13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Булгаков Сергий, «Отрицательное богословие». IX
IX. Св. Григорий Палама (XIV век).
В творениях св. Григория Паламы 1) мы наблюдаем дальнейшее развитие идей отрицательного богословия, в связи с знаменитыми спорами о Фаворском свете, которые велись между сторонниками св. Григория с одной стороны (так назыв. исихастами), и последователями Варлаама и Акиндина с другой, и окончились церковным осуждением последних. Вопрос поставлен был так: представляете ли свете, осиявший Христа на Фаворе и виденный апостолами, прямое действие Божие, Его «энергию» (ἐνέργεια), несозданную и вечную, или же он есть только чувственное знамение в доступной для грубого понимания учеников форме? (Теперь сказали бы: имеете ли он онтологическое значение или же есть лишь «психологизм»?)
Этим поставлен был и более общий вопрос: существует ли несозданная, следовательно, вечная божественная энергия, которою Бог открывается людям, единая, но многообразная и многоликая, нераздельная, но разделяющаяся для приобщающихся ее благодатному воздействию, или же Бог непосредственно открывается людям, употребляя для этого тварные, во времени созидаемые
1) Сочинения св. Григория Паламы, см. Migne's Patrоlogiae cursus completus, series graeca, t. 150 (по этому изданию делаются все ссылки). Ср. Еп. Алексий. Византийские церковные мистики XIV века. Казань, 1906. Историю исихастов и паламитских споров (вместе с документами) см, у Еп. Порфирия (Успенского). История Афона. Часть III. Отд. I, т, отд. III, 1—2. Спб., 1892.
48
средства? Св. Григорий Палама развивал в своих сочинениях, опираясь на труды своих предшественников, учение о трансцендентной сущности Божией, Его οὐσια, и раскрывающейся в мире Его мощи — δύναμις и действенности — ἐνεργεια. Бог осуществляет Себя как Бог в своей энергии или энергиях, учение же об Его οὐσια характеризуется чертами отрицательного богословия, ибо οὐσια остается вполне недоступна, трансцендентна для тварей, не только для человека, но и для ангелов. «Пресущественность Божия (τὴν ὑπερουσιότητα τὴν θείαν) не может быть ни названа словом, ни понимаема, ни созерцаема каким бы то ни было образом, она превосходит все и выше познания (ὑπεράγνωστον), она пребывает недосягаема и для необъятной силы выше небесных умов, для всех оставаясь совершенно и навсегда непостижимой и неизреченной. И никаким именем не может быть она названа ни на языке (κατά) нынешнего века, ни будущего; не может ее выразить никакое слово (λόγος), рождающееся в душе или произносимое устами; не достигает ее никакое чувство или помышление (ἐπαφή τις αἰσθητὴ ἤ νοερά); не может быть она выражена никаким образом (φαντασία). Разве только кто назовет ее непостижимейшею совокупностью отрицаний (ἐξ ἀποφασεων τελεωτατην ἀκαταληψίαν), как самое высшее абстрагирование от (ὑπεροχικῶς ἀφαιρουμένην) всего, что есть, и всего, что говорится. Поэтому и нельзя, собственно говоря (κυρίως), назвать по-настоящему ни самую сущность (οὐσίαν), ни ее природу, сознавая эту истину превыше всякой истины. Хотя в то же время она есть причина всего, и все существует от нее и ради нее, и сама она, существуя раньше всего и просто и неограниченно (ἁπλῶς καὶ ἀπεριορὶστως), пред наметила в себе все, она должна именоваться во всем (ἐκ πάντων), однако не в собственном смысле» (κυρίως). 1),
«Сущность (οὐσία) Бога совершенно не именуема, так
1) Gregorii Palamae dialogus qui inscribitur Theophanes Sive de divinitatis et rerum divinarum communicabilitate et incommunicabilitate. Migne, 150, col. 937.
49
как и совершенно непостижима... Как неименуемая, она вместе и недоступна причастности (ἀμέθεκτος), ибо пребывает превыше причастности» (ὑπὲρ μέθεξιν) 1). И самое бытие Божие познается относительно не сущности, но лишь энергией: «не из сущности энергия, но из энергии познается сущность, что она есть,- но не что она есть. Потому и Бог не из сущности, но из провидения Своего познается в Своем бытие. На основании этого различается и от сущности энергия, ибо она есть показуемое, сущность же есть показуемое чрез нее в своем бытие». 2)
«Всякая природа как нельзя более далека и совершенно чужда божественной природе. Если же Бог природа, то все другое не есть природа; если же все другое есть природа, то Он не природа, так же как не есть и сущее (ὄν), если другое есть сущее. Если же Он есть сущий, то другое не сущее... Хотя Бог есть и называется природой всего сущего, ибо все Ему причастно, и существует в силу этой причастности, но не причастности (μεθέξει) к Его природе, а к Его энергиям. Таким образом Он есть и сущность сущего (ὀντόν τῶν ὄντων), и форма в формах, как основа форм (εἰδεάρχης) и мудрость мудрствующих, и вообще все во всем (ἁπλῶς τἀ πάντα πάντων); и не есть природа, ибо выше всякой природы, не есть сущий, ибо выше всего сущего; и не есть сущий и не имеет формы, ибо есть выше формы» 3).
