13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Глава IV Начатки гностицизма. XI
XI
Мы рассмотрели, таким образом, те элементы гностицизма, которые заключались в миросозерцании иудейского народа в эпоху Христа. Мы должны помнить, что немногие дошедшие до нас памятники и фрагменты апокрифической литературы суть лишь случайные остатки, уцелевшие от общего и систематического уничтожения, какому подверглась вся внеканоническая письменность, не согласовавшаяся с нормами иудейской и христианской ортодоксии.[1] Те апокрифы, которые, прикрываясь древними именами, заключали в себе диавольские семена ереси и «лжеименного знания», преследовались с особою строгостью, истреблялись беспощадно и с давних пор: в Ефесе, где подвизались некоторые бродячие иудейские заклинатели — «какие-то семь сыновей иудейского первосвященника Секвы»,— проповедь апостола Павла имела такой успех, что «из занимавшихся чародейством многие, собрав книги свои, сожгли их перед всеми и сложили цену их, и оказалось их на 50 000 драхм» (Act. 19, 19). Наряду с магическими книгами уничтожались и другие. Уцелели (в отдельных списках и большею частью в переводах) лишь наиболее невинные, и то — благодаря христианским интерполяциям и переработкам. Но поэтому уцелевшее имеет для нас двойную цену; если даже в том, что сохранилось, несмотря на двойную цензуру иудейства и христианства, так много гностических элементов, то мы имеем полное право предполагать, что их было еще больше в тех памятниках, которые истреблялись за явное нечестие и лжеучение.
==389
Какое же практическое употребление делалось из всего этого гностического материала? Что в евренстве и самаритянстве развивалось сектантство, это не подлежит сомнению, как ни скудны наши сведения об этом сектантстве.[2] Но гностические идеи. рассмотренные нами, были распространены в еврействе и помимо сект, и повсюду они воли к однородным результатам: теоретическому суеверию соответствовало суеверно практическое, «лжоименное знание» вело к магии.
В магии и состояла суть премудрости первоначального гностицизма — το της σοφίας κεφάλαιον (80), по свидетельству Кельса.[3] Волхвами были первые самарянские гностики—Симон, симониане и Менандр, qui et ipse ad summus magiae porvenit (82) (Iron. I, 23, 5 Just. Apol. I, 26, 4). Ессеи славились споим знахарством, ведением имен ангельских и тайных целебных средств (Jos. do bello Jud. II 8, 6—7); ебионеи и елкезаиты занимались волхвованиями, смущая простой народ, причем елкезаиты в качестве предвещателей именовали себя «прогностиками».[4] Магии преданы были «ведуны», или «гностики» всевозможных толков, офиты, которых Орнген прямо называет «тоетами», Басилид, карнократиане, валентиниане, Марк (magicae imposturae peritissimus)[5] (83) гностики, о которых свидетельствует Плотин,[6] и те, которым принадлежала книга Pistis Sophia (стр. 277 сл.). Магия обнимала в себе заклинания, дававшие господство над архонтами небесных сфер и над духами и демонами поднебесными; она давала свободный пропуск через загробные мытарства и чудодейственную силу врачевания от всяких зол в настоящем веке. Она обнимала в себе гадания всякого рода, мантику, астрологию, «математику» (84) и иные художества — между
==390
прочим, любовные фильтры и талисманы.[7] Магия основывается на познании тайн духовного мира, на сверхъестественном откровении, которое сообщалось путем предания. Нередко такое предание простиралось лишь на имена и заклинательные формулы: самое гностическое миросозерцание или «системы» различных гностиков служили лишь обоснованием, подстройкой этой практической мистики. Не умозрительный, а практический интерес обусловливал успех гностицизма.
