13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Глава IV Начатки гностицизма. IV
IV
Обратимся к еврейской ангелологии занимающей нас эпохи. Если в Ветхом Завете в чистом сиянии Ягве образы ангелов меркнут, как звезды при свете солнца, то в апокалиптической литературе, где религиозное сознание затемняется, мы наблюдаем как бы ночное небо народного миросозерцания. Чем дальше подвигаемся мы во времени, тем темнее это небо и тем многочисленнее и ярче звезды на нем.
Это сравнение следует принимать не только в переносном, но и в прямом смысле слова, поскольку воинство небесное отожествляется со звездами и ангелология в весьма значительной степени соединяется с астрологией. В талмудическом трактате Хагига мы узнаем, что под каждым из
знаков зодиака, имена которых вынесены из Вавилона, стоит по 30 архистратигов, под каждым из последних — по 30 легионов ангелов, в
каждом легионе — по 30 полковников, у каждого полковника — по 30
подполковников, а у каждого подполковника — по 365 000 звезд, и все созданы для Израиля! Когда Навуходоносор хотел вознести свой престол выше звезд и сравняться с Всевышним, божественный голос сказал ему, что жизнь человека — 70, много 80 лет, а протяжение между землей и твердью — 500 лет пути и толща тверди еще 500 лет; на этой тверди стоят «животные», над головами которых помещается подножие престола Божия, и члены этих животных удлиняются в непрерывно возрастающей прогрессии: высота их ступеней — 1000 лет пути, высота связок — 2000 и т. д.[1] Так недосягаемо высоко помещается Бог от земли и человека. Немудрено, что человек стремится заполнить пустоту, отделяющую его от Бога.
В Талмуде, правда, мы имеем памятники, относящиеся к позднейшей эпохе. Но в его ангелологии мы находим представления более ранние, принадлежащие времени, непосредственно предшествовавшему гностицизму, и послужившие материалом гностицизму. Со II в. до Р. X. мы находим настоящий непрерывно увеличивающийся хаос образов и имен, еврейских, сиро-финикийских, вавилонских, персидских и греческих. Еще Талмуд помнит, что имена ангелов, как и названия месяцев, планет и знаков зодиака, вынесены из Вавилона[2].
В этом хаосе имен слагается жаргон магии, гностицизма, Кабалы. Каждый ангел или демон имеет свое имя, и самое солнце имеет тайные имена.[3] Знание этих имен служит заклинаниям и магии, а в этом и состоит первоначальная суть гнозиса: гностик есть «ведун», повелевающий миром духов и знающий таинственные формулы или заклятия, которые приводят в трепет не только демонов, но и силы небесные и начальствующих духов (архонтов) как в этом, так и в загробном мире. Такими ведунами были Симон и Менандр, офиты и другие гностики.[4] Простой
народ довольствовался отдельными заговорами, отдельными амулетами и табличками с начертанными на них ангельскими именами;[5] профессиональные гностики и книжники искали более полного знания. Уже книга Еноха с понятным интересом останавливается на перечислениях варварских имен ангелов и демонов,[6] а сссеи хранили в тайне имена ангелов, составлявшие достояние секты.[7]
За отсутствием других свидетельств одни послания апостола Павла могли бы убедить нас в популярности подобного «лжеименного знания».[8] Но если апостол не вменяет его ни во что, то гностики им превозносились и кичились своими откровениями, возводя их к самим ангелам. Так, неизвестный самарянский писатель, цитируемый Евсевием (Praep. ev. IX, 17), сообщает, что ангелы открыли тайное ведение Мафусалу, сыну Еноха. В еврействе на этот счет существовали аналогичные мнения, праотцы получали высшие откровения через архангелов, а падшие ангелы научили людей магии, астрологии и всякого рода худым искусствам (Юбил. 10; Енох, 9).
Функции ангелов и их положение в небесной иерархии представлялись весьма различным образом в различных памятниках. В Талмуде верховным ангелом, ближайшим к Богу, обыкновенно является Мегатрон (= μετάθρονοσ или μετατύραννος),[9] а в более ранних преданиях первенствуют Гавриил и в особенности Михаил, князь еврейского народа, стоящий одесную славы.[10] Иногда признается четыре верховных ангела — Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, причем имена последних двух нередко заменяются другими[11].