Различие между οὐσια и ἐνέργεια совпадает с границами, между отрицательным и положительным богословием: οὐσια соответствует трансцендентному существу Божию, ἐνέργεια есть Его проявление в мире. Феотим. Ты говоришь, что энергией Бог сообщается сообщающимся с Ним (μετἐχεσθαι παρὰ τῶν μετεχόντων). Феофан, Насколько возможно. Феотим. А в отношении сущности тот же самый
1) Eiusdem Gregorii physica, theologica, moralia et practica capita CL. Migne, 159, col, 1221.
2) Ibid., 1220.
3) Ibid., 1176.
50
Бог недоступен общению (ἀμέθεκτον)? Феофан. Разумеется». 1) На этом основании, как понятие, строго говоря, отрицательное или предельное, οὐσία оказывается единой, нераздельной и простой, «божественный же энергии множественны и разнообразны» (ποικίλαι), Энергия оказывается средством сообщения οὐσία, при чем ее многоликость подобна многим лампадам, возжигаемым от огня, она «не триипостасна в этом смысле, но тысячеипостасна» 2). И однако вследствие неделимости Божества в Его οὐσία, каждый образ божественной энергии, каждый ее луч сообщает все Божество: «несообщимость сущности (οὐσία) нисколько не препятствует тому, что чрез каждую из энергий сообщается весь Бог... ибо нетелесное не делится телесно... Поэтому те, кто способны сделались к восприятию божественной и боготворящей энергии, сделались способны к восприятию самого Бога». 3). Это определение приводить, таким образом, к чистой антиномии: « сверх-сущностная сущность оказывается совершенно неделимою, а божественная энергия Бога нераздельно делящею (ἀμερίστως δὲ μερίζουσα) 4). При этом божественные энергии не могут быть приурочиваемы к отдельным ипостасям св. Троицы, но являются общи для всех. «Мощь (δύνσμις) и энергия обща триипостасной природе и действуют во вне и делятся на тысячи. Ибо всемощно (παντας΄θναμον) Божество». 5) Таким образом, резкая граница проводится
l) Ibid., 929.
2) Ibid., 941.
3) Ibid., 936. Ср. изложение учения св. Григория Паламы в цит. соч. еп, Порфирия Успенского. История Афона, ч. III, отд. 2-е, стр. 254—7.
4) Ibid., 941-
5) Ibid., 941, Ср. цит. у еп. Порфирия (цит. соч. 266—70). «Сказание о том, как недугуют последователи Варлаама и Акиндина»: «мы говорим согласно учению святых, что и божеское существо, как несообщимое и невидимое, превыспреннее посылаемых в него озарений и действий и дарований, кои дает и сообщает святым св. Троица: Отец и Сын и св. Дух, ибо все божеские энергии и дары общи трем поклоняемым ипостасям... Существо божественное превыспреннее сообщаемых из него энергий и даров, яко причина (αἰτά) их и источник. То-ест причина, а эти по-
51
между понятием οὐσία и понятием св. Троицы, как сущего в Себе Бога, и между божественными энергиями, но, в свою очередь, не менее глубокая граница существует между этими несозданными (ἄκτιστος) энергиями и тварным, созданным бытием, к которому приравнивали их валаамиты. Энергия есть Божество, целое и единое в каждом луче своем, Божество, действующее, открывающееся ad extra. Учением о божественных энергиях ставится ряд принципиальных вопросов, с которыми нам еще придется иметь дело в дальнейшем изложении, здесь мы ограничиваемся пока указанием мотива отрицательного богословия, в нем заключающегося.
следствия (ἐξ ἐκείνης αίτίας)... Подобно думай и о божеском существе и о божеских энергиях. Каковыми назовешь их, таковым наречешь и существо Божие. Если несозданны энергии, то несозданно и это существо, а ежели созданы, то создано и оно, так как энергии неотделимы отъ существа" (греческий текст приведен, в приложениях к цит. соч., см. стр. 823).
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.