Поиск авторов по алфавиту

Иосиф Флавий. Иудейские древности

Примечания к двенадцатой книге

[1] Раздел державы, созданной завоеваниями Александра Македонского, который описывает Иосиф, относится к одному из промежуточных периодов борьбы между диадохами (данная ситуация сложилась примерно к 311 г. до н. э.).

[2] "Сотер" по-древнегречески означает "спаситель".

[3] Агатархид Книдский (ок. 200 - ок. 120 гг. до в. э.) - придворный историк и географ Птолемеев, живший в Александрии.

[4] Александр Македонский был царем с 336 по 323 г. до н. э. Птолемей I Сотер правил Египтом с 323 г. до н. э. как сатрап, а с 305 г. и до своей смерти в 282 г. как царь. Птолемей II Филадельф ("любящий сестру") - соблюдая древние обычаи фараонов, он первым из Птолемеев женился на собственной сестре Арсиное - царствовал в Египте с 282 г. до н. э. (по некоторым сведениям, с 285 г.) по 246 г.

[5] Речь идет о знаменитой александрийской Библиотеке, ставшей крупнейшей библиотекой античности. Там же, в Александрии, Птолемеем I был основан Мусейон ("храм муз") - крупный научный центр, где видные ученые того времени занимались исследованиями в области математики (например, Эвклид), астрономии, зоологии, ботаники, филологии и т. д. Птолемей покровительствовали развитию науки и культуры, и Александрия по праву считается крупнейшим центром эллинистической культуры.

[6] Гекатей из Абдеры - писатель IV в. до н. э. Известен прежде всего своими фантастическими повествованиями о народах дальних стран.

[7] Имеется в виду Арсиноя - жена (она же сестра) Птолемея II.

[8] В эллинистическую эпоху физика (как наука о природе) являлась частью философии. Огромное внимание проблемам физики уделялось учеными александрийского Мусейона, столь лелеемого Птолемеем II.

[9] В данном случае трудно установить, о каком Аристее говорит Иосиф.

[10] Это остров Фарос, замыкающий александрийскую бухту. (Перев.) Здесь в 299-279 гг. до н. э. был построен знаменитый маяк высотой 110 м, считавшийся одним из семи "чудес света".

[11] Вероятно, речь идет о Феопомпе Хиосском (IV в. до н. э.), историке и риторе, известном своим морализаторством и прежде всего обличениями дурных склонностей выдающихся исторических личностей.

[12] Феодект (IV в. до н. э.) - автор трагедий, из которых сохранились лишь названия и отрывки десяти из них.

[13] Селевк I Никатор ("победитель") - один из полководцев Александра Македонского, основавший в ходе борьбы между диадохами державу Селевкидов, куда вошли Сирия, Месопотамия, Малая Азия и ряд других восточных территорий, которые были завоеваны Александром.

[14] По-видимому, речь идет о масле, которое использовалось при занятиях борьбой в гимнасиях. Несмотря на процесс эллинизации, что выразилось и в занятиях иудейской молодежи в этих заведениях, строгие нормы иудаизма, связанные с понятием ритуальной нечистоты, все же продолжали соблюдаться.

[15] Антиохия, основанная на реке оронт Селевком I в 300 г. до н. э., была одной из столиц державы Селевкидов. С 64 г. до н. э. стала резиденцией римских наместников Сирии.

[16] Лициний Муциан был наместником Сирии в период борьбы за власть в Римской империи после смерти Нерона. Активно поддерживал Веспасиана.

[17] Веспасиан, командовавший римскими войсками в Иудее во время Иудейской войны, был провозглашен императором в 69 г. н. э. Его сын Тит стал соправителем в 71 г.

[18] Марк Випсаний Агриппа (64-12 гг. до н. э.) -один из ближайших сподвижников Октавиана Августа, его наиболее талантливый полководец.

[19] Это Аятиох II Теос - правитель Селевкидской державы с 261 по 246 г. до н. э.

[20] Антиох III Великий-селевкидский царь (223-187 гг. до н. э.). Значительно расширил свои владения на востоке, однако в борьбе за Грецию и ряд территорий Малой Азии потерпел поражение от римлян.

[21] Келесирией в античности называли либо долину между хребтами Ливаном и Антиливаном, либо Южную Сирию с Палестиной.

[22] Птолемей IV Филопатор - царь (222-205 гг. до н. э.) из династии Птолемеев.