Еще чаще встречаются семь первозданных верховных ангелов, имена которых также не всегда приводятся одина-
==358
ковым образом. В книге Еноха (20) они перечисляются в следующем порядке: Уриил — ангел, поставленный над миром и над преисподней; Рафаил, поставленный над душами человеческими; Рагуил — ангел отмщения, карающий самые светила небесные; Михаил — ангел народа Божия; Саракаэль (гр. σαρνήλ), поставленный над грешными духами; Гавриил, поставленный над раем, драконами и херувимами, и, наконец, Ремиил, по-видимому тожественный с Иеремиилом, о котором говорит (IV) Ездра.[12]
Эти семь ангелов созданы от начала и вечны: ибо есть и преходящие, эфемерные ангелы, возникающие ежедневно из огненной реки под престолом славы, которые вновь уничтожаются в ней, пропев Богу свою хвалу.[13] Над всеми ангелами служения стоит архистратиг Михаил, заступник Израиля и посредник между ним и Богом. В Еноховой книге (69, 14) он является как бы наместником Божиим: в его руки вверено то великое заклятие, силой которого утверждается небо, земля и преисподняя, которому подвластны светила и знамения небесные и все духи. В книге «тайн Еноха» Михаил стоит пред лицом Господа на десятом небе, а в талмудическом трактате Хагига он является первосвященником в небесном храме на четвертом небе. Он — небесный привратник и впускает души праведных в места успокоения.[14]
Власть над стихиями и над всеми частями природы распределяется между всеми ангелами. И это представление связывается с астрологией: звезды управляют природой, а над звездами поставлены ангелы, иногда отожествляемые с ними. Всякая трава на земле имеет свою звезду, своего ангела на небе,[15] и народы земные распределены между князьями воинства небесного. Сообразно этому в некоторых еврейских магических текстах представление о семи архангелах связывается с представлением о семи планетах[16] — старинное воззрение, заимствованное из родины астрологии, Вавилона, где семь планет были семью великими богами. Семь лампад светильника Захарии (4, 2—
10) суть «семь очей Господа, которые объемлют взором всю землю». И в семи лампадах светильника второго храма Иосиф Флавий и Филон видели символ семи планет.[17]
В христианском гнозисе семь первозданных ангелов встречаются нам в самых различных системах. Мы находим их и в «Пастыре» Гермы, и у Климента Александрийского,[18] и прежде всего у гностиков. «Сии суть святые ангелы Божий, первые сотворенные,— говорит Герма,— им же Господь передал всю тварь свою, чтобы они растили ее, управляли и господствовали над всею тварью» (Vis. Ill, 4, 1). И среди них выделяется Господин строящегося здания (Sim. IX, 6), который есть, по-видимому, не кто иной, как архистратиг Михаил (Sim. VIII, 3, 3). По учению Саторнила Антиохийского, единый неведомый Отец сотворил ангелов, архангелов, начала и власти, а семь (низших) ангелов создали мироздание и человека.[19] Седмерицу «эонов, богов или ангелов» находим мы и у офитов, причем, по замечанию И-ринея (Adv. haer. I, 30, 9), под «святою седмицей» они разумеют семь планет. Во главе их стоит Ялдабаоф, Бог иудеев, избравший Авраама и даровавший закон Моисею. Келье (Orieg, с. Cels. VI, 30) сообщает о семи архонтах, обозначенных в диаграмме офитов под видом льва, быка, дракона, орла, медведя, собаки, осла: эти архонты стоят у врат небесных, и Ориген приводит те формулы, с которыми душа усопшего должна обращаться к ним, по учению этих «гоэтов», для получения свободного пропуска. В таких формулах архонты заклинаются именами Ялдабаоф (первый и седьмой), Иао, Саваоф, Астафей, Элоей, Орсй, а на самой диаграмме архонт лев называется Михаилом и следующие за ним архонты суть Суриил, Рафаил, Гавриил, Θαυθαβώθ, Επαταώθ, Θαρθαραώθ или Оноил.[20] Таким
образом, гностическому Ялдабаофу, Богу иудеев, соответствует в диаграмме архистратиг Михаил, князь еврейского народа. Любопытно также и то обстоятельство, что, по учению офитов, Ялдабаофу соответствует планета Сатурн, ангелом которой в других еврейских памятниках является Михаил.[21]
[1] Edersheim, Life and Time of Jesus The Messiah (1894) II, 748 cл. Cp. Asconsio Jesaiae (еd. Dilimann) 7, 18 altitudo autem cjus (secundi coeli) est sicut ad coelum et ad firmamentum (43).