Но магия процветала не в одних гностических сектах; она имела громадное распространение в еврействе вообще, и влияние ее на всю духовную атмосферу его было громадно.[8] Разница была лишь в оттенках и степени суеверия и в отношении к нему. Одни осуждали магический гнозис как результат откровения падших ангелов,[9] другие различали между черной и белой магией и без зазрения совести употребляли ладонки, амулеты, заклинания и пользовались священными именами Божиими (Адонаи, Иао, Сабаоф, Елои и др.) и именами ангелов для заклинательных формул, так как все болезни приписывались демонам. В массах господствовало двоеверие, а в некоторых кругах суеверие вело к положительному извращению монотеистического миросозерцания: центр тяжести религиозной жизни переносился в «лжеименное знание» об ангелах, планетах или «стихиях»[10], демонах и силах Божества и в результате получалось дуалистическое миросозерцание, характеризующее гностицизм. Силы Божий, силы небесные, не только обособлялись от Божества как особые миры или зоны, но прямо противополагались Ему. Бог закона, или демиург, был признан ложным богом, а змей, давший вкусить плодов познания, явился носителем истинного гнозиса.[11]
==391
Магия была распространена во всем древнем мире и помимо еврейства; мало того, сами евреи учились ей у халдеев и египтян, которые считались особенно сведущими по этой части.[12] В период разложения язычества магия процветала более чем когда-либо. Но замечательно, что именно на почве еврейства она развивалась в особую форму религии — в гностицизм. Оно и понятно: хотя в общем магия нигде не пользовалась официальным признанием и осуждалась всякою государственною религией, но в религиях политеистических, выросших на почве анимизма и пандемонизма, граница между магией и публичным культом официально признанных богов и демонов была весьма неопределенной и колеблющейся. Магия процветала в отдельных культах в связи с фетишизмом, мантикой, мистериями, религиозной медициной. В монотеизме, наоборот, между религией и суеверием, между культом и магией не могло быть компромисса; в чистой религии закона, в вере Моисеевой, суеверие не могло найти себе пищи, и потому в своем развитии оно должно было вести к отступничеству — к культу мудрого змея, или офитизму. Отсюда и объясняется, что, несмотря на всеобщее распространение суеверия, гностицизм как особая религиозная форма мог зародиться лишь в монотеистической среде, которая как бы выделила его из себя. Отсюда объясняется и дуалистический характер гностицизма, и его тенденция богоборства, выражающаяся как в его борьбе с демиургом и архонтами — относительными богами мира сего, так и в его антиномизме — в отрицании закона еврейского Бога, враждебного гнозису.
Магический гнозис евреев находил себе пищу в национальном двоеверии, а также и в суеверии всех окружавших его народов — халдеев, персов, египтян, греков. Он оказал величайшее влияние на гностические секты позднейших времен, но вместе с тем и помимо сект он повлиял на магию вообще во всем греко-римском мире, как об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки — магические папирусы, амулеты, таблицы, надписи, геммы. Прежде подобные памятники приурочивались обыкновенно к тем или другим сектам, что отчасти делается и теперь.[13] Но такие знатоки позднейшего еврейства, как Шюрер, справедливо отвергают подобные предположе-
==392
ния,[14] указывая, что мы имеем дело с общим явлением, а не с суевериями отдельных сект.
Вера в тайную силу магии, в силу заклятия была всеобщей, и стоит глубже вникнуть в то миросозерцание, которое связывалось с этим верованием. Напомним только уже приведенное нами место из книги Еноха о великой клятве Akâe, вверенной Михаилу: силою этой клятвы утверждены небо и земля, положены основания морю и бездне и пути светил небесных; все духи, все явления природы, все твари подчинены ей (69). Весь мир держится этой роковою силой. И это представление о мировом порядке, который держится магической силой заклятья, встречается не у одних евреев: оно лежит в основании магии, в основании астрологии и фатализма гностиков. Но божественный разум, не универсальный Логос, а роковая магическая клятва царит над миром, и власть над ним, искупление дается тому, кто знает эту клятву, кто знает заклятья и тайные имена миродержателей, архонтов. И сам Христос гностиков, облеченный всеведением, спускается чрез все зоны и все небеса, чтобы снять роковые цепи с околдованной души и сообщить ей сокровенные таинства гнозиса. Так говорит Он в гимне наасенов:
τούτοθ με χαριν πέμψον, πάτερ
σφραγιδας εχων καταβήσομαι
αιώνας όλους διοδεύσω,
μυστήρια πάντα διανοίξω,
μορφας δε θεων επιδείξω
και τα κεκρυμμένα της άγίας οδου,
γνωσιν καλέσας παραδώσω[15] (86).
Сила заклинаний лежит в таинственном «имени», и самые символы верховного неизреченного «имени», или символы магических имен, имеют величайшее кабалистическое значение. Кто сомневался в те времена в магической силе имен? Сам Ориген ссылается на магию как на неопровержимое доказательство этой силы: нельзя называть Божество любым именем, нельзя даже переводить заклина тельные формулы на другие наречия — они действительны только по-еврейски; нельзя, например, слово «Саваоф»
==393
заменить выражением «Господь сил» или формулу «Боже Авраама, Исаака и Иакова» перевести по-гречески, заменяя имена праотцев их греческими значениями, заклинание потеряет силу.[16] Демоны связываются заклятием, силою имени, и еврейские заклинатели, славившиеся своим искусством повсюду, распространяли еврейские имена и формулы по всему греко-римскому миру. Впоследствии некоторые из них, не переходя в христианств.о, стали в своих заклинаниях употреблять и имя Иисуса (Мрк. 9, 38 сл., Лк. 9, 49—50, Д. 19, 13) как особенно действительное против демонов; и мы знаем даже, что Симон волхв хотел купить у апостолов их силу, принимая ее за магический секрет (Д. 8, 18).