[23] Полибий (201-120 гг. до н. э.) - один из крупнейших историков античности, автор "Всемирной истории" в 40 книгах, в которой изложены события с начала Пунических войн (264 г. до н. э.) до разрушения римлянами Карфагена (146 г. до н. э.).

[24] Это, вероятно, ошибка. Антиох не имел решительно никакого повода посылать такое письмо Птолемею, своему врагу, войска которого были им разбиты. Кроме того, выше ясно говорится, что письма царя были адресованы его военачальникам и приближенным. (Перев.)

[25] Персидская мера емкости (около 10 литров).

[26] Здесь, видимо, вкралась неточность. Антиох заключил союз с Птолемеем Филопатором раньше, а именно в 217 г. (Перев.)

[27] С первосвященниками этого имени мы имели случай встречаться уже выше. Их было всего четыре. Хоний I, сын и преемник Иаддуя (XI, 8, 7), вероятно, тот, которого Флавий ниже (ХII, 4, 10) ошибочно смешивает с Хонием III; к нему-то, по Первой книге Маккавейской (12:7, 8, 20), спартанский царь и обратился с посланием. Внуком этого Хония был Хоний II при Птолемее Эверге-те (247-222 гг. до н. э.). Хоний III, внук Хония II, был первосвященником при сирийском царе Селевке IV Филопаторе (187-175 гг.) и отличался большим благочестием. Его сын Хоний IV основал около 160 года храм в египетском городе Леонтополе. (Перев.)

[28] См. XII, 2, 5. (Перев.)

[29] Селевк IV Филопатор правил со 187 по 175 г. до н. э.

[30] Ср.: 1 Мак. 12: 7, 19, 20. Здесь может быть указание на Арея I, который царствовал в Спарте с 309 до 265 г. до н. э. Поэтому и первосвященником тут может быть только Хоний I, а не Хоний III. Впрочем, имя Арея встречается в этой форме лишь в латинском переводе Первой книги Маккавейской и здесь, у Флавия (также ниже, XIII, 5, 8); в греческом и сирийском тексте оно переделано в "Дария". (Перев.)

[31] Т. е. Хония.

[32] Кроме приведенных здесь Флавием данных, об этом Тире ничего более неизвестно. (Перев.)

[33] Антиох IV Эпифан - правитель Селевкидской державы в 175-163 гг. до н. э.

[34] Птолемей V Эпифан правил с 204 по 180 г. до н. э.

[35] Птолемей VI Филометор царь из династии Птолемеев (180-145 гг. до н. э.).

[36] Селевкидская эра считается с 312 г. до н. э., когда Селевк I вступил в Вавилон. Следовательно, Антнох Эпифан овладел Иерусалимом в 170 г. до н. э. (Перев.)

[37] То были приверженцы первосвященника Менелая. (Перев.)

[38] Летосчисление по олимпиадам было введено в середине III в. до н. э. греческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном. Точкой отсчета стал год проведения первых олимпийских игр (776 г. до н. э.). Олимпиада включала в себя четыре года.

[39] Гекатомбеон - название месяца, взятое Иосифом Флавием из местных календарей (возможно. Смирны). Примерно соответствовал панему в сирийско-македонском календаре.

[40] Т. е. в 166 г. до н. э.

[41] Т. е. в 165 г. до н. э.

[42] Из крепости Акры, возведенной в Иерусалиме Антиохом IV.

[43] Т. е. в декабре 164 г. до н. э.

[44] В честь освящения храма и его торжественного очищения Иудой Маккавеем установлен праздник Ханукка ("обновление")

[45] В Первой книге Маккавейской (5:35) этот город называется Масфа.

[46] В Первой книге Маккавейской (5:36) - Хасфон.

[47] Это, вероятно, упоминаемая Плинием (V, 16) Рефана, один из десяти сирийских городов на южном берегу ручья Гиеромакса или одного из его притоков. (Перев.)

[48] Это Аштероф-Карнаим (Быт. 14:5). Этот храм двурогой богини Астарты назывался Атергатион, а сама богиня - Атаргатис. (Перев.) Атаргатис была одной из почитаемых арамейских богинь в эллинистическое время. В ее образе слились черты богини любви и плодородия Астарты и богини охоты и битвы Анат.

[49] В Первой книге Маккавейской (5:44) об этом говорится следующее: "Тогда взяли они этот город и сожгли огнем капище со всеми находившимися в нем: и побежден был Карнаин и не мог более противостоять Иуде".

[50] В основу содержания этой главы легли данные Первой книги Маккавейской (5:1-68). (Перев.)

