Поиск авторов по алфавиту

Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. А, Н. Радищев

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ

(20. VIII. 1749 — 12. XI. 1802)

"И долго буду тем любезен я народу, Что чувства

добрые я лирой пробуждал, Что вслед Радищеву

восславил я свободу...".

А. С. Пушкин.

А. Н. Радищев, по своей душевной настроенности, деятельности и судьбе, считается как бы прообразом русской интеллигенции.

Жгучая жалость к страдающему народу, негодование на неспра­ведливость, жажда правды — переполняли душу помещика-дворя­нина, потомка древнего рода. Борьба за свободу мысли, призыв к моральной непреклонности, обличение деспотизма монарха и про­извола властей, в особенности же и прежде всего — обличение крепостного права, завещаны были Радищевым русской интелли­генции для ее многотрудного пути. Высокая оценка Петра Вели­кого стала боевым паролем Западников.

Еще далеко было до самостоятельной общественной мысли в России, на, во всяком случае, Радищев, изучивший Лейбница, Руссо, энциклопедистов, слушавший в Лейпциге Геллерта и Платнера, был широко-образованным человеком.

Его моральная несгибаемость и жертвенное чувство долга про­являлись многократно на государственной службе, к личному его ущербу.

Радищев выразил свои взгляды в особенности в «Примечании» к переведенной им книге Мабли (1773 г.), в «Письме к другу» (1782), в «Житии Ушакова» (1789) и в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву», изданном в 1790 году, когда Екате­рина II, испуганная Великой революцией, стала непримиримой ко взглядам, которые прежде отчасти разделяла, отчасти терпела.

Преданный по ее повелению суду, Радищев был приговорен к смертной казни, помилован ею « сослан в Сибирь.

 

7

 

 

«Путешествие» написано в виде писем с дороги, обращенных к другу. Форма его, по признанию автора, внушена была «Сантимен­тальным Путешествием», «Вертером»... Дорожные впечатления пе­ремежаются рассуждениями, давая суровую и глубокую критику тогдашней России. Эта книга создала славу Радищева и оставалась под запретом более ста лет, до 1905 года.

Радищев писал в Сибири литературные, исторические, философ­ские, краеведческие произведения, просвещал и лечил местное на­селение.

Павел I разрешил ему вернуться из Сибири и поселиться в своем имении. Александр I возвратил ему полную свободу.

Приглашенный в комиссию сочинения законов, Радищев пред­ложил проекты широких реформ, веря в искренность либеральных намерений молодого императора.

Разочаровавшись в новом курсе — и тяжело переживая свое разочарование — Радищев покончил с собой, в согласии со своими стоическими взглядами на самоубийство.

Русская общественность сохранила благодарную память о А. Н. Радищеве, публицисте и филантропе, мыслителе, поэте и борце за правду.

 

А. Н. Радищев.

Сострадание к людям и долг общественного служения.

Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтобы чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. «Отыми завесу с очей природного чувствования — и блажен буду»... Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощу­тил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и — веселие неизреченное! — я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь.

(Посвящение «Путешествия из Петербурга в Москву» А. М. К. (утузову). 1790 г., стр. 139-140).

 

8

 

 

Если бы закон, или государь, или какая-либо на земле власть подвизала тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной неколебим. Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти... Ярость мучителей твоих разо­бьется о твердь твою, и если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков. Убойся заранее именовать благоразумием слабость в деяниях, сего первого добродетели врага...

(«Путешествие из Петербурга в Москву», «Крестцы», стр. 237).

 

О Петре Великом.

Петр по общему признанию наречен Великим, а Сенатом — отцем Отечества. Но за что может он великим называться?... Част­ный человек гораздо скорее может получить название великого, отличался какою-нибудь добродетелью или качеством. ...Посред­ственный царь, исполнением одной из должностей своего сана, был бы, быть может, великий муж в частном положении; но он будет худой государь, если для одной пренебрежет многие добродетели.

И так, вопреки женевскому гражданину, познаем в Петре ,мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно.

И хотя бы Петр не отличился различными учреждениями к на­родной пользе относящимися, хотя бы он не был победителем Карла XII, то мог бы >и для того великим называться, что дал первый стремление столь обширной громаде, которая яко первенственное вещество была без действия.

Да не уничижуся в мысли твоей, любезный друг, превознося хвалами столь властного Самодержца, который истребил послед­ние остатки дикой вольности своего Отечества. Он мертв, а мерт­вецу льстити невозможно! И. я скажу, что мог бы Петр славнее быть, возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную; но если имеем примеры, что цари оставляли сан свой, дабы жить в покое, что происходило не от великодушия, а от сы­тости своего сана, то нет, и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти, седяй на престоле.

(«Письмо к другу». 1782 г., стр. 73-75).

 

О самодержавии. Об общественном договоре.

Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Мы не токмо не можем дать над собою неограниченной власти, но ниже закон, извет общия воли, не имеет другого права наказывать преступников опричь права собственныя сохранности...

 

9


Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природныя власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу: о сем мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашей обязанности. Неправосуд1ие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества.

(Примечание к переводу «Размышлений о Греческой Истории» Мабли. 1773 г., стр. 65).

 

О цензуре.

Цензура сделана нянькою рассудка, остроумия, воображения всего великого и изящного. Но где есть няньки, то следует, что есть ребята, ходят на помочах, от чего не редко бывают кривые ноги; где есть опекуны, следует, что есть малолетние, незрелые разумы, которые собою править не могут. Если же всегда пребу­дут няньки и опекуны, то ребенок долго ходить будет на помочах и совершенный на возрасте будет каляка... В областях истины, в царстве мысли и духа не может никакая земная власть давать ре­шений и не должна... Исправление может только совершиться про­свещением.

(«Путешествие из Петербурга в Москву», «Торжок», стр. 290-291).

 

Об административном гнете.

Сколь много ошибаются начальники в употреблении своей вла­сти, и великий вред причиняют безвременною и безрассудною стро­гостью... О вы, управляющие умами и волею народов властители, колико вы часто бываете кратковидцы и близоруки, коликратно упускаете вы случай на пользу общую, утушая заквас, воздыма­ющий сердце юности! Единожды смирив его, нередко навеки со­деете калякою.

(«Житие Ушакова». 1789 г., стр. 115-116).

 

О зле крепостного права.

Кто между нами оковы носит, кто ощущает тяготу неволи? Земледелец! кормилец нашея тощеты, насытитель нашего глада; тот, кто дает нам здравие,... не имея права распоряжаться тем, что обрабатывает, ни тем, что производит. Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее?... Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, назваться блаженным? Можно ли назвать блаженным

 

10

 

 

гражданское положение крестьянина в Росаии? Ненасытец кро­вавый один скажет, что он блажен...

(Путешествие из Петербурга в Москву», «Хотилов», стр. 267-268).'

 

Способ отмены крепостного права.

Путь по временным законоположениям к постепенному освобож­дению земледельцев в России... Первое положение относится к раз­делению сельского рабства и рабства домашнего... Второе поло­жение относится к собственности и защите земледельцев. Удел в земле, ими обрабатываемой, должны они иметь собственностью, ибо платят сами подушную подать... Восстановление земледельцев во звании гражданина. Надлежит ему судиму быти ему равными... Дозволить крестьянину приобретать недвижимое имение... Дозво­лить невозбранное приобретение вольности, платя господину из­вестную сумму... Запретить произвольное наказание без суда... За сим следует совершенное уничтожение рабства.

(«Путешествие из Петербурга в Москву», Хотилов», стр. 278 279).

 

Угроза крестьянской революции.

Не ведаете ли, любезные наши сограждане, коликая нам пред­стоит гибель, в коликой мы вращаемся опасности? Загрубелые все чувства рабов благим свободы мановением в движение не прихо­дящие, тем укрепят и усовершенствуют внутреннее чувствование. Поток, загражденный в стремлении своем, тем сильнее становится... Прорвав оплот одиножды, ничто уж в разлитии его противиться ему не возможет. Таковы суть братия наши, во узах нами содер­жимые. Ждут случая и часа. Колокол ударяет. И се пагуба звер­ства разливается быстротечно. Мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и поджигание нам будет посул за нашу суровость и бес­человечие. И чем медлительнее и упорнее были мы в разрешении их уз, тем стремительнее будут они во мщении своем... Уже время, вознесши косу, ждет часа удобности, и первый льстец, или люби­тель человечества, возникши на пробуждении несчастных, ускорит его мах. Блюдитеся.

(«Путешествие из Петербурга в Москву», «Хотилов», стр. 275-276).

 

Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы остав­ляем? То, чего отнять не можем — воздух.

(«Путешествие из Петербурга в Москву», «Пешки», стр. 358).

 

11

 

 

О, если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы на­ша, главы бесчеловечных своих господ и кровию нашей обагрили главы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из их среды исторгнулися великие мужи для заступления избитого пле­мени, но были бы они других о себе мыслей и прав угнетения ли­шены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую, я зрю сквозь целое столетие.

(«Путешествие из Петербурга в Москву», «Городня», стр. 344-345).

Право на самоубийство.

Если ненавистное счастье истощит над тобою все стрелы свои, если добродетели твоей убежища на земле не останется, если, до-веденну до крайности, не будет тебе покрова от угнетения, тогда вспомни, что ты человек, вспомни величество твое, восхити венец блаженства, его же отъята у тебя тщатся — умри.

(«Путешествие из Петербурга в Москву», «Крестцы», стр. 240).

12


Страница сгенерирована за 0.02 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.