Поиск авторов по алфавиту

Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. П. Н. Ткачев

ПЕТР НИКИТИЧ ТКАЧЕВ

(1844 — 1883).

Как и С. Г. Нечаев, П. Н. Ткачев не имел сколько-нибудь значи­тельного влияния на современную ему революционную обществен­ность. Идея революционной диктатуры, а тем более диктатуры партийной, а также теория «экономического материализма» шли в разрез и с идеологией, и с настроениями русской молодежи, рус­ских революционных кругов. Его резкая критика взглядов и Лав­рова, и Бакунина ставила его в положение одиночки.

Но он был довольно влиятельным литературным критиком, со­трудничая в петербургских журналах и продолжая Писаревскую традицию крайнего утилитаризма.

П. Н. Ткачев родился в небогатой помещичьей семье. Он попал два раза в Петропавловскую крепость за участие в петербургских студенческих беспорядках. А за принадлежность к Нечаевской ор­ганизации он был арестован в 1869 году и приговорен к тюрем­ному заключению два года спустя.

Эмигрировав, Ткачев издавал за-границей журнал «Набат».

Он умер в Париже, страдая душевной болезнью.

Бердяев пишет о нем: «Наибольший идеологический интерес, как теоретик революции, представлял Ткачев, которого нужно при­знать предшественником Ленина... Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Нельзя до­пустить превращения государства в конституционное и буржуаз­ное... Ткачев, подобно большевикам, проповедует захват власти ре­волюционным меньшинством и использование государственного аппарата для своих целей. Он сторонник сильной организации. Тка­чев один из первых говорил в России о Марксе. Он пишет в 1875 г. письмо к Энгельсу, в котором говорит, что пути русской револю­ции особые, и что к России неприменимы принципы марксизма... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс.

145

 

Он интересен, как теоретик русской революции и предшественник большевизма. Мысли его острые. Но культурный уровень его очень не высок. Он... признал «Войну и Мир» бездарным и вредным про­изведением...».

П. Н. Ткачев.

Тревожные экономические перемены.

Пришло время ударить в набат. Смотрите! Огонь «экономиче­ского прогресса» уже коснулся коренных основ нашей народной жизни. Под его влиянием уже разрушаются старые формы нашей общинной жизни, уничтожается самый «принцип общины»... На развалинах перегорающих форм нарождаются новые формы — формы буржуазной жизни, развивается кулачество, мироедство, во­царяется принцип индивидуализма, экономической анархии, бес­сердечного, алчного эгоизма.

...Огонь подбирается и к нашим государственным формам.

Революция — пока не поздно.

Сегодня мы сила... Сегодня наши враги слабы, разъединены. На­против нас одно правительство с своими чиновниками и солдатами... Но что будет завтра?...

Кто подготовляет революцию.

Подготовлять революцию — это совсем не дело революционера. Ее подготовляют: эксплуататоры, капиталисты, помещики, попы, полиция, чиновники, консерваторы, либералы, прогрессисты и т. п. Революционер же должен только пользоваться и известным обра­зом комбинировать те, уже готовые, данные революционные эле­менты, которые выработала история, которые выростила экономи­ческая жизнь народа...

 Революционер не подготовляет, а делает революцию.

О Бакунине.

В то время, как наиболее деятельная, наиболее искренняя энер­гическая часть молодежи инстинктивно ищет непосредственно воз­можного, практически осуществимого, ей рекомендуют анархию, как ближайшую цель революции.

О Лаврове.

-.В то время, как она, — полная сил и веры, — рвется на дело и хочет как можно скорее сорвать с народа давящие его цепи, — ей говорят: «Подожди, не торопись, сперва пропагандируй, внушай, просвещай, а уж потом срывай».

146

 

Об обоих.

Анархия — как ближайшая, непосредственная цель революции, пропаганда — как практическая цель ее осуществления и, нако­нец, организация без дисциплины, иерархии и подчиненности, — разве всё это не фантастические утопии, не ребяческие мечты?...

Диктатура меньшинства.

Меньшинство, в силу своего более высокого умственного и нрав­ственного развития, всегда имеет и должно иметь умственную и нравственную власть над большинством.

Следовательно, революционеры — люди этого меньшинства, ре­волюционеры, воплощающие в себе лучшие умственные и нрав­ственные силы общества, необходимо обладают и, оставаясь рево­люционерами, не могут не обладать властью...

Захват государственной власти.

Истинная революция — действительная метаморфоза силы нрав­ственной в силу материальную — может совершиться только при одном условии: при захвате революционерами государственной вла­сти в свои руки; иными словами, — ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться ни в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственной властью и превратить дан­ное консервативное государство в государство революционное.

Мероприятия диктатуры.

Но захват власти... не есть еще революция. ...Революция осу­ществляется революционным государством, которое, с одной сто­роны, борется и уничтожает консервативные и реакционные эле­менты общества, упраздняет все те учреждения, которые препят­ствуют установлению равенства и братства; с другой — вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их развитию...

Государственная пропаганда.