[51] Такого города на самом деле не существовало. Некоторые комментаторы полагают, что тут имеется в виду Экбатана. (Перев.) В Первой книге Маккавейской (6:1) этот город назван Елимаис.

[52] Артемида - в древнегреческой мифологии богиня охоты, сестра-близнец Аполлона. В классическом варианте выступала как девственница и защитница целомудрия. Однако в ряде мест почиталась как богиня растительности и плодородия, в частности в Эфесе, где был построен знаменитый храм Артемиды (сожженный в 356 г. до н. э. Геростратом и затем восстановленный), который причислялся к семи "чудесам света". Известно, что, будучи в Эфесе, Александр Македонский принес щедрые жертвы этому храму.

[53] Антиох IV умер в 163 г. до н. э. Его сыну Антиоху V Эвпатору ("эупатор" - "рожденный славным отцом") было тогда 9 лет.

[54] Т. е. в 160 г. до н. э.

[55] В "Иудейской войне" (I, 1, 5) Иосиф Флавий приводит другие данные - 50 000 человек пехоты, 5000 всадников и 80 слонов.

[56] около 13 км.

[57] Обыкновенно щиты были покрыты чехлами. В бою их блеск должен был ослеплять врагов. (Перев.)

[58] По "Иудейской войне" (I, 1, 5), сражение при Бет-Захарии произошло после того, как селевкидское войско взяло Бет-Цуру.

[59] Субботним годом у иудеев был каждый седьмой год. В этот год посевы не производились, чтобы не истощать землю. Это было обосновано авторитетом религии. В Библии установление субботнего года приписывается самому богу, который повелел на горе Синай Моисею объявить израильтянам: "Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли..." (Лев. 25:3-5). С субботним годом связан "юбилейный" (пятидесятый) год (7Х7=49). Во время субботнего года нельзя было вести военные действия, но в случае нападения извне иудеи не прекращали сопротивления захватчикам и в этот год, о чем, например, свидетельствует яростный отпор осажденных в Иерусалиме селевкидскому войску Лисия в субботний год.

[60] Маловероятно, чтобы распоряжения, подобные нижеизложенным, отдавал 9-10-летний мальчик. Очевидно, это были распоряжения Лисия от имени малолетнего царя.

[61] Деметрий был сыном Селевка VI Филопатора; в Риме он находился в качестве заложника.

[62] Антиох V Эвпатор был царем Селевкидской державы в 163- 162 гг. до н. э.

[63] В Первой книге Маккавейской (7:43-45) говорится о том, что Никанор был убит первым, и войско его разбежалось, так что битва свелась главным образом к преследованию бежавших.

[64] По данным Первой книги Маккавейской (9:54-56), смерть Алкима последовала лишь тринадцать месяцев спустя после кончины Иуды Маккавея. (Перев.)

[65] Речь идет, очевидно, не о Галатии (области в центре Малой Азии), покоренной Римом значительно позднее, а о территории Северной Италии, заселенной галлами (кельтским народом). Этих галлов Рим окончательно покорил к концу Второй пунической войны (218-201 гг. до н. э.)

[66] Иберия - греческое название древней Испании. Римляне захватили значительную ее часть в ходе Второй пунической войны. Однако дальнейшее завоевание Пиренейского полуострова Римом заняло еще несколько десятков лет.

[67] Это древний Карфаген, основанный финикийцами в IX-VIII вв. до н. э. на территории нынешнего Туниса. Могущество сильной Карфагенской державы было сломлено Римом в ходе Пунических войн. После второй из них Карфаген утратил все свои внеафриканские владения. Однако сам город был взят и разрушен римлянами в 146 г. до н. э.

[68] Македонский царь Филипп V (238-179 гг. до н. э.), союзник Карфагена во Второй пунической войне, потерпел сокрушительное поражение от римлян в 197 г., что привело к утрате македонской гегемонии в Греции. Окончательное поражение царю Македонии Персею Рим нанес в 168 г. Македония и Греция попали в зависимость от Римской державы, а в 146 г. до н. э. Греция стала римской провинцией. Антиох III Великий потерпел неудачу в своих попытках воспрепятствовать римской экспансии в Греции. После ряда поражений он был вынужден отказаться от своих европейских и малоазиатских владений.

[69] Это произошло в 161 г. до н. э.

[70] По Первой книге Маккавейской (9:5), у Иуды было три тысячи человек.

[71] Иуда Маккавей погиб в 161 г. до н. э.


Страница сгенерирована за 0.05 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.