Поиск авторов по алфавиту

Федотов Г. П. Русская религиозность. Часть 2. II. Христианская этика мирян

Да тако творити мужу, а не точию и жена едина, буди же храм ваш аки церкви но мужи и женами составлена... Ащели и дети у тебе суть, то возбуди я и востави и да будут присно храм ваш аки церкви в нощь... Ащели зело млади суть и не могут стерпети сна, то по не до единоя молитвы или до двою, то паче покои я, но точью встави я и научи я тако творити и самся» а.

Трудно определить, считалась ли литургическая молитва выс­шей формой по сравнению с частной или ночной молитвой. С од­ной стороны, имеются — особенно во второй редакции «Измараг­да» — строгие предписания посещать церковь по воскресным и праздничным дням. Рассказываются различные истории о том, как регулярное посещение храма вознаграждается Богом. Так, юноша, проходя мимо церкви, зашел в нее помолиться, и это спас­ло его от смерти 6; сапожник, ревностный посетитель церковных служб, стал богатым. 6 Требуется обязательное присутствие на ут­рени — ежедневно или только по праздникам, не ясно. Невыпол­нение этого предписания влечет за собой наказание, покаянную епитимью: «Аще бо обленишися востати на заутреню, то не даждь телу своему ясти до вечера». d Некоторые наставления говорят о подобающем поведении в храме: «Ни с кем не глаголи, ни шепчи, ни смейся» и даже «не пой с тщеславием». e Эти предостережения сопровождаются одной из филиппик Златоуста против грешни­ков: «Собирающе бо ся жены в церковь излише красятся... Аще бо о купли кто совещати хощет, то во церкви. Мнози бо к церкви сходящеся свар совершают, аще бо кто что хощет слышати, ли домовныя строения или воинская или о врачбе, то вся во церкви услышиши...» Весьма практичный совет проповедника таков: «Аще... молчати не можеши, то излези вон из церкви, да инем на пакость будеши». f Этот простой аргумент дополняется мистическим: «Егда в церкви стоиши... ангели бо купно с нами поють, да егда кто начнет беседовати или смеятися, то святии ангели, пение оставлыне, скорбят о нем». Из «Жития преподобного Нифонта» за-

а Измарагд I. Гл. 45II. Гл. 31) // Архангельский А. С. Памятники... Т. 4. С. 137.

ь Измарагд И. Гл. 38 // Костомаров Н. И. Памятники... Т. 1. С. 82.

с Измарагд II. Гл. 134 // Там же. С. 87.

d Измарагд I. Гл. 71.

е Измарагд I. Гл. 50 (из «Жития св. Нифонта»).

f Измарагд I. Гл. 51 // Яковлев В. А. К литературной истории...// ЗНУ. Т. 60. С. 90.

104

 

 

имствована следующая мысль: «...яко елико церкви обходит чело­век в нощи или в дни, то стопы ногу его чтомы суть от святых ан­гел». a Согласно легенде, приписываемой святому Василию Вели­кому, у входа в церковь стоят два ангела, запечатлевающие на свит­ках имена достойных и недостойных прихожан. Эта мысль была столь популярна на Руси, что в большинстве монастырей можно видеть на воротах изображения двух пишущих ангелов.

Преобладает этический подход к литургии: «...а в седьмой день да празднуем на молитву собирающеся в церкви, ...а злобы ни на кого не имуще, ни гнева, ни зависти... нищая милуя и бедныя». b Це­лью общественного богослужения является слушание Слова Божь­его. Последнее сравнивается с чтением императорского посла­ния. Трудность понимания требует толкования со стороны пропо­ведника. В противоположность византийскому и современому от­ношению, проповедь считается существенной частью службы: «Не разумеете ли поемаго и еще больше поучаю вы, аще внимаете и хощете научитися, аще ли не внимаете, аз убо умолкну, вы же осужени будете, имже учащаго не внимаете...» Слово Божие, при его правильном истолковании, называется «духовным медом» с.

Одна из проповедей считает единственным достойным плодом литургии преображение жизни человека: «А вы что приобретосте, иже всегда имате изьдетьска приходяще. Кый приплод душевный, и который обычай злый в вас преста?.. Аще глаголания деля (в цер­ковь приходити), а не Бога ради, ни о души скръбя, то лучше идти на торжища, ли на беседы, или из дому не исходя». d Мы должны ид­ти в церковь, чтобы «воздыхать о наших грехах и исправляться».

В целом «Измарагд» в вопросах литургического богословия, так же как и в других вопросах, придерживается этического на­правления с незначительными уклонами, с одной стороны, в ритуализм, а с другой — в мистицизм. Присутствие ангелов в церк­ви — это всего лишь слабый отголосок византийского литурги­ческого мистицизма. Средневековой Руси не был чужд мисти­цизм, но искать его следует не в «Измарагде».