И тут открывается широкое поприще для пропаганды, о которой мечтают наши буржуазные псевдо-революционеры. Мы признаем вместе с ними, что без пропаганды социальная революция не мо­жет войти в жизнь. Но мы утверждаем, в противоположность им, что пропаганда только тогда и будет действительна, целесообразна, только тогда и принесет ожидаемые от нее результаты, когда ма-терьяльная сила, когда политическая власть будет находиться в руках революционной партии.

Для захвата власти — заговор. Для заговора — организация и дисциплина.

Если ближайшая, практически-достижимая задача революционе-

147

 

ров сводится к насильственному нападению на существующую по­литическую власть с целью захвата этой власти в свои руки, то от­сюда само собою следует, что к осуществлению именно этой-то за­дачи и должны быть направлены все усилия истинно-революцион­ной партии. Осуществить ее всего легче и удобнее посредством государственного заговора... Но всякий, признающий необходи­мость государственного заговора, тем самым должен признать и необходимость дисциплинированной организации революционных сил...

Организация, как средство дезорганизации и уничтожения су­ществующей правительственной власти, как ближайшая, насущ­нейшая цель — такова должна быть в настоящее время единствен­ная программа деятельности всех революционеров.

(«Набат». 1875 г. Глинский, Том I, стр. 506-510).

«ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО» Ф. ЭНГЕЛЬСУ.

Запад и Россия.

Да будет Вам известно, что мы в России не располагаем ни од­ним из тех средств революционной борьбы, которые находятся к Вашим услугам на Западе вообще и в Германии в частности... По­беда социальной революции более проблематична, менее обеспечена в России, чем на Западе? Ни к коем случае. Если у нас нет некото­рых из тех шансов, которые есть у Вас, то мы можем указать много таких, которых не хватает у Вас.

Шансы социальной революции в России. Отсутствие буржуазии.

У нас нет городского пролетариата, это, конечно, верно, но зато у нас совсем нет буржуазии. Между страдающим народом и угнетающим его деспотизмом государства у нас нет никакого сред­него сословия; наши рабочие должны будут бороться лишь с поли­тической силой — сила капитала у нас еще в зародыше...

Недовольство народа.

Народ наш привык к рабству и повиновению. Но Вы не должны заключать отсюда, что он доволен своим положением... Он проте­стует, и по временам очень энергично...

Правда, эти протесты узки и разрозненны. Но несмотря на это, они в достаточной мере показывают, что народу невыносимо его положение, что он пользуется каждым случаем, чтобы дать волю накопившемуся в его груди чувству озлобления и ненависти. И по­этому русский народ можно назвать инстинктивным революцио­нером.

148

 

Относительная сила революционной партии.

Наша интеллигентная революционная партия немногочисленна... Но зато она не преследует никаких других идеалов, кроме соци­алистических, а враги ее почти еще бессильнее ее, и это их бесси­лие идет ей на пользу.

Слабость высших сословий.

Нашие высшие сословия не представляют собою никакой силы, — ни экономической (они для этого слишком бедны), ни полити­ческой (они слишком тупы и слишком привыкли во всем полагаться на мудрость полиции). Наше духовенство не имеет никакого зна­чения...

Слабость государства.

Наше государство только издали представляется силой. В дей­ствительности его сила—кажущаяся, воображаемая. Оно не имеет корней в экономической жизни народа. Оно не воплощает в себе интересов какого-либо сословия. Оно равномерно давит все клас­сы общества и пользуется равномерною ненавистью со стороны их всех. Они терпят государство, переносят его варварский деспотизм с полным равнодушием. Но это терпение, это равнодушие... яв­ляется продуктом ошибки: общество создало себе иллюзию о силе русского государства.

Возможность мгновенного крушения режима.

Два — три военных поражения, одновременное восстание кре­стьян во многих губерниях, открытое восстание в резиденции в мирное время — и ее влияние мгновенно рассеется, и правительство увидит себя одиноким и всеми покинутым.

Укорененность государства на Западе и беспочвенность его в России.

Таким образом мы и в этом отношении имеем более шансов, чем вы... У вас государство отнюдь не мнимая сила. Оно опирается обе­ими ногами на капитал; оно воплощает в себе известные экономи­ческие интересы. ...Его укрепляет весь строй буржуазных отно­шений.. У нас... наоборот — наша общественная форма обязана своим существованием государству, так сказать, висящему в воз­духе, государству, которое не имеет ничего общего с существую­щим социальным порядком, корни которого кроются в прошедшем, но не в настоящем.

(«Открытое Письмо» Ф. Энгельсу. 1875 г. В. Плеханов: «Наши разногласия». Соч. Том II, стр. 143-145).

149

 

Исповедание экономического материализма.

     Все явления юридические и политические представляют не более, как прямые... последствия явлений жизни экономической; эта жизнь юридическая и политическая есть, так сказать, зеркало, в котором отражается экономический быт народа... Известный немецкий изгнанник Карл Маркс формулировал этот взгляд самым точным и определенным образом. (Из статьи 1865 г.).

150


Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.