Поиск авторов по алфавиту

Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. Л. Н. Толстой

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (28. VIII. 1828 — 7. XI. 1910).

В России, в дни предсмертной болезни Льва Толстого, незнако­мые повсюду останавливали друга друга и спрашивали о нем, как о самом близком, родном человеке.

Когда он умер — было общее великое горе. Все осиротели.

Между тем1, учение Толстого имело немного последователей. Но что из того? Россия — и весь мир — потеряли правдолюбца, во всем значении этого слова. Все чувствовали и знали, что каждое слово Толстого так просто и мужественно правдиво, как это не дано никому из людей. Вспоминая, что на свете есть Лев Никола­евич Толстой, люди переживали совершенно особое чувство...

В. А. Маклаков, которого Толстой знал и любил, говорит: «Мир за Толстым не пошел... Но слушая Толстовскую проповедь, мир открывал в самом себе те добрые чувства, которые в суете жизни давно уже в нем заглохли; он сам на время становился лучше... Толстой не льстил ему, а будил совесть и этим его до себя поднимал. И пока жив был Толстой, мир видел в нем носителя веры в человека. Потому жизнь Толстого была ему так дорога; 7-го ноября, когда умер Толстой, мир стал не тем, чем был раньше. Что-то в нем по­гибло на веки».

Бердяев пишет: «Л. Толстой с небывалым радикализмом восстает против неправды и лжи истории, основ государства и общества. Он обличает историческое христианство, историческую церковь в при­способлении заветов Христа к закону этого мира... У него было по­трясающее чувство вины, вины не только личной, но и того клас­са, к которому он принадлежал. Древний аристократ по рождению, настоящий гран-синьор, он не мог вынести своего привилегиро­ванного положения...».

Но Толстой не был человеком, как он выражался, «общественно­го жизнепонимания». Его учение вытекает из размышлений, глу­боко мучительных, о судьбе и назначении своем и каждого чело-

257

 

века — перед Богом, перед миром, перед смертью, обесцениваю­щей все блага мира. «Единое на потребу» — исполнение воли Божией в самоотверженной любви, чтобы смерть, в любое время, была легка. Во имя велений нравственности — отвергаются все прочие ценности: «Всё, что мы называем культурой, наши науки, искусства, усовершенствованные приятности жизни, — всё это лишь попытка обмануть нравственные требования человека».

Толстой не думал, что предлагает какое-то новое учение. Он был убежден, что лишь очищает от искажений подлинное христианство. Между тем, он считал Христа лишь человеком, учителем мудрости. И когда он пишет о христианстве, о христианах — надо всегда иметь в виду, что он вкладывает в эти слова свое понимание, что речь идет не о христанских церквах и членах их.

Учение Льва Толстого о «непротивлении злу» было самым серд­цем его миропонимания. По мнению Бердяева, «Толстой противопо­лагает закон мира и закон Бога. Он предлагает рискнуть миром для исполнения воли Бога. Христианин обычно строит и организует свою практическую жизнь так, чтобы это было выгодно и целесо­образно и дела шли хорошо, независимо от того, есть ли Бог или нет Бога... Вот с этим Толстой не мог примириться... Смысл Тол­стовского непротивления насилием был более глубоким, чем обыч­но думают. Если человек перестанет противиться злу насилием, т. е. перестанет следовать закону этого мира, то будет непосред­ственное вмешательство Бога, то вступит в свои права божествен­ная природа... Толстовское учение есть форма квиетизма, пере­несенная на общественную и историческую жизнь...

При всей значительности Толстовской темы, ошибка была в том, что Толстой как будто не интересовался теми, над кем соверша­ется насилие и кого нужно защитить от насилия... Моральный максимализм Толстого не видит, что добро принуждено действовать в темной, злой мировой среде... Но он видит, что добро заражается злом в борьбе... Он хотел до конца принять в сердце Нагорную проповедь».

Слишком многие среди его ближайших учеников - «толстовцев» были узкими сектантами-формалистами. Они обращали всё внима­ние на «внешнее» в советах их учителя: «опрощение», земледель­ческий труд и т. д. Толстовцы были «законниками». Быть может, поэтому Толстой, к концу жизни, перенес центр тяжести, с боль­шой настойчивостью, на духовное состояние, подчеркивая второ-степенность «внешнего».

У Толстого, в ранней молодости, был культ Руссо. Он его считал своим учителем. А Ганди, более полувека спустя, считал своим учи­телем Толстого. Так смыкается все-человеческий круг...

258

 

Больше всего Толстой любил русский простой народ, русских крестьян. Он высоко ценил русский народный быт (несмотря на «Власть Тьмы»), крестьянскую общину.

В сущности, можно было бы сказать, что он представлял себе жизнь в «Царствии Божием» на земле, как просветленную жизнь русских крестьян.

В какой-то мере, он явил один из аспектов религиозного народ­ничества.

И, снова говоря словами В. А. Маклакова: «Россия, скромная, нищая и некультурная, которая не знала, какие беды ей еще пред­стоят, — Россия инстинктом почувствовала, что в день его смерти она потеряла заступника!».

 

Лев Толстой.

 

ХРИСТОВА ЗАПОВЕДЬ О НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛОМУ

Я поверил в учение Христа, и вся жизнь моя вдруг перемени­лась... То, что прежде казалось мне хорошо, показалось мне дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо... («В чем моя вера», 1884 г., стр. 3).

Место, которое было для меня ключом всего, было место из 5-ой главы Мф. ст. 39: «Вам сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противьтесь злому». Я вдруг в первый раз понял этот стих прямо и просто. Я понял, что Христос говорит то самое, что говорит. («В чем моя вера», стр. 11).

Добро непротивления. Исповедание делом.

Придет войной неприятель или просто злые люди нападут на меня, думал я прежде, и если я не буду защищаться, они оберут нас, осрамят, измучают и убьют меня и моих близких, и мне каза­лось это страшным. Но теперь все, смущавшее меня прежде, пока­залось мне радостным и подтвердило истину. Я знаю теперь, что и неприятели и так называемые злодеи и разбойники все — люди, точно такие же сыны человеческие, как и я, так же любят добро и ненавидят зло, так же живут накануне смерти и так же, как я, ищут опасения и найдут его только в учении Христа. Всякое зло, которое они сделают мне, будет злом для них же, и потому они должны делать мне добро. Если же истина неизвестна им и они делают зло, считая его благом, то я знаю истину только для того, чтобы показать ее тем, которые не знают ее. Показать же ее им я не могу иначе, как отречением от участия во зле, исповеданием истины на деле.    («В чем моя вера?», стр. 227).

259

 

Риск исповедания?