По свидетельству Оригена, распространение иудейской магии было настолько велико, что «Бога Авраама, Исаака и Иакова» призывали не одни иудейские заклинатели, «но почти все занимающиеся магией и заклинаниями», ибо в магических книгах часто находится эта формула (С. Се1sum IV, 33).[17] О смешении греческих слов с еврейскими в «обычных» формулах заклинателей говорит Ипполит (Philos. IV, 28). И в подтверждение этих свидетельств мы можем привести ряд заклинаний, дошедших до нас на геммах, амулетах и папирусах, где имена Зевса и других языческих богов, греческих или египетских, встречаются нам наряду с именами Ягве, Адонаи, Иао, Сабаофа, Баруха, Авраама, Израиля или ангелов.[18]
Мы знаем, что страх перед священным и неизреченным именем приводил к замене его другими именами, как El, Саваоф или Адонаи, которые также были священны, или у эллинистов — «Всевышний», «Неизреченный», «Невидимый». Самое имя неизреченно, и вскоре сложилось даже представление, распространению которого, по-видимому, содействовали раввины, что это имя составляет тайну, сообщаемую лишь немногим и дающую сверхъестествен-
==394
ную силу тем, кто ею обладает; мы знаем, что это имя под конец настолько вышло из употребления, что еще в нашем веке ученые расходились во мнениях о том, как его следует произносить. В магических текстах сохранились даже особые формулы, представляющие собою разнообразные систематические сочетания гласных, которые переставлялись и переворачивались на все лады, с тем, очевидно, чтобы в каком-либо из таких сочетаний могло прозвучать святое имя.[19] Священно не только самое имя, но и его элементы, его начертание, его буквы, его сокращения, как На, Нао или Аоф, Абаоф (от Саваоф). Священны и те имена, которые соединяются с именем Божиим; таковы все имена на еl, как имена ангелов, носителей божественного имени или божественной силы,— Габриэль, Рафаэль и др. К самому Израелю Бог привязал Свое имя, как золотой ключ к драгоценной шкатулке.[20] Если имена языческих богов бессильны сами по себе, то и они приобретают магическую силу в сочетании с именем или именами Бо/киими, откуда получается невообразимый жаргон, господствующий в заклинаниях волхвов и гностиков.[21]
Имена ангелов также служат магическим целям. Точно так же вместе с именами Божиими, а иногда наряду с именами языческих богов они покрывают геммы и магические папирусы и встречаются в системах гностиков. Мы говорили уже не раз о специализации имен и функций ангелов и о том употреблении, какое делалось из этих имен, списки которых служили арсеналом гнозиса. Археологические находки самого разнообразного происхождения показывают нам, какое широкое распространение имела позднейшая еврейская ангелология в языческой среде. Будучи продуктом религиозного синкретизма на еврейской почве, она легко вошла в общую систему этого синкретизма, охватившего весь древний мир. Египтяне отожествили Михаила с Горосом,убийцей Тифона, а греки с Аполлоном,убийцей Пифона; египтяне отожествляли его иногда с Анубисом, или Озирисом, в качестве князя загробного мира, а греки—с Гермесом Психопомпом.[22] Впоследствии старин-
ное язычество проникало в такой форме и в христианство и продолжало жить в нем, как мы видим, напр., в Египте или Фригии, где еще в IV и V вв. Церковь боролась с этим злоупотреблением, которое лаодикийский собор (около 160 г.) предал анафеме в 35-м своем каноне.[23]
Было бы чрезвычайно важно исследовать отношение уцелевших памятников дохристианской магии к послсхрпстианскому гностицизму. Уже Ориген указывает, что офиты заимствовали из магии имена некоторых своих архонтов, как Ялдабаофа, Астафея и Орея (Ωραιοσ)[24], и это подтверждается знакомством с магическими папирусами. То же следует сказать и об имени Иао и о целых списках варварских имен, напр. о той тарабарщине, какую мы находим в Pistis Sophia (375 стр. 234 lat ed Petermann): как ни бессмысленны эти слова и звуки, они повторяются в отдельности в магических папирусах, в которых мы находим и множество других гностических терминов, как, напр., зон, бездна (βύθος), Абрасакс и др.[25] Хотя существовало представление, что ангелы понимают только еврейский язык, но, по-видимому, было и другое представление об «ангельских языках» (γλωσσαι των αγγέλων 1 Кор. 13, l), которыми могли говорить и люди под наитием свыше; уже апостол Павел указывал на злоупотребление этим даром (1 Кор. 14), а из полемики Кельса (С. Celsum VII, 9), точно так же как и из уцелевших гностических памятников и из магических папирусов, мы видим, что впоследствии отдельные гоеты и лжепророки пользовались этим исступленным «языкоговорением» для целей магии и обмана.[26]
==396
Характерно в магических папирусах почти полное отсутствие христианских элементов при значительном количестве элементов еврейского происхождения: это — смешение «ангельского» языка с еврейским. Отсюда некоторые исследователи, как Анц, заключают с полным основанием, что не гностицизм послужил источником магии, а, наоборот, магия послужила ему источником[27]. Мы бы сказали, что христианский гностицизм черпал из кладезя дохристианского, преимущественно еврейского гностицизма.
