13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. Н. В. Станкевич
НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ
(1813 — 24. VI. 1840).
У истоков русской общественной мысли 40-х годов мы находим светлый, трогательный образ Станкевича.
Еще не обозначились ясно будущие течения, еще не найдены отчетливые формулировки общественных 'идеалов, но начинают складываться необходимые предпосылки: духовная взволнованность,, жертвенный идеализм возникают в небольших группах молодежи. Герцен вспоминает о начале 30-х годов: «Россия будущего существовала исключительно между несколькими мальчиками, только-что вышедшими из детства..., а в них было наследие 14 декабря, наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси...».
Жизнь Станкевича можно 'изложить в двух строках: годы учения в Московском Университете, учение в Германии, безвременная смерть от чахотки в Италии..,
Он жил недолго, почти ничего не написал, но нельзя переоценить влияния его на молодую русскую общественность. Влияния нравственного: он остался навсегда в памяти друзей подлинным воплощением духовной красоты. Влияния идейного: он подвигнул их к беззаветно-восторженному приобщению к идеалистической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель). А приобщение это дало решающий толчок к созданию основных идеологических направлений ближайшего будущего.
Университетский кружок, за которым осталось имя Станкевича и душой которого он был, самыми именами участников предуказывает пути русской общественной мысли: Белинский, К. Аксаков, Бакунин, Грановский...
В' то время, как одновременно возникший кружок Герцена был поглощен социально-политическими проблемами, кружок Станкевича жил вопросами умозрительными.
И через студенческие годы, и через всю краткую жизнь Станкевича проходит одна мысль: долг перед миром, перед людьми. Под
64
готовка себя к исполнению этого долга духовным самосовершенствованием, достижением духовного единства своей личности — вот внутренний путь Станкевича. Ранняя смерть помешала жизни активной. Но он подлинно остался жить в своих друзьях. Неизгладимо влияние его на Белинского. Грановский признается: «Смерть его надломила что-то в душе моей. Полное счастие невозможно более для меня — в сердце моем навсегда останется пустота и печаль... Все мы обязаны ему полнотой нашей жизни, я — более всех... Я во всем чувствую его присутствие; великое поэтическое произведение, теплый лунный вечер, чистая минута душевной жизни — везде является он и объясняет мне смысл всего».
Тургенев, познакомившийся со Станкевичем перед смертью его, пишет: «Невозможно передать словами, какое он внушал к себе уважение, почти благоговение... Станкевич... сам о себе не думал, истинно интересовался каждым человеком и, как бы сам того не замечая, увлекал его за собой в область идеала... Фразы в нем и следа не было: даже Л. Толстой не нашел бы ее в нем... В нем была наивность, почти детская, еще более трогательная и удивительная при его уме».
Вероятно, Станкевич был бы среди западников, но вероятно также, что его обаяние предотвратило бы разрыв между ними и славянофилами.
Н. В. Станкевич.
(Я. М. Неверову, 16. VIII.. 1835 г. Переписка, стр. 329).
Философию я не считаю моим призванием; она может быть ступень... Я еще более хочу убедиться в достоинстве человека и, признаюсь, хотел бы убедить потом других...
(Из письма Я. М. Неверову, 2. XII. 1835 г. Стр. 341).
Кто бескорыстно ищет истины, тот уже очищает душу и приготовляет ее к принятию божества...
(Из письма Я. М. Неверову, 21. IX. 1836 г. Стр. 316). Тяжкое повиновение долгу, наложенному извне — есть благородная ошибка... Ошибка, — ибо это отречение не сопровождается внутреним единством бытия, гармониею, которая запечатлевает всякое совершенство, всякое дело Божие. Самоотвержение любви, самоотвержение по внутреннему голосу души... вот жизнь религиозная... Все наше достоинство — в приближении к этой жизни...
(Из письма М. А. Бакунину. 21. VI. 1836 г. Стр. 609).
65
Любовь!... Для меня с этим словом разгадана тайна жизни. Жизнь есть любовь. Вечные законы ее и вечное их исполнение — разум и воля. Жизнь беспредельна в пространстве и времени, ибо она есть любовь... Мир вечен, ибо любовь не кончится; не кончится, ибо она ест ь...
...Человек выше всего, ибо он вся жизнь... Он пал,... следовательно, опять должен возвышаться.
(«Моя метафизика», 1833 г. Сочинения, стр. 153-154).
Верное, сильное, неистребимое чувство любви — вот чудо! Вот что озаряет, очищает душу, что может наполнить жизнь и стать источником подвига. (Из письма 1836 г.).
Тот, кто проповедует любовь, — проповедует всё; ибо она зародыш всякого знания, всякой деятельности.
(М. А. Бакунину. 24. XI. 1835 г. Переписка. Стр. 592).
Чего хлопочут люди о народности? — Надобно стремиться к человеческому, свое будет по неволе. Во всяком искренном непроизвольном акте духа невольно отличается свое, и чем ближе это свое к общему, тем лучше. — Геринг верно не хотел написать немку, но его Мария по неволе вышла с немецким лицом, хотя на нем и святое выражение, а это инд.*) не составляет красоты. — Это все равно, если бы я, заметивши, что у многих людей, являющихся в обществе, есть свои особенные манеры, старался бы непременно сделаться оригинальным в этом отношении и стал бы подражать отцовским и дедовским. Кто имеет свой характер, тот отпечатывает его на всех своих действиях; создать характер, воспитать себя — можно только человеческими началами; выдумывать или сочинять характер народа из его старых обычаев, старых действий, значит хотеть продолжить для него время детства; давайте ему общее, и смотрите, что он способнее принять, чего нет у него и недостает ему. Вот эту народность угадайте, а поддерживать старое натяжками, квасным патриотизмом — это никуда не годится.
(Из дневника. 13 сентября 1837 г. «Переписка». Стр. 754).
*) Так у Станкевича.
66
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.