Если я один среди мира людей, не исполняющих учение Христа, — говорят обыкновенно — стану исполнять его, буду отдавать то, что имею, буду подставлять щеку, не защищаясь, буду даже не соглашаться на то, чтобы итти присягать и воевать, меня оберут и если я не умру с голода, меня изобьют до смерти, и если не изо­бьют, то посадят в тюрьму или расстреляют, и я напрасно по­гублю все счастье своей жизни и всю свою жизнь.

 

Риск мнимыми ценностями!

Христос предлагает Свое учение о жизни, как спасение от той губительной жизни, которую живут люди, не следуя Его учению, и вдруг я говорю, что я бы и рад последовать Его учению, да мне жалко погубить свою жизнь. Христос учит спасению от погибель­ной жизни, а я жалею эту погибельную жизнь. Стало быть, я счи­таю эту свою жизнь вовсе не погибельной, считаю эту жизнь чем-то действительным, мне принадлежащим и хорошим.

(«Б чем моя вера?», стр. 118).

 

Непротивление злому — закон.

Положение о непротивлении злому есть положение, связующее все учение в одно целое, но только тогда, когда оно не есть изре­чение, а есть правило, обязательное для исполнения, когда оно есть закон.   («В чем моя вера?», стр. 19).

 

И в личной, и в государственной жизни.

Напрасно говорят, что учение христианское касается личного опасения, а не касается вопросов общих, государственных. Это только смелое и голословное утверждение самой очевидной не­правды, которая разрушается при первой серьезной мысли об этом. Хорошо, я не буду противиться злому, подставлю щеку, как частный человек, говорю я себе, но идет неприятель или угне­тают народы и меня приглашают участвовать в борьбе со злыми — итти убивать их. И мне неизбежно решить вопрос: в чем служение Богу?... Итти на войну или не итти? Я — мужик, меня выбирают в старшины, судьи, присяжные, заставляют присягать, судить, на­казывать, — что мне делать? Опять я должен выбирать. Ни один человек не может уйти от решения этого вопроса. Я не говорю уже о нашем сословии, деятельность которого почти вся состоит в противлении злым: военные, судейские, администраторы, — но нет того частного, самого скромного человека, которому бы не предстояло это решение... Личная моя жизнь переплетена с общей

260

 

государственной, а государственная требует от меня нехристиан­ской деятельности, прямо противной заповеди Христа. («В чем моя вера?», стр. 22-23).

Недопустимость оправдания насилия — при неведении будущего.

Оправдание насилия, употребленного над ближним для защиты другого ближнего от худшего насилия, всегда неверно, потому что никогда при употреблении насилия против несовершившегося еще зла нельзя знать, какое зло будет больше — зло ли от моего на­силия или от того, от которого я хочу защищать. Мы казним пре­ступника, избавляя от него общество, и никак не можем знать, не изменился ли бы завтра бывший преступник и не есть ли наша казнь бесполезная жестокость. Мы запираем опасного, по нашему мнению, члена общества, но с завтрашнего дня этот человек мог перестать быть опасным и заключение его напрасно. Я вижу, что известный мне разбойник преследует девушку, у меня в руке ружье — я убиваю разбойника, спасаю девушку, но смерть или поранение разбойника совершилось наверное, то же, что бы про­изошло, если бы этого не было, мне неизвестно. А какое огромное количество зла должно произойти, как оно и происходит — от признания людьми за собой права предупреждать могущее слу­читься зло. 0,99 зла мира, от инквизиции и до динамитных бомб и казней и страданий десятков тысяч так называемых политических преступников основано на этом рассуждении.

(«Царство Божие внутри нас». 1893 г., стр. 13-14).

Но если война началась?

Но как же поступить теперь, сейчас, — скажут мне, — у нас в России в ту минуту, когда враги уже напали на нас, убивают на­ших, угрожают нам, — как поступить русскому солдату, офицеру, генералу, царю, частному человеку? Неужели предоставить вра­гам разорять наши владения, захватывать произведения наших тру­дов, захватывать пленных, убивать наших? Что делать теперь, когда дело начато?

Дело моей жизни началось прежде.

Но ведь прежде, чем начато дело войны, кем бы оно ни было начато, — должен ответить всякий одумавшийся человек, — преж­де всего начато дело моей жизни. А дело моей жизни не имеет ничего общего с признанием прав на Порт-Артур китайцев, япон­цев или русских. Дело моей жизни в том, чтобы исполнять волю Того, Кто меня послал в эту жизнь. И воля эта известна мне. Воля

261

 

эта в том, чтобы я любил ближнего и служил ему. Для чего же я, следуя временным, случайным требованиям, неразумным и жесто­ким, отступлю от известного мне вечного и неизменного закона всей моей жизни?...

Неучастие в войне. Исполнение воли Божией.

Так что на вопрос о том, что делать теперь, когда начата война, мне, человеку, понимающему свое назначение, не может быть дру­гого ответа, как тот, что какие бы ни были обстоятельства, — начата или не начата война,... отнят ли Петербург и Москва, — я не могу поступить иначе, как так, как того требует от меня Бог, и потому я, как человек, не могу ни прямо, ни косвенно, ни распо­ряжениями, ни помощью, ни возбуждением к ней, участвовать в войне, не могу, не хочу и не буду. Что будет сейчас или вскоре из того, что я перестану делать то, что противно воле Бога, я не знаю и не могу знать, но верю, что из исполнения воли Бога не может выйти ничего, кроме хорошего', для меня и для всех лю­дей.

(«Одумайтесь!». 1904 г., стр. 40-41). Что будет?

Сущность христианства есть исполнение воли Бога...

Что будет с нами, со всем человечеством, если каждый из нас исполнит то, что требует от него Бог через вложенную в него со­весть? Не будет ли беды от того, что находясь весь во власти хо­зяина, я, в устроенном и руководимом им заведении, исполню то, что он мне велит делать, но что мне, не знающем конечных целей хозяина, кажется странным?

Неисполнение — от малодушия.

Но даже не этот вопрос: что будет? — тревожит людей, когда они медлят исполнить волю хозяина: их тревожит вопрос, как жить без тех привычных нам условий нашей жизни...

(«Царство Божие внутри нас», стр. 134).

 

Простые люди, повинующиеся Богу, осуществят царство Божие.