[1] Точно так же, как и относительно древнехристианских памятников (Harnack, Gesch. d. altchr. Litter. I, 1, XXVIII) надо спрашивать не о том, почему погибло данное еврейское писание, а о том, почему тот или иной памятник сохранился. Относительно книги Еноха, напр., мы находим следующее объяснение у Тертуллиана (De cultu fem. I. 2): это писание отвергается некоторыми на том основании, quia nec in armarium judaicum admittitur; но иудеи отвергают его за то, что в нем есть пророчество о Христе, вследствие чего для христиан их мнение необязательно, ео accedit, quod Enoch apud Judam apostolum testimonium possidet (ср. Иуд. 6 и 13; 14-15 и Ен. 1, 9; 5, 4; 27, 2).
[2] Помимо фарисеев, саддукеев и ессеев мы знаем — по имени только — генистов, меристов, галилеян, эллиниан, баптистов, о которых говорил Иустин (dial. 80), самарян, масбофеев, о которых говорит Евсевий (Euseb., Hist. Eccl. IV, 22, 7), и все те иудейские секты, о которых свидетельствует Епифаний (Наer. IX—XX). Сюда следует присоединить еще самаряyскую секту Досифeя и, может быть, ферапeвтов Филона.
[3] Orig. с. Celsura (ed. Koetschau) VI, 38 и 39... τί με δει καθαριθμειν όσοι καθαρμους εδίδαξαν ή λυτηρίους ωδας ή αποπομπίμους φωνας ή κτύπους (strepitus, обычное сродство) ή δαιμσνίους σχηματισμούς, εσθήτων ή άρισμων ή λίθων η φυτων, ή ριζων και όλων παντοδαπων χρημάτων παντοια αλεξιφάρμακα(81)
[4] Cp. Hilgenfeld Ketzergcsch., 231; предсказатель Эпименид называется γνωστικώτατος у Диогена Лаэрция 1, 10, 14.
[5] Ср. Hilgenfeld, ib. (index) Magie.
[6] πρόθ τ. γνωστικούς.
[7] Amatoria и agogima y симониан (Iren. 1,23,4) и Карпократа (I, 25, 3). Отсюда постоянная связь между блудом и магией, которая ведет свое начало от времен допотопных (Б. VI). Ср. Blau, D. altjüdische Zauberwesen (1898) 24, 53 и др. passim.
[8] Ср. Schürer, III, 294 сл. ...ein Vorstellungskreis von ungeheuer Bedeutung für das geistige Leben des jüdischen Volkes in unserem Zeitalter... Магические суеверия не суть выражение официального, корректного иудейства, а народной веры. Aber als Gradmesser für die geistige und religiöse Atmosphäre, in welcher breite Schichten des Volkes lebten, können sie nicht leicht überschätzt werden (85).
[9] Ср. новейшее сочинение Blau, D. altjüdische Zauberwesen, 1898; ср. Енох (эф.) в греч. тексте Синкелла, гл. 8 у Charles'a.
[10]Об отожествлении планет и знаков зодиака со «стихиями» в ранней христианской и гностической литературе см. Diels, Elementum (1899), стр. 49 и 52 сл.
[11] Ср. свидетельства у Hilgenfeld'a, 251.
[12] Blau, 38 сл.; по мнению некоторых авторитетов талмуда (точно так же, как и Кельса, С. II, 49 и др.), сам Христос вынес из Египта свои магические познания, при помощи которых Он творил чудеса, ib. 41.
