Поиск авторов по алфавиту

Глава III Еврейская апокалиптика. IX

IX

С пришествием Мессии связана последняя борьба с враждебными силами, причем их натиск сокрушается Божьей силой, Божьим судом, все равно — без Мессии или чрез него.

Тогда от востока пошлет Господь государя.

Который от злобной войны всю землю избавит,

Одних умертвит, а другим исполнит святые обеты,

Все же сие сотворит не по собственной воле.

Но повинуясь велениям вышнего Бога (Sibyll. III. 652—6).

Представления о последней борьбе и суде были разнообразны. Есть памятники, которые говорят лишь об одном грядущем суде, между тем как другие предполагают двойной суд Божий — один до мессианического царства или во время его, а другой после него. Различны также представления о врагах, хотя в религиозном смысле это не имеет значения: враг Божий, или сатана, враг Мессии, или антихрист, впоследствии прямо становятся во главе противоборствующих сил. По сивиллинским книгам (III, 319, 512) и позднейшим таргумим'ам, нападение исходит от Гога и Магога, о которых пророчествовал еще Иезекииль.[1] Во главе вражьей силы признается нечестивый царь (Дан. 7 и Ап. Бар. 39—40), которого, смотря по обстоятельствам, видели в лице Антиоха, Епифана, Помпея, Нерона или вообще римского кесаря: таков «Армилл» в талмудической литературе. Самое имя «антихрист» встречается впервые в откровении Иоанна Богослова, но представление о «сыне погибели, человеке беззакония» (2 Фесс. 2, 3) было, по-видимому, распространено и ранее. Противником Мессии называется Белиар[2] — явление сатаны. Богопротивный

«зверь» получает венчанную главу в человеке, точно так же как «народ святых Всевышнего», олицетворяемый «Сыном Человеческим». В большинстве памятников, однако, нот индивидуального «антихриста», что весьма естественно, так как во многих из них нет и индивидуального Мессии.

Суд Божий состоит уже не в одном явлении силы Божией над врагами, но иногда становится действительным судоговорением. Из прежних пророков Иоиль, предшественник анокалиптики, изображает день Ягве как судбище над народами, собранными в долине Иосафата (3, 2, 12, 14). В кн. Даниила это судбище изображается еще подробнее: ставятся престолы, садится Ветхий днями и с Ним другие судьи, раскрываются книги, в которых записаны дела человеческие. Об этих книгах много говорится и в апокрифических апокалипсисах, где суд описывается с новыми подробностями, как в книгах Еноха и IV Ездры и в апокалипсисе Баруха. В более ранних писаниях судией является Сам Бог. В «притчах» Еноха рядом с Ним помещается Мессия, и перед ними собираются праведные и беззаконные. Согласно премудрости Соломона, праведные будут судить язычников (3, 7 сл.), а в пс. Соломона судией признается Христос (17, 36 и 18, 6, 8), сын Давида и отрок (παος) Божий (17, 23).

Представление о двойном суде обусловливается ближайшим образом предшествующими пророчествами великих пророков Израиля, которые предсказывали, что вслед за освобождением из плена и воцарением Помазанника из рода Давида последует новая великая борьба, которая завершится конечным поражением «врага». За судом над народом Божиим, который был посещен гневом Господа, последует суд над народами земли. Другое основание этого представления о двойном суде заключается в указанной уже двойственности воззрений на самый грядущий суд, в котором судией признается то Бог, то Мессия: позднейшие апокалипсисы, перерабатывая древнейшие предания, стремятся согласовать и совместить их — иногда довольно внешним образом. Наконец, в Сивиллинах IV кн. Ездры и апок. Баруха идея о двойном суде связывается с мыслью о временном характере царства Мессии, которое рассматривается лишь как подготовительная ступень к концу. Мессия (или его династия) царствует в течение более или менее продолжительного периода времени — от 400 лет (IV Ездры 7, 28) до тысячи лет (хилиазм), причем все участники этого царства пользуются благоденствием прародителей и долгоденствием праотцев. Но по истечении