а Измарагд I. Гл. 50 // Яковлев В. А. К литературной истории...// ЗНУ. Т. 60. С. 89 (из «Жития св. Нифонта»).

b Измарагд I. Гл. 49 // Яковлев В. А. К литературной истории...// ЗНУ. Т. 60. С. 88.

с Измарагд II. Гл. 39. Напечатано среди трудов св. Кирилла Туровского. а Измарагд И. Гл. 100 // Архангельский А. С. Памятники... Т. 4. С. 65.

105

 

 

Учение о таинствах, содержащееся в «Измарагде», приводит к такому же заключению. В таинстве покаяния нравственная сто­рона перевешивает мистическую. Что касается святой Евхарис­тии, то редкие ссылки на нее служат скорее дисциплинарным и превентивным целям, чем призывом к мистическому единению со Христом. Во все времена страшная тайна Божественного Те­ла и Крови сдерживала стремление к мистическому единению. Страх и любовь нераздельно входят в восприятие этого таинст­ва. В «Измарагде», как и в большинстве русских средневековых памятников письменности, в учении о причащении мы обнару­живаем слишком много страха и зачастую полное отсутствие любви, когда речь идет о побудительных мотивах к причастию.

Единственная проповедь о Евхаристии в первой редакции «Измарагда» (вторая редакция таковых не содержит вовсе) на­чинается с призыва к причащению и тут же переходит к пере­числению связанных с ним духовных препятствий и опасностей: «Тем же, чада, мы вси собравшися от велика и до мала чистыми сердци, несрамным лицем да приступим к чудному и страшному Богу, егоже не согрешивши трепещут ангелы несогрешына, а мы по вся дни согрешаем и како без страха примем Пречистое Тело и Честную Кровь Его... Аще ли блуд сотворил или ино что зло, или сварился будешь с кем, а не смирился, или беседовати бу­дешь с кем в церкви о житейских в час литургии, — то не присту­пай к св. Телу и Крови Христове... Аще ли кто из вас имат гнев на кого, не смирився, да не входит в церковь и не приступает к св. комканию [причастию], да ся не осудит в вечную муку».а

В весьма популярной проповеди, приписываемой святому Ва­силию Великому, подчеркиваются страшные космогонические последствия, к которым приводит недостойное причащение: «Тогда преисподняя потрясутся и превысшая силы небесныя вострепещут». Поучения такого рода не только не побуждают, но, скорее, только запугивают и удерживают людей от причас­тия. Это не входило в намерения проповедников; они стреми­лись подчинить чисто религиозные ценности ценностям нрав­ственным. Для них, как и для их паствы, более ощутимое и важ­ное значение имело таинство покаяния. Оба таинства — вероят­но, даже в Киевский период — были неразрывно друг с другом

а Измарагд I. Гл. 36.

106

 

 

связаны. Русские даже создали специальное слово для обозначе­ния участия в обоих таинствах — «говение». И мы едва ли оши­бемся, допустив, что для большинства русских, даже и в настоя­щее время, основной смысл заключается в покаянии как ежегод­ном очищении или духовной бане. Евхаристия стала знаком прощения, видимой печатью примирения грешника с Церко­вью. Было ли подобное отношение к Евхаристии единственно возможным в средние века, мы узнаем в следующей главе. Доста­точно сказать, что таковым было отношение «Измарагда» и что оно согласуется с его общим морализаторским направлением.

Морализм «Измарагда» колеблется между двумя полюсами — страхом и любовью. Первая редакция «Измарагда» начинается со «Стословца» псевдо-Геннадия. В греческом нравственном ка­техизисе, безусловно, превалирует страх; но русский состави­тель, взяв греческий труд за образец, сумел восстановить равно­весие между двумя религиозными принципами. В этом отноше­нии первая и вторая редакции «Измарагда» не отличаются друг от друга. Во второй редакции, так же как и в первой, милосер­дие и страх Божий уравновешены. Вторая редакция, скорее, до­полняла и расширяла первую. В ней добавлено несколько статей о супружеской измене, поскольку они отсутствовали в первой редакции. Были опущены теоретические главы о милосердии, противоречивые по своему характеру. То, что они были исклю­чены, не является свидетельством антикаритативной тенден­ции. Некоторые исследователи усматривают анти-рационалис­тическую тенденцию в том, что во второй редакции было опу­щено несколько глав о чтении книг а. Но этот вывод не правомо­чен. Опущенные главы заменены другими того же направления и духа, хотя нам не понять причин такой замены. Однако все же единожды рукой составителя второй редакции водила опреде­ленная тенденция. Он опустил весьма важную и красноречивую главу 71 «О лживых учителях», содержавшую учение о всеобщем праве на учительство. В то же время было вставлено «Слово св. Афанасия Александрийского, еже не осужати [священники]». Смысл этой замены в свете событий того времени будет выяс­нен в следующей главе.

а Седельников А. Д. Следы стригольнической книжности // ТОДРЛ. Ленин­град, 1934. Т. 1. С. 128.

107


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.