...Как ни странно это может показаться людям, занятым военны-им планами, приготовлениями, дипломатическими соображениями, административными, финансовыми, экономическими мерами, рево­люционными, социалистическими проповедями и различными не­нужными знаниями, которыми они думают избавить человечество от его бедствий, — избавление людей не только от бедствий войн, но и от всех тех бедствий, которые сами себе причиняют люди,

262

 

сделается не теми императорами, королями, которые будут учреж­дать союзы мира, не теми людьми, которые свергнут императоров, королей, или ограничат их конституциями или заменят монархии республиками, не конференциями мира, не осуществлением социа­листических проектов, не победами и поражениями на суше, и на море, не библиотеками, университетами, не теми праздными ум­ственными упражнениями, которые теперь называются наукой, а только тем, что будет все больше и больше тех простых людей, которые,... поставив себе целью не внешние изменения жизни, а наиточнейшее исполнение в себе воли Того, Кто послал их в жизнь, на это исполнение направят все свои силы. Только эти люди, осу­ществляя царствие Божие в себе, в своей душе, установят, не стре­мясь непосредственно к этой цели, то внешнее царство Божие, которого желает всякая душа человеческая. («Одумайтесь!», стр. 45-46).

Христианство и государство. Их несовместимость.

Противны совести христианина все обязанности государственные: и присяга, и подати, и суд, и войско. А на этих самых обязанно­стях зиждется вся власть государства.

(«Царство Божие внутри нас», стр. 85).

Христианство в его истинном значении разрушает государство. Только со времени принятия главами государств номинального, внешнего христианства, начали придумываться все те невозмож­ные, хитросплетенные теории, по которым христианство можно совместить с государством. Но для каждого искреннего и серьез­ного человека нашего времени не может не быть очевидной не­совместимость истинного христианства — учения смирения, проще­ния обид, любви — с государством, с его величанием, насилиями, казнями и войнами. Исповедание истинного христианства не только исключает возможность признания государства, но и разрушает основы его.

(«Одумайтесь!», стр. 87).

Современное рабство.

Какие бы хитроумные и мнимо обеспечивающие свободу и ра­венство формы ни придумывал человек общественного жизнепони­мания, он не может освободиться от насилия, потому что он сам насильник... и потому всегда неизбежно — раб.

Рабство войне.

Что может быть безумнее и мучительнее того положения, в кото­ром живут теперь европейские народы, тратя большую часть своих богатств на приготовление к истреблению своих соседей... Что мо­

263

 

жет быть ужаснее того, что ожидает эти европейские народы вся­кую минуту... А между тем все люди готовы на это... И будут без­ропотно гибнуть и губить других людей, и будут восхвалять и ста­вить памятники тем несчастным или злодеям, которые их поставили в это положение.

Ложный, обшественный путь спасения.

Над людьми мира нависла страшная тяжесть зла и давит их. Люди, стоящие под этой тяжестью, все более и более задавленные, ищут средств избавиться от нее...

Либералы, социалисты, анархисты, вообще люди общественного жизнепонимания, толкуют о том, как устроить такое общество, при котором бы люди были свободны. Да какое же нравственное и ра­зумное общество можно устроить из таких людей?...

(«Одумайтесь!», стр. 77).

Инерция лжи.

Люди, связанные друг с другом обманом, составляют из себя как бы сплоченную массу. Сплоченность этой массы и есть зло мира. Вся разумная деятельность человечества направлена на разруше­ние этого сцепления обмана.

Вред революций.

Все революции суть попытки насильственного разбивания этой массы. Людям представляется, что если они разобьют эту массу, то она перестанет быть массой, и они бьют по ней; но, стараясь раз­бить ее, они только куют ее; сцепление частиц не уничтожится, пока внутренняя сила не сообщится частицам массы и не заставит их отделяться от нее.

Истина против лжи.

Сила сцепления людей есть ложь, обман. Сила, освобождающая каждую частицу людского сцепления, есть истина. Истина же пе­редается людям только делами истины.

(«В чем моя вера», стр. 230).

Ошибка анархистов.

Анархисты правы во всем, и в отрицании существующего, и в утверждении того, что хуже насилия власти, при существующих нравах, без этой власти быть не может. Ошибаются они только в "том, что анархию можно установить революцией, учредить "анархию. Анархия установится; но установится только тем, что все больше и больше будет людей, которым не нужна защита го­

264

 

сударственной власти, и все больше и больше людей, которые будут стыдиться прилагать эту власть.

Свобода — в христианстве.

Христианство, и только христианство освобождает людей от того рабства, в котором они находятся в наше время, и христианство и только христианство дает людям возможность действительного улучшения своей личной и общей жизни.

(«Царство Божие внутри нас»).

Греховность имущественного неравенства.

Всякое порабощение одного человека другим основано только на том, что один человек может лишить другого жизни и, не остав­ляя этого угрожающего положения, заставить другого исполнять свою волю. Если человек отдает весь свой труд другим, питается недостаточно, отдает малых детей в тяжелую работу, уходит от земли и посвящает всю свою жизнь ненавистному и ненужному для себя труду, как это происходит на наших глазах, в нашем мире (называемом нами образованным, потому что мы в нем живем), то наверно можно сказать, что он делает это только вследствие того, что за неисполнение всего этого ему угрожают лишением жизни...

(«Так что же нам делать?». 1886 г., стр. 119).

Греховность городской жизни.

Везде... происходит одно и то же. Богатства сельских произво­дителей переходят в руки торговцев, землевладельцев, чиновников, фабрикантов, и люди, получившие эти богатства, хотят пользо­ваться ими. Пользоваться же вполне этими богатствами они могут только в городе...

И поэтому богатые люди скопляются вместе и пристраиваются к таким же богатым людям с одинаковыми потребностями в города, где удовлетворение всяких роскошных вкусов заботливо охра­няется многочисленной полицией. Деревенскому же жителю от­части необходимо итти туда, где происходит этот непрестаюший праздник богачей и потребляется то, что взято у него, с тем, чтобы кормиться от тех крох, которые спадут со стола богатых, отчасти же, глядя на беспечную, роскошную и всеми одобряемую жизнь богачей, и самому желательно устроить свою жизнь так, чтобы меньше работать и больше пользоваться трудами других.

Деморализация богатых и бедных.