==320

этого периода наступают новые смуты, новая конечная борьба с освобожденными силами бездны и языческими народами. Сивиллинские стихи (III,652—794) предсказывают эти события: небо, земля и преисподняя придут в движение; с неба ниспадет серный дождь и огненные мечи, и всякая плоть умрет, но Бог оградит храм как огненною стеною,[3] и верные будут благоденствовать вместе с обратившимися язычниками, составив единое теократическое царство под единым главою — Богом (780—1). Апокалипсис Баруха также признает общее воскресение и суд вслед за мессианическим царством: царство Мессии продлится «навсегда, доколе тленный век сей не придет к концу и не исполнятся установленные времена» (40, 3).[4] То же находим мы в IV книге Ездры: по истечении 400 лет умрет Мессия и с Ним все человечество; мир вернется «в древнее молчание, как было вначале», и по истечении семи дней наступит общее воскресение. При этом, как и у Баруха, после воскресения о Мессии уже не упоминается, и сам Бог творит суд (7, 28—44). За последнею тысячей лет, но словам слав. книги Еноха, наступает период, в котором прекращается счисление времени (33, 2): времени более не будет.

В других памятниках (напр., в слав. книге Тайн Еноха) также говорится о двойном суде, но в ином смысле: есть суд над душою человека, непосредственно следующий за его смертью, и есть великий и всеобщий грядущий суд.[5]



[1] О Гоге и Магоге в особенности трактовала книга «Елдада и Модада» см. Schürer III, 266. Сам Иезекииль имел в виду пророчества Иеремии 2—6 и Софонии, грозивших скифским нашествием (ср. Иез. 38, 8 и 17). Он говорил о Гоге, князе Магога; впоследствии Гог и Магог обратились в два народа Γωγ ηδε Μαγογ.

[2] Ср. 2 Кор. 6. 15; какое согласие между Христом и Белиаром? Этот вопрос поясняется сопоставлением со следующими текстами: Зав. XII натр. Дан 5: и взыдет вам из колена Иуды и Левия спасение Господне и Он сотворит брань против Белиара: Sibyll II, 67: και Βλίαρ θήξει και σήματα πολλα ποιήσει ανθπωποις (18); 63 и 73; в Ancensio Jesaiae 4, 2 «Белиар, ангел великий, царь мира сего», сходит «в образе человека». Отцы церкви видели в антихристе воплощение сатаны, напр. блаж. Иероним к Дан. 7, 8 признает в нем человека in quo totus satanas habitaturus sit corporaliter (19), также Иоанн Златоуст ad. Thess. 2, 2 Horn. Cp. Bousset, Antichrist 88 и сл. Отсюда объясняются изображения антихриста в виде чудовища, см. ib. 101 сл. Ср. Texts and Studies ed. Robinson'a II, 3 Apocrypha anecd. Jaines'a 151 сл.

[3] Откр. 20, 7 сл. Και όταν τελεςθη τα χίλια έτη, λυθήσεται ο Σατανας εκ της φυλακης αυτου και εξελεύσεται πλανησαι έθνη τα εν ταις τέσσαρσιν γωνίαις της γης τον Γωγ και τον Μχγώγ, συναγαγειν αυτολύς εις πόλεμον ... και ανλεβησαν επι το πλάτος της γης, ραι εκύκλωσαν την παρεμβολην των αγίων και την πόλιν την ηγαπημένην. Και ρατέβη πυρ απο του Θεου εκ του ουρανου ραι κατέφαγεν αυτούς (20) и т. д.

[4] Ср. Dalman, Die Worte Jesu; 121 сл. о значении слова «век» (olam) по-арамейски.

[5] Суд после смерти 9, 1 и 10, 3; общий суд 65, 6; ср. 18, 1—6.


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.