[13] Напр., Wünsch, Sethianische Verfluchungstafel aus Rom, 1898.
[14] Schürer в рецензии на только что названное соч. в Theol. Literaturzeitung 1899, 108—10.
[15] Hippol. Philos. V, 10. Пришествием Христовым, говорит Игнатий (Eph. 19), ελύετο πασα μαγεία και πας δεσμος ηφανιζετο κακίας (87).— Anz (44—5) метко указывает на параллель между этой главой Игнатия и Excerpta ex Theodoto Климента А., где излагается валентиниское учение (72, III, стр. 451 Dindorf) ; ср. Pistis Sophia 341.
[16] Orig. contra Cels. V, 45.
[17] Ср. Just. Dial. 85 (стр. 306 Otto): «Если кто-либо из вас заклинает во имя Бога Авраама и Бога Исаака и Бога Иакова, то демоны, может быть, послушаются, но если вы станете заклинать каким-нибудь именем ваших царей или праведников, или пророков, или патриархов, никакой демон не послушается».
[18] Ср. примеры у Шюрера, III, 298 или у Blau (Zauberwesen, 101 сл., 133 и др.), напр., любопытное любовное заклятие, изданное Deissmann'oм (Bibelstudien, 1895, 21). Любопытно сравнить еврейский заговор от укуса бешеной или «бесноватой» собаки, приводимый у Blau (81), с магическим лечением от того же укуса у елкезаитов (Hipp., Philos. IX, 15). Вода считалась одним из самых действительных средств против чар (Blau, 158).
[19] Blau, 137 сл.; Der 12, 42 und 72 buchstabige Gottesnamen und die Zauberpapyri.
[20] Ib. 134, 118 и 136.
[21] Blau, 134. Man hat sogar, wie es scheint, die Buchstaben zweier Goltesnamen unter einander gemischt, was die spätere Kabbala oft thut. (88)
[22] Lueken, 71-79 и Dietrich Abrahas, 122-123; S. A. Wallis Budge (St. Michael, the Archangel, London, 1894) показывает, как в Египте Михаил, в качестве князя вод, становится на место нильского божества Hâpî. О связи Михаила с Аполлоном см. берлинский магический папирус (ед. Parlhey, 1866, 296) у Lueken'a, 78: Αναξ Απολλων ελθέ συν παιήνονι χρημάτισόν μοι περι ων αζιω κύριε δέσποτα λίπε παρνάσσιον όρος και δελφίδα Πυθώ άγγελε πρωτεύου Ζηνος μεγάλοιο Ιαώ σε τον ουράνιον κόσμον κατέχοντα Μιχαήλ. (89)
[23] Приведено у Люкена (Mansi, II, 570) ότι ου δεί χριστιανους εγκαταλείπειν την έκλλησίαν του θεου και απιέναι και αγγέλους ονομάζειν και συνάξεις ποιειν άπερ απηγόρευται εί τις ον ευρεθη ταύιη τη κεκρυμμέη ειδωλολατρεία σχολάζων, έστω ανάθεμα, ότι αγκατέλιπε τον κύριον ημων Ιησουν Χριστόν (90).
[24] C. Celsum VI, 32. Ялдабаоф, по мнению некоторых, der Chaosgeborene, хотя возможно и другое объяснение этого имени.
[25] Ср. Anz, 8.
[26] Ср. Weinel, Die Wirkungen des Geistes und der Geister, 71 сл. (das geistgewirkle Sprechen). Замечательная оценка «дара языков» в 1. Кор. 14: εάν ουν μη ειδω την δύναμιν της φωνης έσομαι τω λαλουντι βάρβαρος και ο λαλων εω εμοι βάρβαρος. Cp. Smiedel, Handcomment. к этому месту: barbarus ego sum, quia non intelligor ulli (91) (Ovid. Irist.); εν εμοι передается «передо мною» или «для меня», несмотря на то что «говорящий во мне» также дает удовлетворительный смысл (ср. Мф. 10, 20).
[27] Anz 1, с приводит из Griechische Zauberpapyri, изд. Веселеем (Wеssely 1888), любопытные параллели к отдельным непонятным словам из указанного места Pistis Sophia; оказывается, что такие странные и бессмысленные сочетания звуков, как ζοροκοθορα, μαραχαχθα, θωβαρραβαυ, βαινωχωωωχ суть απαξ λεγόμενα (92) или произвольные измышления: они встречаются и здесь и там, у гностиков и в магических папирусах.
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.