И вот, и он тянется в город и пристраивается около богачей, подчиняясь всем условиям, в которые поставят его... Он содей­

265

 

ствует удовлетворению всех их прихотей: он служит богачу и в бане, и в театре, и извозчиком, и проституткой, и делает ему эки­пажи, и игрушки, и моды и понемногу научается у богатых жить так же, как и он, не трудом, а разными уловками... и развращает­ся, и погибает. И в самом деле, надо только вдуматься в положе­ние этих деревенских жителей, приходящих в город для того, чтобы заработать на хлеб или на подати, когда они видят повсюду вокруг себя безумно швыряемые тысячи и самым легким способом добываемые сотни, тогда как они самым тяжелым трудом должны вырабатывать копейки, чтобы удивляться, как еще остаются из этих людей рабочие люди, а не все они берутся за более легкую добычу денег: торговлю,... 'нищенство, разврат, мошенничество^ гра!беж даже... Есть такие наивные люди, которые серьезно говорят, что бедные очень благодарны нам за то, что мы кормим их своею рос­кошью. Но бедные люди не лишаются человеческого рассудка от­того, что они бедные. Никогда они не признавали и не признают того, чтобы было справедливо одним людям постоянно праздни­чать, а другим постоянно постничать и работать, они сначала удив­ляются и оскорбляются этим, потом приглядываются к этому и, видя, что эти порядки признаются законными, стараются сами осво­бодиться от работы и принять участие в празднике. («Так что же нам делать?», стр. 62-66).

КАК НАДО ЖИТЬ:

В истине.

Первое: не лгать перед самим собой; как бы ни далек был мой путь жизни от того истинного пути, который открывает мне разум, — не бояться истины.

В смирении.

Второе: отречься от сознания свой правоты, своих преимуществ и особенностей перед другими людьми и признать себя виноватым.

В труде.

Третье: исполнять тот вечный, несомненный закон человека — трудом всего существа своего бороться с природою для поддержа­ния жизни своей и других людей...

(«Так что же нам делать?», стр. 292).

Только ложная вера в то, что труд есть проклятие, могла при­вести людей к тому освобождению себя от известных родов труда, т. е. к захвату чужого труда, требующего насильственного заня­тия специальным трудом других людей, которое они называют раз­делением труда.

(«Так что же нам делать?», стр. 259).

266

 

Из города в деревню. Долг хлебопашества.

Труд, если он имеет своею целью не приобретение возможности празднования и пользования чужим трудом, каков труд людей, на­живающих деньги, а целью удовлетворение потребностей, — сам собою влечет из города в деревню, к земле, где труд этот самый плодотворный и радостный.

(«Так что же нам делать?», стр. 279).

В Библии сказано, как закон человека: в поте лица снеси хлеб и в муках родиши чада.

Подобно тому, как нельзя купить ребенка и считать его своим, так и хлеб купленный будет всегда чужой. Своим ребенком может назвать мать только того, кого она родила в страдании. И хлебом своим мужчина может назвать только тот хлеб, который он вы­работал в поте лица своего.

(«Так что же нам делать?», стр. 284).

Труд и нравственность.

Нельзя, конечно, полагать, что ручной труд есть основной прин­цип нравственности, — это лишь самое простое и естественное приложение нравственных основ.

Любовь выше труда.

Принципом даже не может быть то, чтобы «работать хлебную работу»... Принцип наш один, общий, основной — любовь не сло­вом только и языком, а делом и истиною. (Письмо. Март 1891 г. Булгаков, стр. 60).

 

Совершенствование — высшая цель.

Дело христианина, посредством которого он достигает всех це­лей, в том числе и той, которая теперь в России предстоит ему, везде и всегда одно: разжигать свой огонь и светить им перед людь­ми. Обращение же всего внимания, всех, всех своих усилий, на какую-нибудь одну частную цель, как, например, на жизнь трудами рук, на проповедь или... на борьбу с теми или иными обманами, есть всегда ошибка...

(«Письмо. Январь 1902 г. Булгаков, стр. 65).

Надо не столько стараться делать добро, сколько стараться быть добрым; не столько стараться светить, сколько быть чистым.

(«Путь Жизни». Глава «Неделание». 1910 г. Булгаков, стр. 85).

 

Начинать с перемен в себе, а не в условиях жизни.

Тот, кто признает свою жизнь нехорошей и хочет начать жить

267

 

лучше, не должен думать, что он может начать жить только тогда, когда он переменит условия своей жизни. Исправлять жизнь надо и можно не внешней переменой, а в самом себе и в своей душе. А это можно делать всегда и везде. И работы этой у всякого доста­точно. Только когда душа твоя так изменится, что ты не будешь в состоянии продолжать прежнюю жизнь, только тогда переменяй жизнь, а не тогда, когда тебе будет думаться, что тебе легче будет исправлять себя, если ты переменишь жизнь.

(«Путь Жизни». Глава: «Усилие». 1910. Булгаков, стр. 84).

...Ошибка была в том, что вы искали изменение внешних форм и деятельности, вместо того, чтобы начать новую жизнь без при­готовлений внешних, а тотчас в том положении и месте, в котором находишься: в тюрьме, в вагоне, во дворце...

(Письмо. Декабрь. 1907 г. Булгаков, стр. 70).

Еще хуже, чем быть эксплоататором.

Если бы мне представлен был выбор из двух положений: хоть того, в котором я нахожусь теперь, т. е. жизни в развращающей и незаконной роскоши, хотя бы я и осуждал ее, как я и делаю, чему многие очень естественно не верят, или даже жизни человека, живущего в этой развращенной и развращающей среде богатых, каждым шагом жизни своей пользующихся трудами угнетенных и задавленных людей, и не чувствующего это, и добродушно весе­лящегося в привычных ему условиях, — или жизни самого трудо­вого человека, едящего хлеб своих трудов и не только не пользу­ющегося чужим, но отдающего свое в пользование другим, но вме­сте с тем исполненного зависти и ненависти, возбуждаемой в нем и частым общением с теми людьми, которые угнетали его, — я бы ни на минуту не задумался избрать первое. Хорошо быть экспло-атируемым, но не эксплоататором, это хорошо тогда, когда совер­шается это во имя покорности воле Бога и любви к людям; но когда это же совершается помимо покорности воле Бога, во имя нена­висти к людям, удерживаемой только невозможностью приложить ее, то положение эксплоатируемого в тысячу раз хуже. Все дело не во внешних условиях, а в том духовном отношении к тем или иным условиям. Дороже всего любовное отношение ко всем. Такое со­стояние получается при любви к Богу.

(Письмо. Август. 1908 г. Булгаков, стр. 64-65).

Русский народ и власть.

Русский народ всегда иначе относился к власти, чем европейские народы. Русский народ никогда не участвовал в ней, не развра­щался участием в ней. Русский народ всегда смотрел на власть, не

268

 

как на благо,, к которому свойственно стремиться каждому чело­веку, как смотрит на власть большинство европейских народов..., но смотрел всегда на власть, как на зло, от которого человек должен устраняться... Причина такого отношения русского народа к вла­сти— я думаю — заключается в том, что в русском народе, больше чем в других народах, удержалось истинное христианство, как уче­ние братства, равенства, смирения, любви, то христианство, которое делает резкое различие между подчинением насилию и повинове­нием ему.