[2] Blau, D. altjüdische Zauberwesen (1898), 10. Edersheim, Life and Time, 1, с.
[3] Енох (эф.) 78, 1-2, ср. 82.
[4] O Симоне см. Hilgenfeld, 163 сл.; о Менандре самарянине, qui ad summan magiae pervenit см. Иринея adv. haer. 1, 23, 5... dare quoque per earn, quae a se doceatur magiam scientiam... ul et ipsos qui mudum fecerunt, vincat angelos". (44) Об ангеологии офитов, которых Ориген называет гоэтами (волшебниками) и которые сами именовали себя гностиками, см. Orig., Contra Celsum IV, 30-31.
[5] Schürer, II, 294—304; Schwab, Vocabulaire de l'angélologie, 1897. См. ниже.
[6] Гл. 6, 20, 40, 43 и 69.
[7] Jos. FI. de bello jud. II, 8, 6-7.
[8] Cp. Everting, Die paulinische Angelologie und Dämonologie, 1888.
[9] Weber, 173.
[10] Ib. 163 и Lueken, Michael, 33 сл.
[11] Luecken, 10. В самой книге Еноха место Уриила занимает иногда Фануел (40, 9) или Arsjâlaljur (гл. 10), а место Рафаила (40, 6) —Сурьян (Суриил, 9, 1).
[12] О других перечислениях 7 ангелов см. Lueken 37 и Weber 164.
[13] Weber, 163.
[14] Ib., 197 гл. В четвертой книге Варуха, 11 (ed. James в Texts and Studies Robinson'a, 92) Михаил принимает от ангелов молитвы людские у врат небесных и приносит их пред лицо Божие. О роли Михаила в еврейской эсхатолоши см. выше, стр. 316.
[15] Lueken 53; Тайны Еноха 19, 4.
[16] Stubbe, Jüdisch-babylonische Zaubertexte (1895), 23; Ср. Hilgenfeld, Ketzergesch. 190.
[17] Ср. Gunkel, Schöpfung und Chaos, 124—131; Jos. Bell. jud. V, 5, 5 (ενέμφαινον δε οι μεν επτά λύχνοι τούς πλανήτας); Antiqu. III, 6, 7 и 7, 7; Philo, Quis rerum div. haeres, 45 (III, 50) ...υπομνηστέον, ότι της κατ ουρανον των επτα πλανήτων χορείας μίμημά εστιν η ιερα λυχνία ραί οι επ’ αυτης επτα λή χνοι (45) и т. д.
[18] Strom. VI, 143 επτα μεν εισιν οι την μεγίστην δύναμιν έχοντες πρωτόγονοι αγγέλων άρχοντες (46) cp. Lueken, 112 сл.
[19] Hilgenfeld, Ketzergesch. 190 сл. Iren. adv. haer. I, 24,1, 2. Человек был крайне несовершенным созданием и даже не мог стоять прямо, пресмыкаясь подобно червю, пока вышняя сила не сжалилась над ним, не послав в него искру жизни. Ср. выше стр. 188—189, учение Филона, который также объяснял несовершенства человеческой природы тем, что ее создали ангелы.
[20] Известно, что евреи нередко представляли ангелов в виде животных (в связи с учением о «Меркабе»), напр. льва, орла, тельцов, овец, змиев, примеры чему мы еще увидим ниже. «Гностики» Епифания имели апокрифическую книгу, где повествовалось о видении Захарии, который увидел άνυρωπον εστωτα όνου μορφήν έχοντα (47) haer. 26, 12.
[21] Ср. Lueken, 117. Мытарства усопшего изображались аналогичным образом и другими гностиками, напр. маркосианами (Hilgenfeld, 381 сл.), а также мандейцами (семь matarta или мытарств см. Brandt, Die Mandäische Religion (1899), § 38). Ср. также Pistis Sophia (ed. Scliwarze-Petermann 1851-3) IV, стр. 360, 366. См. Anz, Ursprung., d. Gnost., 70 сл.
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.