально подобные конституции всегда являлись
[+30] Гервинус Георг Готфрид (1805-1871), немецкий политический деятель, историк буржуазно-либерального направления, литературовед.
[+31] «...убийство Коцебу».— Коцебу Август (1761-1819), немецкий писатель крайне консервативного направления, сторонник Священного союза, агент русского правительства. Убит студентом К. Зандом 23 марта 1819г.
[+32] Каподистрия Иоаннис (1776-1831), граф, греческий и русский государственный деятель, дипломат, на русской службе с 1809 г. (атташе в Вене, статс-секретарь по иностранным делам), президент Греческой республики (1827-1831). В 1831 г. убит восставшими крестьянами. Данилевский здесь имеет в виду нерешительность русского царя в отношении Греческой республики, образовавшейся в результате антитурецкого восстания. Меттерних убедил Александра I, что поддержка Греции равносильна поддержке революции. В этом была причина разрыва с Каподистрией, который ушел в отставку с поста русского министра в 1822 г.
[+33] «...во времена Шишкова и Магницкого...» — Шишков Александр Семенович (1754-1841), писатель, государственный деятель, президент Российской Академии, министр народного просвещения, глава цензурного ведомства. Магницкий Михаил Леонтьевич (1778-1844), государственный деятель, симбирский губернатор, высокопоставленный чиновник министерства духовных дел и просвещения, попечитель Казанского учебного округа. Вошел в историю благодаря погрому Казанского университета, из которого уволил сразу 11 профессоров. Шишков и Магницкий — вдохновители и проводники реакционного курса в отношении русского просвещения.
[+34] Гейс (Рейс)-Грейц, Шлейц и Лобенштейн — мелкие германские государства, существовавшие как суверенные до объединения Германии.
Примечания
[*1] Здесь кстати будет заметить, что Россия вовсе не составляет огромнейшего государства в мире, как привыкли думать и говорить. Эта честь бесспорно принадлежит Британскому государству. Чтобы убедиться в этом, стоит только хорошенько посчитать, хотя бы с календарем в руках. Пространство России, по новейшим сведениям, составляет около 375 000 кв. миль. Посмотрим же, сколько наберется во всех английских владениях. В Европе 5 570; в Азии 63 706; в Африке 6 636; в Южной и Средней Америке 5 326; в Северной Америке: Канада с принадлежностями 64 000 и полярные страны, за исключением Гренландии (20000) и бывших русских владений (24000), 130000; наконец в Австралии более 150000. Итого с лишком 425 000 кв. миль, т. е. около 50 000 кв. миль более, чем во всей России. Скажут, может быть, не вся Новая Голландия[+6] занята английскими колониями. Это так; но разве Англия допустит другие государства заводить свои колонии на этом материке, и не считает ли она его поэтому своею собственностью? Или возразят, что полярные страны Америки составляют ледяную пустыню, в сущности никому не принадлежащую? Но не то ли же самое можно сказать о Северной Сибири, которая, тем не менее, однако ж, считается входящей в состав Русской империи? - Примеч. авт.
[*2] Русский Вестник. Февр. 1865 г. Статья проф. Соловьева: "Венский конгресс" С. 433 и 434.- Примеч. авт.
[*3] Богданович. Ист. войны 1813 года [за независимость Германии: в 2т. СПб., 1863.] Т. I, С. 2.-Примеч. авт
[*4] Смягчающими обстоятельствами (фр.) - Сост.
[*5] С устранением причины устраняется следствие (лат). - Сост.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.