 Историческое призвание русского народа.

...Я думаю, что разрешение... великого, всемирного греха, раз­решение, которое будет эрой в истории человечества, предстоит именно русскому, славянскому народу, по своему духовному и эко­номическому складу предназначенному для этого великого, все­мирного дела, — что русский народ не опролетариться должен, подражая народам Европы и Америки, а, напротив, разрешить у себя земельный вопрос упразднением земельной собственности и указать другим народам путь разумной, свободной и счастливой жизни, вне промышленного, фабричного, капиталистического на­силия и рабства, — вот в чем его великое историческое призвание.

(«Великий грех». 1905 г., стр. 35).

 

ПРИЗЫВ К АЛЕКСАНДРУ III О ПРОЩЕНИИ УБИЙЦ АЛЕКСАНДРА II.

Почему был написан призыв.

...Суд над убийцами и готовящаяся казнь произвели на меня одно из самых сильных впечатлений моей жизни. Я не мог пере­стать думать о них, но не столько о них, сколько о тех, кто гото­вился участвовать в их убийстве, и особенно об Александре III. Мне так ясно было, какое радостное чувство он мог бы испытать, простив их. Я не мог верить, что их казнят, и, вместе с тем боялся и мучился за их убийц. Помню, с этою мыслью я после обеда лег внизу на кожаный диван и неожиданно задремал и во сне, в полу­сне, подумал о них и о готовящемся убийстве и почувствовал так ясно, как будто это все было наяву, что не их казнят, а меня, и казнит не царь с палачами и судьями, а я же и казню их, и я с кошмарным ужасом проснулся. И тут написал письмо.

(Из одного письма).

269

 

Письмо к Александру III.

Ваше Императорское Величество.

Я, ничтожный, не признанный и слабый, плохой человек, пишу русскому Императору и советую ему, что ему делать в самых слож­ных, трудных обстоятельствах, которые когда-либо бывали. Я чув­ствую, как это странно, неприлично, дерзко, и все-таки пишу. Я думаю себе: ты напишешь, письмо твое будет не нужно, его не прочтут, или прочтут и найдут, что это вредно и накажут тебя за это. Вот и все, что может быть. И дурного в этом для тебя не будет ничего такого, в чем бы ты раскаялся. Но если ты не напишешь, и потом узнаешь, что никто не сказал царю то, что ты хотел сказать, и что царь потом, когда уже ничего нельзя будет переменить, по­думает и скажет: «если бы тогда кто-нибудь сказал мне это», — если это случится так, то ты вечно будешь раскаиваться, что не написал того, что думал. И потому я пишу Вашему Величеству то, что я думаю...

Я буду писать не в том тоне, в котором обыкновенно пишут письма Государю — с цветами подобострастного и фальшивого красноречия, которое только затемняет и чувства и мысли. Я буду писать просто, как человек к человеку.

Настоящие чувства моего уважения к Вам, как к человеку и как к царю, виднее будут без этих украшений.

Отца Вашего, царя русского, сделавшего много добра и всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, безжалост­но изувечили и убили не личные враги его, но враги существую­щего порядка вещей: убили во имя какого-то блага всего челове­чества.

Вы стали на его место, и перед Вами те враги, которые отрав­ляли жизнь Вашего отца и погубили его. Они враги Ваши потому, что Вы занимаете место Вашего отца, и для того мнимого общего блага, которого они ищут, они должны желать убить и Вас.

К этим людям в душе Вашей должно быть чувство мести, как к убийцам отца, и чувство ужаса перед тою обязанностью, которую Вы должны были взять на себя. Более ужасного положения нельзя себе представить, более ужасного потому, что нельзя себе пред­ставить более сильного искушения зла. «Враги отечества, народа, презренные мальчишки, безбожные твари, нарушающие спокой­ствие и жизнь вверенных миллионов, и убийцы отца. Что другое можно сделать с ними, как не очистить от этой заразы русскую землю, как не раздавить их, как мерзких гадов? Этого требует не мое личное чувство, даже не возмездие за смерть отца, этого тре­бует от меня мой долг, этого ожидает от меня вся Россия».

270

 

В этом-то искушении и состоит весь ужас Вашего положения. Кто бы мы ни были, цари или пастухи, мы люди просвещенные уче­нием Христа.

Я не говорю о Ваших обязанностях царя. Прежде обязанностей царя есть обязанности человека, и они должны быть основой обя­занностей царя и сойтись с ними.

Бог не спросит Вас об исполнении обязанности царя, не опросит об исполнении царской обязанности, а спросит об исполнении че­ловеческих обязанностей. Положение Ваше ужасное, но только затем и нужно учение Христа, чтобы руководить нас в тех страш­ных минутах искушения, которые выпадают на долю людей. На Вашу долю выпало ужаснейшее из искушений. Но как ни ужасно оно, учение Христа разрушает его: все сети искушений, обстав­ленные вокруг Вас, как прах разлетятся перед человеком, испол­няющим волю Бога.

Мф. 5, 43. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего и нена­видь врага твоего; а Я говорю вам: любите врагов ваших... благо­творите ненавидящих вас... да будете сынами Отца вашего небес­ного».

Мф. 5, 38. Вам сказано: «Око за око, зуб за зуб, а Я говорю: не противься злому».

Мф. 18, 22.   «Не говорю тебе до семи, но семижды семи раз».

«Не ненавидь врага, а благотвори ему, не противься злу, не уставай прощать». Это сказано человеку и всякий человек может исполнить это. И никакие царские, государственные соображения не могут нарушать заповедей этих.

Мф. 5, 19. «И кто нарушит одну из сих малейших заповедей, малейшим наречется в Царствии Небесном, а кто сотворит и на­учит, тот великим наречется в Царствии Небесном».

Мф. 7, 24...........

Знаю я, как далек тот мир, в котором мы живем, от тех боже­ских истин, которые выражены в учении Христа и которые живут в нашем сердце. Но истина — истина, и она живет в нашем сердце и отзывается восторгом и желанием приблизиться к ней. Знаю я, что я ничтожный, дрянной человек, в искушениях в тысячу раз слабейших чем те, которые обрушились на Вас, отдавался не исти­не и добру, а искушению, и что дерзко и безумно мне, исполнен­ному зла человеку, требовать от Вас той силы духа, которая не имеет примеров, требовать, чтобы Вы, русский царь, под давле­нием всех окружающих, и любящий сын после убийства отца про­стил бы убийц и отдал бы им добро за зло; но не желать этого я не могу, не могу не видеть того, что всякий шаг Ваш к прощению есть шаг к добру, всякий шаг к наказанию есть шаг ко злу, не ви­

 

271

 

деть этого я не могу. Но как для себя, в спокойную минуту, когда нет искушения, надеюсь, желаю всеми силами души избрать путь любви и добра, так и за Вас желаю и не могу не надеяться, что Вы будете стремиться к тому, чтобы быть совершенным, как Отец Ваш на небе; и Вы сделаете величайшее дело в мире — поборете искушение; и Вы, царь, дадите миру величайший пример испол­нения учения Христа — отдадите добро за зло.

Отдайте добро за зло, не противьтесь злу, всем простите. Это и только это надо делать. Это воля Бога. Достанет ли у кого или не достанет силы сделать это, это другой вопрос. Но только этого одного надо желать, к этому одному стремиться, это одно считать хорошим и знать, что все соображения против этого — искушения и соблазны и что все они ни на чем не основаны, шатки и темны.

Но кроме того, что всякий человек должен и не может ничем другим руководиться в своей жизни, как этим выражением воли Божией, исполнение этих заповедей Божьих есть вместе с тем и самое для жизни Вашей (и Вашего народа) разумное действие.

Истина и благо всегда истина и благо и на земле и на небе.

«Простить ужаснейших преступников против человеческих и бо­жеских законов и воздать им добро за зло» — многим это пока­жется в лучшем случае идеализмом, безумием, а многим злона­меренностью...

Для людей, смотрящих на дело с материальной стороны, нет дру­гих путей — или решительных мер пресечения или либерального послабения...

Больного лечили и сильными средствами, и переставали давать сильные средства...: ни та, ни другая система не помогли, боль­ной все больнее...

Пробовали во имя государственной необходимости блага масс стеснять', ссылать, казнить, пробовали во имя той же необходимости блага масс давать свободу — всё было то же. Отчего не попробо­вать во имя Бога исполнять только закон Его, не думая ни о го­сударстве, ни о благе масс? Во имя Бога и исполнения закона Его не может быть зла...

Положение Ваше и России теперь — как положение больного во время кризиса. Один ложный шаг, прием средства ненужного', вредного, может навсегда погубить больного. Точно так же теперь одно действие в том или другом смысле — возмездия за зло же­стокими казнями или вызова представителей — может связать всё будущее...

Государь! По каким-то роковым, страшным недоразумениям в душе революционеров запала страшная ненависть против отца Ва-

 

272

 

шего, — ненависть, приведшая их к страшному убийству. Нена­висть эта может быть похоронена вместе с ним. Революционеры могли — хотя несправедливо — осуждать его за погибель десят­ков 'своих. На руках Ваших нет крови. Вы — невинная жертва сво­его положения. Вы стоите на распутьи. Несколько дней, и если восторжествуют те, которые говорят и думают, что христианские истины только для разговоров, а в государственной жизни должна проливаться кровь и царствовать смерть, Вы навеки выйдете из того блаженного состояния чистоты и жизни с Богом и вступите на путь тьмы государственных необходимостей, оправдывающих всё и даже нарушение закона Бога для человека...

Простите, воздайте добром за зло, и из сотен злодеев десятки перейдут от дьявола к Богу и у тысяч, миллионов дрогнет сердце от радости и умиления при виде примера добра с престола в та­кую страшную для сына убитого отца минуту.

Государь! Если бы Вы сделали это, позвали этих людей, дали бы им денег и услали их куда-нибудь в Америку и написали бы манифест с словами вверху: «а Я говорю: любите врагов своих», не знаю, как другие, но я, плохой верноподданный, был бы собакой, рабом Вашим. Я бы плакал от умиления, как я теперь плачу, всякий раз, когда бы я слышал Ваше имя. Да что я говорю: «не знаю, что другие»! Знаю, каким потоком разлились бы по России добро и любовь от этих слов.

Истины Христовы живы в сердцах людей, и одни они живы, и любим мы людей только во имя этих истин.

И Вы, царь, провозгласили бы не словом, а делом эту истину...

Но положим, что люди привыкли думать, что божественные ис­тины — истины только духовного мира и не приложимы к житей­скому... Они скажут: христианское прощение и воздаяние добром за зло хорошо для каждого человека, а не для государства. При­ложение этих истин к управлению государством погубит государ­ство.

Государь! ведь это ложь, злейшая, коварнейшая ложь. Испол­нение закона Бога погубит людей? Если это закон Бога для людей, то он всегда и везде закон Бога, и нет другого закона, воли Его. И нет кощунственнее речи, как сказать: закон Бога не годится. Тог­да он не закон Бога. Но положим, мы забудем, что закон Бога выше всех других законов и всегда приложим, мы забудем это. Хорошо: закон Бога не приложим и если исполнить его, то выйдет зло еще хуже. Если простить преступников, выпустить всех из заключений и ссылок, то произойдет худшее зло. Да почему это так? Кто сказал это? Чем вы докажете это? Своею трусостью. Другого у вас нет доказательства. И кроме того, вы не имеете

 

273

 

права отрицать ничьего средства, так как всем известно, что ваши не годятся.

Они скажут: выпустить всех, и будет резня, потому что немного выпустить, то бывают малые беспорядки, много выпустить — бы­вают большие беспорядки. Они рассуждают так, говоря о револю­ционерах, как о каких-то бандитах, шайке, которая собралась, и когда ее переловят, то она кончится. Но дело совсем не так: не число важно, не то, чтобы уничтожить или выслать их побольше, а то, чтобы уничтожить их закваску, дать другую закваску. Что такое революционеры? Это люди, которые ненавидят существу­ющий порядок вещей, находят его дурным и имеют в виду основы для будущего порядка вещей, который будет лучше.

Убивая, уничтожая их, нельзя бороться с ними. Не важно их число, а важны их мысли. Для того, чтобы бороться с ними, надо бороться духовно. Их идеал есть общий достаток, равенство, сво­бода; чтобы бороться с ними, надо поставить против них идеал та­кой, какой был бы выше их идеала, включал бы в себя их идеал...

Есть только один идеал, который можно противопоставить им,— тот, из которого они выходят не понимая его и кощунствуя над ним, —тот, который включает их идеал, идеал любви, прощения и воз­даяния добра за зло. Только одно слово прощения и любви христи­анской, сказанное и исполненное с высоты престола, и путь хри­стианского царствования, на который предстоит вступить Вам, мо­жет уничтожить то зло, которое точит Россию. Как воск от лица огня, растает всякая революционная борьба перед царем-челове­ком, исполняющим закон Христа.

(Письмо Александру III. Первая редакция («Письмо было гораз­до лучше, потом я стал переделывать, и оно стало холоднее» Л. Т. 1881 г.).

(Бирюков, Том II, стр. 381-391).

 

О смертных казнях:

«НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ !»

Казнь 12-ти крестьян.

«Семь смертных приговоров... Четыре казни...».

И это в каждой газете. И это продолжается не недели, не ме­сяцы, не год, а годы. И происходит это в России, в той самой Рос­сии, в которой народ считает всякого преступника несчастным, и в которой до самого последнего времени по закону не было смерт­ной казни.

Помню, как гордился я этим когда-то перед европейцами, и вот второй, третий год неперестающие казни, казни, казни.

274

 

Беру нынешнюю газету.

Нынче... что-то ужасное. В газете стоят короткие слова: «Се­годня... казнены через повышение двенадцать крестьян за разбой­ное нападение на усадьбу землевладельца...».

Двенадцать человек из тех самых людей, трудами которых мы живем, тех самых, которых мы всеми силами развращали и развра­щаем, начиная от яда водки и до такой ужасной лжи веры, в ко­торую мы не верим, но которую стараемся всеми силами внушить им, — двенадцать таких людей задушены веревками теми самыми людьми, которых они кормят и одевают и обстраивают, и которые развращали и развращают их. Двенадцать мужей, отцов, сыновей, тех людей, на доброте, трудолюбии, простоте которых только и держится русская жизнь, схватили, посадили в тюрьмы, заковали в ножные кандалы. Потом связали им за спиной руки, чтобы они не могли хвататься за веревку, на которой их будут вешать, и при­вели под виселицы. Несколько таких же крестьян, как и те, кото­рых будут вешать, только вооруженные и одетые в хорошие са­поги и чистые солдатские мундиры, с ружьями в руках, сопровож­дают приговоренных. Рядом с приговоренными, в парчевой ризе и в эпитрахили, с крестом в руке, идет человек с длинными воло­сами. Шествие останавливается. Руководитель всего дела говорит что-то, секретарь читает бумагу, и когда бумага прочтена, человек с длинными волосами, обращаясь к тем людям, которых другие люди собираются удушить веревками, говорит что-то о Боге и Христе. Тотчас же после этих слов палачи, — их несколько, один не может управиться с таким сложным делом, — разведя мыло и намылив петли веревок, чтобы лучше затягивались, берутся за закованных, надевают на них саваны, взводят на помост с висели­цами и накладывают на шеи намыленные веревочные петли.

И вот, один за другим, живые люди сталкиваются с выдернутых из под их ног скамеек и своею тяжестью сразу затягивают на своей шее петли и мучительно задыхаются. За минуту еще перед этим живые люди превращаются в висящие на веревках мертвые тела, которые сначала медленно покачиваются, потом замирают в неподвижности.

Ужас холодного расчета.

Все это для своих братьев-людей старательно устроено и при­думано людьми высшего сословия, людьми учеными, просвещен­ными. Придумано то, чтобы делать эти дела тайно, на заре, так, чтобы никто не видал их, придумано то, чтобы ответственность за эти злодейства так бы распределилась между совершающими их людьми, чтобы каждый мог думать и сказать: не он виновник их.

275

 

Придумано то, чтобы разыскивать самых развращенных и несчаст­ных людей и, заставляя их делать дело нами же придуманное и одобренное, делать вид, что мы гнушаемся людьми, делающими это дело...

И начальство удаляется к своим обычным занятиям с сознанием добросовестно исполненного, хотя и тяжелого, но необходимого дела. Застывшие тела снимают и зарывают.

Ведь это ужасно!

И делается это не один раз, и не над этими только 12-ю несчаст­ными, обманутыми людьми из лучшего сословия русского народа, но делается это, не переставая, годами, над сотнями и тысячами таких же обманутых людей, обманутых теми самыми людьми, кото­рые делают над ними эти страшные дела...

 

 

II.

Развращение народа.

Ужаснее же всего в этом то, что все эти бесчеловечные насилия и убийства, кроме того прямого зла, которое они причиняют жерт­вам насилий и их семьям, причиняют еще большее зло всему на­роду, разнося быстро распространяющееся, как пожар по сухой соломе, развращение всех сословий русского народа. Распростра­няется же это развращение особенно быстро среди простого, рабо­чего народа потому, что все эти преступления, превышающие в сотни раз все то, что делалось и делается простыми ворами и раз­бойниками и всеми революционерами вместе, совершаются под видом чего-то нужного, хорошего, необходимого, не только оправ­дываемого, но поддерживаемого разными, нераздельными в поня­тиях народа с справедливостью и даже святостью учреждениями: сенат, синод, дума, церковь, царь.

И распространяется это развращение с необычайной быстротой.

Недавно еще не могли найти во всем русском народе двух пала­чей. Еще недавно, в 80-х годах, был только один палач во всей Рос­сии. Помню, как тогда Соловьев Владимир с радостью рассказы­вал мне, как не могли по всей России найти другого палача, и од­ного возили с места на место. Теперь не то…

О казнях, повешениях, убийствах, бомбах пишут и говорят те­перь, как прежде говорили о погоде. Дети играют в повешение. Почти дети, гимназисты идут с готовностью убить на экспропри­ации, как прежде шли на охоту...

Да, как ни ужасны самые дела, нравственное, духовное, невиди­мое зло, производимое ими, без сравнения еще ужаснее.

276

 

III.

 

Попытка оправдать смертную казнь.

Вы говорите,, что вы совершаете все эти ужасы для того, чтобы водворить спокойствие, порядок. Вы водворяете спокойствие и порядок!

Чем же вы его водворяете? Тем, что вы, представители христи­анской власти, руководители, наставники, одобряемые и поощряе­мые церковными служителями, разрушаете в людях последние остатки веры и нравственности, совершая величайшие преступле­ния: ложь, предательство, всякого рода мучительство и — послед­нее, самое противное всякому не вполне развращенному сердцу человеческому: не убийство, не одно убийство, а убийства, беско­нечные убийства, которые вы думаете оправдать разными глупыми ссылками на какие-то статьи, написанные вами же в ваших глу­пых и лживых книгах, кощунственно называемые вами законами.

Вы говорите, что это единственное средство успокоения народа и погашения революции, но ведь это явная неправда.

Надо удовлетворить народ.

Очевидно, что, не удовлетворяя требованиям самой первобыт­ной справедливости всего русского земледельческого народа: уни­чтожения земельной собственности, а, напротив, утверждая ее и всячески раздражая народ и тех легкомысленных озлобленных лю­дей, которые начали насильническую борьбу с вами, вы не можете успокоить людей, мучая их...

Причина событий и выход из положения.

Причина совершающегося никак не в материальных событиях, а все дело в духовном состоянии народа, которое изменилось и ко­торое никакими усилиями нельзя вернуть к прежнему состоянию. Если бы вы убили или замучили хотя бы десятую часть всего рус­ского народа, духовное состояние остальных не станет таким, ка­кого вы желаете...

«Но что же делать, говорите вы, что делать? Как прекратить те злодейства, которые сейчас совершаются?».

Ответ самый простой: перестать делать то, что вы делаете...

Забота о благе народа — лицемерие.

То, что вы делаете, вы. делаете не для народа, а для себя, для того, чтобы удержать то, по заблуждению вашему считаемое вами

277

 

выгодным, а в сущности самое жалкое и гадкое положение, кото­рое вы занимаете. Так и не говорите, что то, что вы делаете, вы делаете для народа: это неправда...

 

IV.

Переложение вины на революционеров.

Вы говорите: «Начали не мы, а революционеры»... Вы говорите, что совершаемые революционерами злодейства ужасны.

Я не спорю и прибавлю к этому еще то, что дела их, кроме того, что ужасны, еше так же глупы и так же бьют мимо цели, как ваши дела... Но они ничего не делали и не делают такого, чего бы вы не делали, и не делали в несравненно большой степени...

Так что, употребляя те безнравственные средства, которые вы употребляете для достижения своих целей, вам-то уж никак нельзя упрекать революционеров.

 

V.

Необходимо обличение.

Знаю я, что все люди — люди, что все мы слабы, что все мы заблуждаемся, и что нельзя одному человеку судить другого. Я долго боролся с тем чувством, которое вызывали и вызывают во мне виновники этих страшных преступлений, и тем больше, чем выше по общественной лестнице стоят эти люди. Но я не могу и не хочу больше бороться с этим чувством.

А не могу и не хочу, во-первых, потому, что людям этим, не видящим всей своей преступности, необходимо обличение, необхо­димо и для них, и для той толпы людей, которая под влиянием внешнего почета и восхваления этих людей, одобряет их ужасные дела и даже старается подражать им.

Мука разделенной нравственной ответственности.

Во-вторых, не могу и не хочу больше бороться потому, что (от­кровенно признаюсь в этом) надеюсь, что мое обличение этих лю­дей вызовет желательное мне извержение меня тем или иным путем из того круга людей, среди которого я живу и в котором я не могу не чувствовать себя участником совершаемых вокруг меня пре­ступлений.

Ведь все, что делается теперь в России, делается во имя общего блага, во имя обеспечения и спокойствия жизни людей, живущих в России. Для меня, стало быть, и нищета народа, лишенного пер

278

 

вого, самого естественного права человеческого — пользования той землей, на которой он родился; для меня эти полмиллиона ото­рванных от доброй жизни мужиков, одетых в мундиры и обуча­емых убийству, для меня это лживое, так называемое духовенство, на главной обязанности которого лежит извращение и скрывание истинного христианства. Для меня все эти высылки людей из места в место, для меня эти сотни тысяч несчастных, мрущих от тифа, от цынги в недостающих для всех крепостях и тюрьмах. Для меня страдания матерей, жен, отцов изгнанных, запертых, повешенных. Для меня эти шпионы, подкупы,., для меня закапывание десятков, сотен расстреливаемых... Для меня эти виселицы... Для меня это страшное озлобление людей друг против друга.

И как ни странно утверждение о том, что всё это делается для меня и что я участник этих страшных дел, я все-таки не могу не чувствовать, что есть несомненная зависимость между моей про­сторной комнатой, моим обедом, моим досугом и теми страшными преступлениями, которые совершаются для устранения тех, кто же­лал бы отнять у меня то, чем я пользуюсь...

А сознавая это, я не могу долее переносить этого, не могу и дол­жен освободиться от этого мучительного положения.

Нельзя так жить. Я, по крайней мере, не могу так жить, не могу и не буду.

Спасти народ или пострадать с народом.

Затем я и пишу это и буду всеми силами распространять то, что пишу и в России и вне нее, чтобы одно из двух: или кончились эти нечеловеческие дела или уничтожилась бы моя связь с этими де­дами, чтобы или посадили меня в тюрьму, где бы я ясно сознавал, что не для меня уже делаются все эти ужасы или же, что было бы лучше всего (так хорошо, что я и не смею мечтать о таком сча­стье), надели на меня так же как тех двенадцать крестьян саван и так же столкнули с скамейки, чтобы я своей тяжестью за­тянул на своем старом горле намыленную петлю.

 VI.

Обращение к виновникам.

И вот для того, чтобы достигнуть одной из этих двух целей, об-оащаюсь ко всем участникам этих страшных дел, обращаюсь ко всем, начиная с одевающих на людей-братьев, на женщин, на де­тей колпаки и петли, от тюремных смотрителей и до вас, главных распорядителей и разрешителей этих ужасных преступлений.

279

 

Люди-братья! Опомнитесь, одумайтесь, поймите, что вы делаете. Вспомните, кто вы.

Ведь, вы прежде чем быть палачами, генералами, судьями, пре­мьерами, царями, прежде всего вы люди. Нынче выглянули на свет Божий, завтра вас не будет. (Вам-то, палачам всякого разряда, вы­звавшим и вызывающим к себе особую ненависть, вам-то особенно надо помнить это). Неужели вам, выглянувшим на этот один ко­роткий миг на свет Божий — ведь смерть, если вас не убьют, всегда у всех за плечами — неужели вам не видно в ваши светлые минуты, что ваше призвание в жизни не может быть в том, чтобы мучить, убивать людей, самим дрожать от страха, быть убитым, и лгать перед собою, перед людьми и перед Богом, уверяя себя и людей, что принимая участие в этих делах, вы делаете важное великое дело для блага миллионов? Неужели вы сами не знаете, — когда не опьянены обстановкой, лестью и привычными софизмами, — что все это — слова, придуманные только для того, чтобы, делая самые дурные дела, можно было бы считать себя хорошим человеком? Вы не можете не знать того, что у вас так же, как у каждого из нас есть только одно настоящее дело, включающее в себя остальные дела, — то, чтобы прожить этот короткий промежуток данного нам времени в согласии с той волей, которая послала вас в этот мир, и в согласии с ней уйти из него. Воля же эта хочет только одного: любви людей к людям...

Да, подумайте все вы, от высших до низших участников убийств, подумайте о том, кто вы, и перестаньте делать то, что делаете. Перестаньте — не для себя, не для своей личности, и не для людей, не для того, чтобы люди перестали осуждать вас, но для своей ауши, для того Бога, который, как вы ни заглушаете его, живет в вас.

(«Не могу молчать!». 1908 г.).

 

280


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.